Мини-проект
методическая разработка (подготовительная группа)
Мини- проект "Юрта"
Цель:
1. Познакомить детей с юртой; показать детям все многообразие бурятского жилища; познакомить с историей бурятского народа.
2. Создать условия для развития творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности при ознакомлении с бурятским жилищем.
3.Приобщать детей к культуре и обычаем бурятского народа.
4.Развивать интерес к культуре бурятского народа.
5.Формировать чувство любви к Малой Родине на основе изучения национальных и культурных традиций и обычаев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 168.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Эрхирикский детский сад «Ручеек»
Творческий проект
в подготовительной группе «Капитошка»
«Мини - макет «Юрта»
Разработала и провела воспитатель
Нимбуева Л.Т.
2021 г.
Проект Мини-макет «Юрта»
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей-участников:5-6 лет.
Участники: дети подготовительной группы "Капитошка" МАДОУ «Эрхирикский "Ручеек" с. Эрхирик Республика Бурятия, родители воспитанников, воспитатель Нимбуева Л.Т.
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли»
(Н. Смирнов)
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
На основе народной культуры в детском саду совместно с родителями хотим создать мини-макет «Юрта», целью которого является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков. Деятельность мини–макета «Юрта» призвана стать источником приобщения воспитанников к истории, культуре и традициям бурятского народа.
Основная Концепция проекта по созданию и организации деятельности мини – макета «Юрта» - его функциональность и целесообразность.
Мы считаем, что макет должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.
Цель:
1. Познакомить детей с юртой; показать детям все многообразие бурятского жилища; познакомить с историей бурятского народа.
2. Создать условия для развития творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности при ознакомлении с бурятским жилищем.
3.Приобщать детей к культуре и обычаем бурятского народа.
4.Развивать интерес к культуре бурятского народа.
5.Формировать чувство любви к Малой Родине на основе изучения национальных и культурных традиций и обычаев
Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями бурятского народа, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
2. Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам бурятской культуры.
3.Содействие развитию у детей:
- начал исторического и гражданского самосознания
- ощущения причастности к бурятской культуре
- историческому прошлому
- осознанного благоговейного отношения к родному краю
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого бурятского народа:
- формирование представлений о традиционной семье бурятского народа; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;
- знакомство детей с понятием юрта - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;
Макет “Юрты” должна быть предметной развивающей средой для детей детского сада «Ручеек». Именно на основе музейно-образовательной среды макета “Юрта” реализуется одна из основных идей проекта – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.
Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в изготовлении макета.
Проект состоит из трех этапов:
Подготовительный:
- Подготовка атрибутов, экспонатов для «Юрты» совместно с родителями.
- Разработка демонстрационного, игрового, информационного материала для показа детям.
- Проектная деятельность с детьми и родителями.
- Подбор специальной литературы
Основной :
- ФЦКМ «Юрта - жилище бурят»
- Беседы на темы: «Пять драгоценностей», «Особенности убранства бурятской юрты», «Знакомство с представителями знаков зодиака -символами 12-летнего цикла по буддийскому гороскопу», «Знакомство с бурятскими национальными инструментами», «Сагаалган в нашей семье», «Символика и цвета хадаков, их значение».
- Изготовления бурятских чашек и роспись бурятским орнаментом
- Аппликация «Юрта»
- Чтение художественной литературы: бурятские народные сказки, легенды, эпосы, знакомство с народным героем Будамшу, с подвигами Гэсэра.
- Физическое воспитание: знакомство с народными спортивными играми: стрельба из лука, скачки, борьба.
- Мастер-класс по рисованию узоров национального бурятского орнамента.
- Знакомство и слушание национальных бурятских инструментов. Заучивание и пение песен на бурятском языке, танцы с элементами бурятского фольклора
- Изготовление макета юрты
Заключительный:
Презентация проектной деятельности
Ожидаемый результат:
- Расширение кругозора воспитанников; обогащение их социального опыта в области знаний национального колорита, обычаев, традиций, особенностей быта, культуры, фольклора народов Бурятии;
- Вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ;
- Педагогическая помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка в области поликультурного воспитания;
- Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
- Воспитание и обучение детей в рамках развития этновоспитания:
- Формирование в детях позиции креативного, коммуникативного проявления, с позитивной самооценкой, положительным образом «Я», высокопознавательной активностью, с потребностями в творческом самовыражении, знающим и принимающим этническую культуру разных народов, населяющих Республику Бурятия.
Конспект занятия
«Юрта – жилище бурят»
Программное содержание:
Познакомить детей с жилищем бурят – юртой; показать детям практическую необходимость, приспособленность к природным условиям данного жилища. Воспитывать и побуждать интерес к обычаям и традициям бурятского народа.
Задачи:
- познакомить с древним жилищем кочевых народов (с устройством юрты, с особенностями интерьера);
- развивать память, внимание, наблюдательность, речевую активность;
- вызвать интерес к культуре и быту бурятского народа;
- активизация словаря: кочевые народы, юрта, войлок, купол, очаг;
- воспитывать доброжелательное отношения к другим народам;
- Воспитывать любовь, бережное отношение к традициям и культуре своего народа.
Ход занятия:
- Психогимнастика «Пора вставать».
Воспитатель:
Встало солнышко с утра! Дети делают вид, что спят.
Просыпаться вам пора. Дети открывают глазки.
Все проснулись? (Да!)
Потянитесь, улыбнитесь, Дети потягиваются, улыбаются.
Всем скажите: Сайн байна!
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Аяна.
Аяна: Каждый человек на земле имеет свою малую родину, где он родился и вырос, и, конечно, свой дом, своё жилище. У всех народов жилища разные:
- у русских – изба,
- а у эвенков? (чум),
- а у бурят? (юрта).
- Правильно, дети. И хотя сейчас современные люди живут в квартирах, раньше они отдавали предпочтение именно этим видам жилья.
- Ребята, как вы думаете, почему буряты не строили себе дома, а изготавливали юрты из войлока?
Уточнение ответов детей.
- Да, ребята, буряты вели кочевой образ жизни, они кочевали со своими отарами овец и табунами лошадей с места на место, поэтому удобнее было иметь юрту, которая легко собиралась и разбиралась, и её легко можно было перевозить на лошадях. Кроме того, буряты очень бережно относились к природе, и им нельзя было срубать деревья.
- А теперь садитесь на стулья вокруг юрты и послушайте рассказ о том, как раньше жили буряты. Когда-то давным-давно на берегах озера Байкал, где сошлись и степи, и горы, и поля, и леса, которые изобиловали животными и птицей, где паслись отары овец и табуны лошадей, жил отважный гостеприимный народ – буряты. Их жилищем было строение из жердей и войлока. Посмотрите, что она вам напоминает? Какой она формы? Она имеет полукруглую форму, чтобы её не снесло ветром, ведь в Бурятии бывают самые сильные ветра.
Знакомство с юртой (показ слайдов)
Все вы видели, наверное, бурятскую юрту и бывали внутри. Давайте же вместе войдем в нее и осмотримся. Оказывается, юрта – это модель Вселенной, освоенное пространство, свой маленький теплый мирок, противостоящий прочему миру. И строился он, как и все жилище мира, по своим строгим законам. Наши предки тонко чувствовали местность, в которой они жили, и ощущали свою связь с землей. Юрта – лучшее жилье, придуманное человеком – кочевником. Она недорогая, легкая, быстро обогревается, легко выдерживает сильные ветра и морозы. В юрте нет бесполезных углов, зон, например, многие народы Земли жили и живут в этом удобном универсальном жилье. Она собирается и разбирается за один час и состоит из войлока и легких деревянных реек. Юрта всегда была ориентирована дверью строго на юг, делилась на 4 сектора. Северный сектор, расположенный напротив двери, под зодиакальным знаком мыши, символизировал богатство. Здесь хранилось все самое ценное и дорогое: домашний алтарь с буддийскими атрибутами, сундуки с парадной одеждой и обувью, драгоценности, украшения и другое добро. Сюда усаживали родичей и почетных гостей. Он считался «чистой» стороной жилища и соответствовал голубому или синему тону. Называлось это пространство хойто тала (северная сторона) или хоймор – почетное место. Западная часть юрты – баруун тала – именовалась мужской половиной, и находилась под зодиакальным знаком курицы и олицетворяла собой белый цвет. Здесь располагалась мужская кровать, охотничье и боевое оружие. Противоположная, восточная часть, попадавшая под зодиакальный знак зайца, по традиции считалась женской. Она предназначалась для кровати и постельных принадлежностей женского состава семьи, запаса продуктов, других предметов обихода. Она воспринималась в зеленом цвете. Южная часть жилища, где располагалась дверь, находилась под знаком коня. Его отличительным цветом был красный. Здесь, по левую сторону от входа, помещались конская сбруя, орудия животноводства, сосуды с кумысом. По левую сторону от входа располагались закрытые шкафы, полки с посудой, кухонные и хозяйственные приспособления. Секторы, в свою очередь, делились на сегменты. 12 сегментов – 12 знаков древневосточного зодиака. Они служили циферблатом солнечных часов. Стрелкой был луч солнца, проникавший через круглое отверстие в крыше. Полдень, например, назывался часом мыши. Каркас юрты был устроен таким образом, что можно было определить время по Солнцу, Луне или звездам с точностью до минуты. Центром юрты был очаг – символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня. Очаг – звено между предками и потомками, символ преемственности поколений, с огнем надо вести себя уважительно. Ни в коем случае нельзя лить в огонь воду, нельзя касаться огнем острыми предметами, нельзя протягивать огню ноги, бросать туда мусор, грязь, особенно волосы. Самая страшная клятва бурята: « Пусть потухнет мой очаг!»
Физминутка.
- Физминутка «Юрта»
Юрта, юрта – (дети встают со стульев)
Круглый дом, (шагают на месте)
Побывайте в доме том! (разводят руки в стороны)
Гости явятся едва, - в печку прыгают дрова. (прыжки на месте)
Печка жарко топится (дети хлопают в ладоши)
Угостить торопится. (присели, встали)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Круглые оладушки (снова шагают на месте и тихо садятся на стульчики).
Аяна: Ребята, обратите внимание на дверь – она всегда располагалась перед горой – гора защищала вход от холодных ветров, над входом вывешивали обереги – кусочки верблюжьей колючки или подковы, которые охраняли хозяев от злых духов и болезней. Также жильцов юрты оберегал бурхан – бурятский бог, изображение или скульптуру которого располагали напротив входа на божнице, ему тоже приносили «угощение».
Итог занятия:
- Ребята, с каким жилищем сегодня нас познакомила Аяна?
- Что заполнилось вам больше всего?
- Юрта - это что? (ответы детей). Правильно, это жилище бурят.
- Юрта для чего нужна? (чтобы жить в ней, там тепло).
- Мне очень понравилось, как вы занимались, ребята.
Конспект занятия
Аппликация «Юрта»
Цель: познакомить с юртой; выполнить аппликацию бурятского жилища.
Задачи:
- Познакомить учащихся с конструкцией, строением и декором бурятского жилища – юрты и раскрыть ее семантическое значение.
- Научить создавать эскиз композиции юрты с декоративным оформлением.
- Дальнейшее формирование графических умений и навыков, связанных с приемами декоративного искусства.
- Развивать эстетический и художественный вкус, чувство композиции, творческую активность и мышление учащихся.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к традициям и культуре своего народа.
Оборудование: ноутбук, телевизор, наглядные пособия, образцы аппликаций,
Для учащихся: бумага, кисти, карандаш, орнаменты
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка рабочего места.
II. Вводная беседа.
- В родимой степи
Здесь, вдали от шума, пыли, воплей, стона,
В вечной неге простоты,
Под синеющим узором небосклона
Юрты юртятся в степи.
Бестелесным духам, божествам без стана
Зашаманят степняки.
На степи родимой в травах цветостепи
Разыгрались табуны!
Степи степят юрты. Юрты юртят степи.
Неразрывные мои...
– Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о народном жилище… (юрте).Показ слайдов
- Какие виды жилищ были характерны для бурят? (войлочная юрта и деревянная юрта).
- Что собой представляет войлочная юрта?
- На какую сторону света была ориентирована дверь юрты? ( на южную сторону).
III. Изучение нового материала. Беседа о бурятском жилище – юрте.
Все вы видели, наверное, бурятскую юрту и бывали внутри. Давайте же вместе войдем в нее и осмотримся. Показ слайдов Оказывается, юрта – это модель Вселенной, освоенное пространство, свой маленький теплый мирок, противостоящий прочему миру. И строился он, как и все жилище мира, по своим строгим законам. Наши предки тонко чувствовали местность, в которой они жили, и ощущали свою связь с землей. Юрта – лучшее жилье, придуманное человеком – кочевником. Она недорогая, легкая, быстро обогревается, легко выдерживает сильные ветра и морозы. В юрте нет бесполезных углов, зон, например, многие народы Земли жили и живут в этом удобном универсальном жилье. Она собирается и разбирается за один час и состоит из войлока и легких деревянных реек. Юрта всегда была ориентирована дверью строго на юг, делилась на 4 сектора. Северный сектор, расположенный напротив двери, под зодиакальным знаком мыши, символизировал богатство. Здесь хранилось все самое ценное и дорогое: домашний алтарь с буддийскими атрибутами, сундуки с парадной одеждой и обувью, драгоценности, украшения и другое добро. Сюда усаживали родичей и почетных гостей. Он считался «чистой» стороной жилища и соответствовал голубому или синему тону. Называлось это пространство хойто тала (северная сторона) или хоймор – почетное место. Западная часть юрты – баруун тала – именовалась мужской половиной, и находилась под зодиакальным знаком курицы и олицетворяла собой белый цвет. Здесь располагалась мужская кровать, охотничье и боевое оружие. Противоположная, восточная часть, попадавшая под зодиакальным знак зайца, по традиции считалась женской. Она предназначалась для кровати и постельных принадлежностей женского состава семьи, запаса продуктов, других предметов обихода. Она воспринималась в зеленом цвете. Южная часть жилища, где располагалась дверь, находилась под знаком коня. Его отличительным цветом был красный. Здесь, по левую сторону от входа, помещались конская сбруя, орудия животноводства, сосуды с кумысом. По левую сторону от входа располагались закрытые шкафы, полки с посудой, кухонные и хозяйственные приспособления. Секторы, в свою очередь, делились на сегменты. 12 сегментов – 12 знаков древневосточного зодиака. Они служили циферблатом солнечных часов. Стрелкой был луч солнца, проникавший через круглое отверстие в крыше. Полдень, например, назывался часом мыши. Каркас юрты был устроен таким образом, что можно было определить время по Солнцу, Луне или звездам с точностью до минуты. Центром юрты был очаг – символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня. Очаг – звено между предками и потомками, символ преемственности поколений, с огнем надо вести себя уважительно. Ни в коем случае нельзя лить в огонь воду, нельзя касаться огнем острыми предметами, нельзя протягивать огню ноги, бросать туда мусор, грязь, особенно волосы. Самая страшная клятва бурята: « Пусть потухнет мой очаг!»
Объяснение нового материала.
Демонстрация образцов ученических работ.
Работа по таблице – этапы работы над заданием.
Образец юрты доске.
Последовательность работы над эскизом юрты:
- Композиционное расположение эскиза юрты.
- Линейное построение эскиза юрты с орнаментальным оформлением.
- Работа в цвете.
Практическая работа.
Задание: выполнить эскиз юрты в цвете.
Индивидуальная работа с учащимися: оказание помощи испытывающим затруднения. Контроль за качеством выполняемой работы.
Итог занятия.
- Выставка работ учащихся. Анализ, оценка.
- Закрепление занятия:
- На сколько секторов делится юрта?
- Какая сторона юрты относится мужской половине жилища?
- Что является центром юрты и в чем ее символика?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини - проект "Проект на подоконнике". "Цвети и процветай любимый город".
Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Развивать познавательные и творческие способности детей. Прививать любовь к родному городу....
Групповой проект: «Кулинария малышам». Мини проект: «Вкусненький салатик».
Данная презентация разработана на основе материала и планомерной работы, которая начиналась в старшей группе (2012 - 2013 гг.).К этому проекту с большим удовольствием присоединились и родители. С помо...
Мини - проекты по проекту "Родина моя"
Актуальность экологического воспитания дошкольников. Пути и средства формирования экологической культуры дошкольников. Проектная деятельность....
МИНИ-ПРОЕКТ на тему: «Рисуем сказку». в рамках инновационного проекта: «Наше кино. Сделано в России».
Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами- большую часть из которых занимает телевизионная система. Дети в дош...
Проект по окружающему миру (младшая группа) Экологический мини-проект по теме: "Мишка косолапый по лесу идёт"
Познакомить с животным леса ; медведем; дать представление о медведе, познакомить с внешним видом и его характерными особенностями; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое о...
Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.
Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ МИНИ-ПРОЕКТ «МОЙ ПАПА – МОЙ ГЕРОЙ». Авторы проекта: воспитатели Войтова И.М., Завадская Т.В., инструктор по физкультуре Блинова М. В.
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ МИНИ-ПРОЕКТ «МОЙ ПАПА – МОЙ ГЕРОЙ».Авторы проекта: воспитатели Войтова И.М., Завадская Т.В., инструктор по физкультуре Блинова М. В....