Конспект занятия "В гостях у бабушки Настасьи"
план-конспект занятия
Дети познакомились с бытом и убранством русской избы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 323.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по знакомству с бытом и традициями русского народа
«В гостях у бабушки Настасьи»
Воспитатель: Клявлина Н.А.
Программное содержание:
Задачи:
1. Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.
2. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами.
3. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами
4. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
5. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы простыми и сложными предложениями.
6.Расширять словарный запас.
7. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни человека,
8. Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики.
Словарная работа:
Обогащать и активизировать словарь детей словами.: горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват.
Оборудование:
- Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда);
- Материалы для работы с тестом;
- Музыкальный ряд: русские народные песни.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. В начале развлечения при помощи игры «Давай поздороваемся» был создан эмоциональный настрой на все развлечение. Был использован сюрпризный момент, в виде прихода кукол в старой русской одежде, что позволило определить цель развлечения. На протяжении всего развлечения использовалась музыка.
Так же была использована интерактивная доска. Была показана презинтация. Что позволило подвести детей к посещению избы бабушки Настасьи.
Дети познакомились с бытом людей в старые времена
В ходе работы с тестом дети испытывали радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.
Ход образовательной деятельности:
Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».
Эмоциональный настрой: Ребята, скажите какое у нас сейчас время года?(ответ детей) А что происходит в природе весной? (ответ детей)
Давайте с вами поздароваемся весеннему солнышку, весеннему легкому ветерку и друг другу.
Игра «Поздороваемся»
Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок.(покачивают руками из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький цветок.(приседают и начинают потихоньку подниматься)
Здравствуй, утро.(правую руку в сторону)
Здравствуй, день.(левую руку в сторону)
Нам здороваться не лень.(обнимают друг друга)
После игры дети содятся на стульчики.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то пришел в гости? (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)
Куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
(Дети приветствуют гостей)
Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты странно, и здороваются по – особенному. Как вы думаете, почему они так одеты?
(Ответы детей)
Ребята, гости наши одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся?
Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как наши гости и приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.(Показ)
Воспитатель. Дети, давайте и мы поздороваемся с гостями так, как здоровались на Руси.
Воспитатель: Гости дорогие, а как вас зовут?
Куклы. Меня зовут Аленушка, а моего братца - Иванушка.
Воспитатель. Аленушка…Иванушка….
-Ребята, что можно сказать про имена наших гостей? Какие они?
(Ответы детей)
Воспитатель. Имена ласковые, чисто русские. Давайте и мы им представимся. Поиграем в игру «Колечко». Кому колечко упадет – тот свое имя ласково назовет.
Словесная игра «Колечко» музыкальное сопровождение
Воспитатель: Ну вот ,ребята, мы представились нашим гостям своими ласковыми именами.
А еще ребятки, я знаю бабушку Настасью, живет она, как наши гости, в старинной русской деревне. Гостей встречает она с угощеньем - пряниками печатными да чаем душистым. А начнет сказки сказывать – заслушаешься! Только заскучала моя любимая бабушка. Не с кем ей чай из самовара попить, да некому передать свое искусство пряники печатные готовить. Ребята, давайте отправимся в гости к бабушке – научимся пряники готовить, посмотрим как она живет. А поможет нам к ней попасть вот этот волшебный фонарь, который перенесет нас назад во времени, в те далёкие времена.Сейчас я зажгу наш фонарь. Скажите ребята, дети могут брать спички? Правильно спичками пользуются только взрослые.
И так встанем в круг и возмемся за руки и произнесем волшебные слова.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать.
Воспитатель: (Включатся презинтация) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель.
Воспитатель: А вот и изба бабушки Настасьи. Стучатся, входят в избу
Бабушка Настасья. Низкий вам поклон, гости дорогие! Проходите!
Люди свойские, простые,
Заходите, посидите.
Как живем мы, посмотрите!
Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?
(Ответы детей)
Бабушка Настасья: Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Ой, ты печка – сударушка,
Помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети!
В дом богатство принеси!
Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые. Что бы затопить печь женщине приходилось вставать еще затемно.На печке можно даже спать. Зимой под печкой кур держали. Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.
(Ответы детей)
Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».
Бабушка Настасья:
В углу напротив печки стояли большой стол и лавки, За столом собиралась вся семья, посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей), из дерева – деревянная (повтор детей). А вот и осветительные приборы: свечи и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли и вязали.
В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками.
А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда чугунок?
Ответ детей.
Бабушка Настасья. А ставили в печь горячую чугунок ухватом.(Показ) Предложить детям самим поставить чугунок в печь.
Бабушка Настасья. А вот и прялка моя любимая.
Золотая моя прялица!
Я пряду, а нитка тянется!
Я пряду, а нитка тянется!
Мне работа моя нравится!
Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. А из ниток я свяжу вам носочки да варежки для студеной зимы.
Воспитатель: Ребята, мы от бабушки услышали столько новых слов (изба, горница, печь, чугунок), но в нашем времени есть слова схожие по смыслу. Бабушка, а я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?
Ответ детей.
Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза)
Вот какие мы с вами молодцы.
Продуктивная деятельность.
Бабушка Настасья: Ой, ребята, пока мы с вами играли, вот уж и тесто подошло, хотите, я вас научу пряники медовые печь?
Дети садятся за столы.
Бабушка Настасья
Замесила бабушка Ни булку, ни оладушки.
Доставала из печи Свеженькие прянички!
Птичке невеличке, Зайчику, лисичке,
Кошке и матрешке! Всем дала понемножку!
Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!
(Воспитатель приговаривает во время работы детей)
Бабушка Настасья: Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых рябетишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам!
Готовые работы выкладываются на лист
Бабушка Настасья Готовые пряники выкладывайте на лист и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово! (ставит на печку)
Воспитатель: Бабушка Настасья, пока пекутся прянички, послушай какие добрые слова о печке мы знаем.
1-й ребенок: Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
2-й ребенок: Варежки сушить поможет
Деток спать в тепле уложит.
3-й ребенок: И сверчок поет, где- то, рядышком
Как тепло с тобой печка - матушка!
Бабушка Настасья: Молодцы ребятки! Пока мы с вами потешалися, прянички наши испеклись.
Вы хозяюшку потешьте,
Пряничков моих поешьте.
Угощает всех пряниками.
А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники! Угощайтесь люди добрые!
Воспитатель: Спасибо тебе, бабушка, за все, но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе. (Ответы детей).
Затем дети встают в круг и говорят считалочку.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в своё время опять.
Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе? (Ответы детей).
Закончилось наше путешествие, и мы немного устали, а вся усталость снимается за чашкой чая. Я приглашаю всех на чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/30/picture-410497-1569835701.jpg)
Конспект НОД по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у бабушки Настасьи»
Конспект ООД...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-531047-1416255176.jpg)
"В гостях у бабушки Настасьи"
Итоговое занятие для детей 3-4 лет по познавательно-речевому развитию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-531047-1416255176.jpg)
"В гостях у бабушки Настасьи"
Итоговое занятие для детей 3-4 лет по познавательно-речевому развитию....
«В гостях у бабушки Настасьи»
Сценарий зимнего развлечения...
Конспект организованной интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у бабушки Настасьи»
Иптегрированное занятие...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/02/picture-951904-1651513318.jpg)
КОНСПЕКТ интегрированного занятия по окружающему миру и рисованию «В гости к бабушке Настасье»
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру. История жизни людей....