Проект по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"
проект (старшая группа)
В проекте по патриотическому воспитанию указаны этапы работы по ознакомлению с малой родиной - поселком, в котором дети живут, знакомятся с достопримечательностями поселка, образовательными объектами. Итог проекта - квест-игра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина»
Проект:
«Воспитание гражданских чувств, чувства любви к малой Родине у воспитанников старшей группы».
Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц).
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
По количеству участников: групповой.
Характер контактов: дети одной группы, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности г. Железноводска.
Возраст воспитанников: 5-6 лет.
Тип проекта: информационно – творческий (по доминирующей деятельности: познавательный).
Проблема: актуальность проблемы, заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, в которой живут; особенностях народных традиций.
Цель:
- Воспитание гражданских чувств, чувства любви к малой Родине, к родному городу; формирование нравственных ценностей;
- Умение видеть прекрасное, гордиться им;
- Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
Для воспитанников:
- Дать детям знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, учреждения;
- Формирование нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- Формирование бережного отношения к природе, традициям, культуре и быту родного края;
- Воспитание интереса к общественным событиям родного города, уважения к труду.
Для воспитателей:
- Включить в целостный педагогический процесс разнообразие форм и методов работы по формированию патриотических чувств к Родине, родному краю;
- Обогатить предметно-развивающую среду группы по нравственно - патриотическому воспитанию;
- Применить значимость проблемы к проявлению творческой активности, инициативы в подборе форм, методов в работе с детьми и их родителями.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать:
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, детскому саду);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых);
- место проживания: город, область;
- предприятия родного города и их значимость;
- символику города, достопримечательности, памятные места;
- находить на карте Ставропольского края свой город.
Структура проекта:
Пояснительная записка:
Целенаправленность ознакомления ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Задачи:
- Формирование эстетических разновидностей личности;
- Эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения;
- Исторические факты становления и развития национальной культуры, ее обычаи и традиции;
- Воспитание и развитие активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника;
-Через ознакомление самого себя в своих поступках, чувствах, поведении;
- Совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников;
- Соприкосновение детей с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей и национальной культуры.
Цели:
- Познакомит детей с родным городом, людьми, работающими и живущими в нем.
Оценка ситуации:
-Интерес педагогов, детей, родителей;
-Недостаточное знание детей о родном городе, его культурных традициях.
Проблема:
Отсутствие систематизированного материала для изучения родного края.
При работе с детьми использовались такие формы и методы работы:
Приглашение в путешествие.
- Создание проблемной ситуации.
- Мини – музей.
- Мастерская народных промыслов.
- Совместная проектная деятельность.
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Конкурсы рисунков и поделок.
- Конкурс стихов.
- Анализ нравственных качеств.
- Ручной труд.
- Беседа.
- Экскурсия.
- Театрализация.
- Изготовление подарков.
- Выставка и экспозиции.
- Игры (дидактические, народные, подвижные, настольно- печатные, сюжетно – ролевые).
- Сказки.
- Развлечения, досуги, праздники.
- Инсценировки, театрализации.
Методы и формы работы с родителями по реализации проекта:
- индивидуальные консультации, беседы о предстоящем проекте;
- анкетирование «Мой ребенок, какой он?»;
- круглый стол «Воспитать патриота и гражданина»;
- оформление информационного стенда «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;
- участие родителей в театрализованной постановке;
- совместная продуктивная деятельность с детьми;
- сопровождение во время экскурсий;
- пополнение развивающей среды (экспонаты для мини – музея);
- родительское собрание (нетрадиционная форма проведения).
1 этап проекта – подготовительный.
- Обсуждение идеи проекта педагогическим персоналом сотрудников.
Теоретическая подготовка педагогов к выполнению проекта.
Разработка перспективного плана. Сбор информации.
- Ознакомление с проектом родителей, сотрудников ДОУ.
- Налаживание сотрудничества с работниками детской библиотеки, краеведческим музеем, школой № 4, Домом культуры.
- Родительское собрание.
- Консультации.
- Встречи за круглым столом.
- Подготовка детей к выполнению проекта.
Вхождение детей в проект (получаем посылку с открытками, фотографиями Москвы. Выясняем, что Москва столица нашей Родины. А как называется место, где человек родился? – Малая Родина. Моя малая Родина – это город Железноводск Ставропольского края). Познакомить детей с картой Ставропольского края и обозначить на ней место, которое занимает наш город. Выявление знаний детей о своем городе, показывает о недостатке этих знаний. Воспитатель интересуется, хотят ли дети получить информационные знания о городе, в котором они родились и живут? Приглашение в путешествие. Создание проблемной ситуации.
2 этап проекта– основной.
Педагог – отбор, поиск материала по изучению родного края (фотографии, вырезки из газет, наборы открыток, буклеты, видео - фильм документальный);
- беседа «Город, в котором я живу»; (символика: герб города, названия улиц и площадей):
- беседа «Мои родители трудятся на …»;
- рассказ воспитателя о местных народных промыслах;
- экскурсия в школьный музей боевой славы;
- экскурсия в детскую библиотеку;
- заучивание стихов о родном городе;
- заучивание пословиц и поговорок о Родине;
- обустройство мини – музея (побуждать детей и родителей к пополнению музея фотографиями, поделками, альбомами, коллажами, рисунками);
- чтение познавательной литературы;
- речевые игры: «Доскажи словечко», «Узнай по описанию», «Где эта улица, где этот дом?», «Разгадай ребус», «Придумай сказку» и др.;
- Создание картотеки пословиц и поговорок;
- рисование «Памятники боевой славы», «Мой детский сад»; «Дома на нашей улице»;
- подвижные игры : «Вокруг домика», «Рыбаки и рыбки», «Золотые ворота», «Тише едешь – дальше будешь».
Дети – разучивание правил игр, стихов, пословиц и поговорок; участие в продуктивной деятельности (создание построек зданий по фотографиям и схемам из конструкторов «ЛЕГО» и «ТИКО»; рисование, аппликации, лепка, конструирование из бумаги (оригами); сюжетно-ролевая игра; театрализованная игра; создание альбома о малой Родине из рисунков детей; изготовление поделок с родителями для пополнения мини-музея; поиск с родителями и педагогом новых знаний о родном крае, общественных событиях родного города и его тружениках.
Родители – поиск информации по заданной теме; сопровождение на экскурсиях; изготовление с детьми поделок, коллажей, совместных работ; участие в театрализованной постановке «Как мамонтенок искал маму». Участие в викторинах и поэтическом вечере «Люблю тебя, мой край, родной»; пополнение экспонатами, фотографиями мини-музея «Родной край».
3 этап – заключительный.
Итоговое мероприятие:
- Поэтический вечер «Люблю тебя, мой край родной» (участники родители и дети).
- Презентация проекта (о проделанной работе) для детей и родителей.
- Чаепитие (создание теплой, дружественной обстановки).
Объединение усилий педагогов, родителей и детей при организации работы на дальнейшее сотрудничество. Награждение самых активных участников проекта дипломами и благодарственными письмами.
Железноводск
автор: Лев Дмитриев
В России много мест чудесных,
Но для меня есть лишь одно.
Там, где в потоках вод подземных,
Моё здоровье рождено.
Там городок есть и в нём воды,
Чудесный лес и парка лоск.
Курорт известный Кавминводы,
А место то - Железноводск.
Там среди гор, я знал пещеру,
В туманной дымке многих сказ.
И Дух горы Бештау верю,
В пещере той был много раз.
Там видел я, и это верно,
Могу сказать вам в этот час.
При мне взлетел, исчез бесследно,
Огромный шар, гигантский глаз.
Ещё я слышал, та пещера -
Какой-то вход, в какой-то мир.
Быть может, там жила химера?
Страстям мальчишеским, там пир.
КВЕСТ – ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛОЙ
РОДИНЕ МОЕЙ»
Цель: Воспитание любви и интереса к родному поселку, расширение кругозора.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы.
2. Формировать понятие «малая родина».
3. Закреплять знания детей о поселке Иноземцево, его истории и достопримечательностях.
4. Обогащать представления детей об окружающем мире.
Развивающие:
1.Развивать память, внимание, воображение.
2.Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города,
3.Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
1.Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине.
2.Воспитывать доброе, уважительное отношение к своему городу, улицам, памятникам.
Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседы с детьми о поселке; рассматривание фотографий старого и нового поселка; изучение схемы поселка; составление творческих рассказов на тему: «Мой любимый уголок в пос. Иноземцево»; разучивание стихов о родине, просмотр презентации «Достопримеча-тельности п. Иноземцево».
Ход игры-квеста
Восп-ль: Ребята, я получила письмо от Буратино, он собирался к нам прийти в садик по карте - схеме, но злой Карабас-Барабас разорвал ее и Буратино не может найти дорогу к нам. Буратино просит нас, чтобы мы ему помогли найти дорогу. А еще у Буратино передал нам вот такие символы-подсказки.
Восп-ль: Ну, что, ребята, поможем?
Дети: Да.
Восп-ль: Тогда отправляемся на поиски карты-схемы. (Первый символ – Земной шар. Дети находят символ в группе и первое задание).
Что такое Малая Родина. Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля. (Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы и фломастеры).
- На какой планете мы живём?
Дети. Земля.
Возьмите круг. Это планета Земля.
- Как называется наша страна?
Дети. Россия.
-Возьмите карандаш красного цвета и нарисуйте в большом кругу круг поменьше. Это наша Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – необыкновенная страна, потому что она наша большая Родина. Взрослые еще называют Россию – Российской Федерацией.
- Как называется край, в котором мы живём?
Дети. Ставропольский.
-Возьмите карандаш синего цвета и нарисуйте внутри красного круга ещё один круг. Это наш Ставропольский край.
Возьмите карандаш зеленого цвета и внутри синего круга нарисуйте ещё круг — это наша малая Родина – п. Иноземцево.
Малая Родина -
Островок Земли
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
А под ней скамья.
Ласковая малая
Родина моя!
- Говорят, что каждый город – это книга, а ее страницы – улицы и здания. В п. Иноземцево много улиц, и у каждой свое название. Как называются улицы, на которых вы живете? (Дети называют свои улицы).
- А какая самая длинная улица в нашем поселке?
Дети: Улица Гагарина, которая названа именем первого космонавта Юрия Гагарина.
-Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.
(Воспитатель переворачивает картинку с символом и там часть изображения карты-схемы).
(Второй символ- флаг России).
-Ребята, нужно рассмотреть рисунки с контурами достопримечательностей нашего поселка и подобрать соответствующие фотографии к ним.
(Контуры и фотографии объектов.)
-Хорошо Вы знаете достопримечательности родного поселка.
(Воспитатель и дети находят вторую часть карты-схемы).
- Продолжаем наш путь.
(Третий символ- Герб России).
-Ребята, нужно отгадать по описанию название объектов города.
(В конверте карточки с описанием объектов и фотографии объектов города)
-Посмотрите какой красивый у нас поселок.
(Воспитатель выкладывает фотографии с угаданными объектами).
(Четвертый символ- Гимн России).
-В нашем поселке живут люди разной национальностей и даже наша группа многонациональна.
- Дети каких национальностей посещают нашу группу (ответы детей). Каждая национальность имеет свои традиции, свои национальные песни, танцы, блюда , одежду.
И вот сейчас вам надо определить по наряду кукол к какой национальности принадлежит кукла (используются конкурсные куклы).
-И пусть засветит солнышко, чтобы лучше было видно, сколько красивых мест у нас в поселке. У нашего солнышка нет лучиков. Вы будете называть красивые слова о нашем поселке и у солнца появятся лучики.
Игра «Подбери слова».
Желающие дети выходят, говорят прилагательные, характеризующие наш поселок, и рисуют лучик.
-Посмотрите, какое лучистое солнышко засверкало над нашим поселком, это поселок Иноземцево, в котором мы живем. Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
-Вы выполнили последнее задание и получаете очередной фрагмент фотографии.
Вам нужно собрать из частей картинку, так чтобы она выглядела целой.
Восп-ль: И что у нас получилось? А получилась фотография нашего детского сад «Родничок». Буратино по этой карте быстро доберется до детского сада. Ждем Буратино в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "С любовью к малой Родине"
Детский проект воспитателя круглосуточной группы Наумовой Екатерины Владимировны содержит: этапы работы над проектом, паспорт проекта, портфолио....
Проект на тему "Моя малая Родина" для детей старшей группы
Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюде...
Долгосрочный творческий проект на тему: "Моя малая Родина"
Цель данного проекта: систематизация знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, ...
Педагогический проект "Моя семья- моя малая Родина"
Сейчас многие говорят о том, что семья, как форма отношений, изжила себя, и что за внешне благополучной ее формой на самом деле скрывается непонимание, долг, страх, жалость. Стремясь заработать на хле...
Нравственно- патриотический проект на тему: " Моя малая Родина"
Патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте - важнейшем периоде становления личности., ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к " малой Родине", ...
Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию « Малая Родина»
В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»...
конспект физкультурного занятия в доу по патриотическому воспитанию "Малая Родина"
Обучающие задачи*совершенствовать умение выполнять общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения;*совершенствовать умения и навыки выполнения основных движений;Развивающие задачи*развивать физиче...