Проект «Мой Башкортостан»
проект (старшая группа)
Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_starshey_gr.docx | 667 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мой Башкортостан»
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Паспорт проекта «Мой Башкортостан»
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: познавательный
Тип проекта: краткосрочный (28.09-09.10.2017 г.)
Актуальность.
Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.
Цели:
- расширять представления о родном крае, культуре, традициях людей живущих в Башкортостане, формирование у дошкольников патриотических чувств;
- приобщение дошкольников к системе культурных ценностей народов, проживающих в республике;
- содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами башкирской национальной культурой, с бытом и историей своих предков.
Гипотеза: расширение представления о родном крае, развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:
создание развивающей среды;
проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;
привлечение к данной теме родителей.
Задачи:
Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).
Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине. Воспитывать любовь к родному краю.
Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.
Формы и методы работы
Формы работы:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- взаимодействие с родителями.
1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).
2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Совместные с родителями мероприятия: праздники, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.
3. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.
5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством,
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него.
Ожидаемый результат: воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, традиции, обычаи, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
В ходе реализации проекта были проведены тематические занятия по темам ««Моя республика и столица», «Государственные символы республики Башкортостан», беседы по следующим темам: «Коренные жители Башкирии», «Башкирское народное жилище», «Одежда башкирского народа», «Гостеприимство башкир», «Что получают из молока?», беседа «Целебные напитки. Кумыс» и « Башкирские народные музыкальные инструменты». Ознакомились с пословицами и поговорками башкирского народа и с башкирскими сказками «Урал-батыр», «Камыр-батыр», «Акбузат», «Алп-батыр», «Шумбай». Была организована открытая непосредственно-образовательная деятельность на тему: «Чтение и обыгрывание башкирской народной сказки, как метод приобщения к национальной культуре». Познакомились с работами художников А.Ф.Лутфуллина «Женский портрет», А.Ситдиковой «В башкирской избе», Э.Тюлькина «Изба Салавата». Воспитанники с удовольствием рисовали башкирские костюмы, юрты с элементами декоративной аппликации, разукрашивали узоры на бабушкином фартуке, «лепили» блюда башкирского народа, кадушку для кумыса.
Прослушали музыкальные произведения башкирских детских композиторов песни «Салават-батыр!», «Эсейем кэзерлем» Р.Зобейера. башкирские народные мелодии «Боронго Урал», «Гюльназира», «Колыбельную» Р.Сагхаутдиновой, «Тукмас».
Очень нравится играть детям в башкирские народные подвижные игры «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», «Перетягивание каната», «Мишень», «Имеешь саблю, руби», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы», в том числе и дидактические: «Давайте познакомимся» (кукла в башкирском национальном костюме), «Оденем куклу», «Угостим куклу», «Опиши посуду», «Собери орнамент», «Батыр и богатырь», «Назови башкирское блюдо», «Мой Башкортостан" и сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке».
Итоговым мероприятием проекта стало мероприятие, посвященное Дню республики.
В результате реализации проекта воспитанники знают и называют место проживания: республику, город; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия; свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знают столицу своей Родины. Ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Дети знают флаг, герб, гимн республики; называют представителей других национальностей, населяющих Родину. Знают национальные игры, с удовольствием в них играют.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Данный проект поможет воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренник ко Дню республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан» в старшей разновозрастной группе 2016 год.
знакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, познакомить с музыкальным инструментом курай. Изучение башкирских национальных игр....
Проект "Родной Башкортостан"
В ходе реализации проекта дети приобретут знания о своем городе, республике, символике, достопримечательностям и начнут проявлять интерес к истории, природе и искусству своей республики, будут отражат...
Тематическое спортивное развлечение, посвящённое Дню независимости Республики Башкортостан «МОЙ БАШКОРТОСТАН!» СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:ЗадачиОздоровительные: Способствовать:- формированию правильной осанки у детей во время ходьбы, бега, упражн. и игр;- укреплению мышц ног и свода стопы в ходе выполнения упражне...
Геральдика Республики Башкортостан. Гербы административных районов Республики Башкортостан
Краткое описание всех районов Республики Башкортостан + пазл-карта РБ Символика Республики БашкортостанФлаг Республики БашкортостанЦвета флага Башкирии размещаются в таком порядке: сверху находит...
Тематическое мероприятие ко Дню республики Башкортостан "Край родной-Башкортостан"
Мероприятие посвященное ко Дню республики Башкортостан в подготовительной группе...
Презентация к проекту 2Мой Башкортостан"
Презентация к защите проектной деятельности в 23 группе....
Проект "Мой Башкортостан"
В ходе реализации проекта дети приобретут знания о своем селе, городе, Республике, символике, достопримечательностям и начнут проявлять интерес к истории, природе и искусству своей Республики, будут о...