Статья на тему: "Значение народных промыслов в воспитании детей шестого года жизни на примере растяпиской игрушки"
статья (старшая группа)
Статья на тему: "Значение народных промыслов в воспитании детей шестого года жизни на примере растяпинской игрушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sadekova.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №57» комбинированного вида
Нижегородская обл. г.Дзержинск.
Адрес: бульвар Космонавтов,14; тел: 33 33 03
http://www.dou57ru; e-mail: ds57@uddudzr.ru
Статья на тему:
«Значение народных промыслов в воспитании детей шестого года жизни
на примере растяпинской игрушки»
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В.А.Сухомлинский)
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №57»
комбинированного вида
Садекова Мария Анатольевна
1 квалиф. категория
Дзержинск, 2021
Изучая тему: Значение народных промыслов в воспитании детей шестого года жизни на примере растяпинской игрушки», я ознакомилась
с нормативно-правовыми документами, методическими пособиями, авторскими разработками и интернет - ресурсами.
По данной теме существует множество проблем и противоречий.
С одной стороны:
- В нашей стране нарастает тенденция к угасанию потенциала народных промыслов;
- Отсутствуют способы решения данной проблемы, а так же оптимальные пути и условия для поддержания, сохранения и преемственности патриотического воспитания из поколения к поколению.
А с другой стороны:
- Существует потребность государства в сохранении наследия народных художественных промыслов;
- Народные и авторские художественные промыслы - это высокий нравственно-эстетический и культурный потенциал в воспитании ребенка;
- Центры народного мастерства - это богатое культурное наследие, накопленное поколениями.
У сегодняшних дошкольников практически не развито представление о родной стране, Отчизне, малой Родине, собственном городе и это является действительной проблемой.
- Дети не просто не заинтересованы в изучении истории и культуры родной страны, но и не стремятся к этому. Они ориентированы на западную культуру и традиции.
- Равнодушие и пренебрежительное отношение к культурному наследию своей малой Родины со стороны родителей.
- Отсутствие заинтересованности СМИ в формировании у детей чувства патриотизма.
- Политика, проводимая государством не разрабатывает необходимых содержательных программ в сфере патриотического воспитания детей, которые смогли бы действительно заинтересовать ребенка в истории своей страны и её культурного наследия.
- Проблемы берут истоки из семьи, в которой родители часто не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей.
- Преодоление имеющихся трудностей патриотического воспитания дошкольников будет иметь в будущем значительный положительный эффект, так как необходимо уже с самого раннего возраста укреплять позитивное отношение к Родине, чтобы став взрослыми, дети делали все для процветания и благополучия своей страны.
Отсюда и возникает вопрос о необходимости изучения народных и авторских художественных промыслов для приобщения ребенка к восприятию искусства и поддержание интереса и любви к малой Родине.
В.В. Корнев говорит о том, что «Растяпинская забава» - это символ г. Дзержинска. Важно, чтобы она приносила радость и детям гордость за свою Родину.
Вопросами влияния народного декоративно-прикладного искусства на патриотическое воспитании дошкольников занимались многие ученые-педагоги и психологи:
К.Д. Ушинский - воспитание должно быть народным. Фольклор есть то самое превосходное средство, которое раскрывает самобытность любой культуры, формирует чувство патриотизма.
А.С.Макаренко - воспитание патриота своей Родины - это воспитание всесторонне развитой личности.
Н.Б. Халезова - народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие человека и формирование патриотических чувств.
Б.М. Неменский - детей необходимо приобщать к культуре своего народа и это необходимо сделать с помощью его чувств и эмоций.
Г.Г. Григорьева - освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством.
А.А.Грибовская - народное декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Принципы приобщения детей к народному искусству (ФГОС (1.1.4)
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства
- индивидуальности
- содействие и сотрудничество детей и взрослых
- поддержка инициативы
- приобщение к социокультурным нормам традициям
- возрастная адекватность
- учет этнокультурной ситуации развития ребенка
Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Это фундамент формирования культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развития его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире.
Народное искусство имеет важное значение для каждого народа, поскольку содержит в себе отличительные особенности: язык, культура, традиции, верования. Необходимо изучать культуру своей страны, потому что такие знания способствуют росту духовности человека, помогают понять значимость своего народа, приобщают к наследию нации.
С раннего детства ребенка приучают к любви к своей Родине, рассказывают ему о песнях, легендах, обрядах, праздниках, о народном творчестве, которым полнится наша страна, тем самым формируя у нового поколения чувство патриотизма.
Изучая народный фольклор, ребенок воспитывает в себе желание созидать, изучать историю страны, познавать новые виды творчества. Фольклор играет особую роль в нравственном образовании детей, например, известные басни Ивана Андреевича Крылова учат важным аспектам жизни и способствуют принятию правильных решений, а такое кропотливое и тонкое занятие, как гжель, помогает ребенку стать внимательнее, аккуратнее и усидчивее.
Народное декоративно-прикладное искусство в силу близости к народу, доступности и простоты, живого характера имеет важное место не только в творческом, но и в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста, а также в развитии фантазии, инициативы, воображения и самостоятельности.
Нижегородская область славится такими народными художественными промыслами как: Варнавинская резьба по кости, Городецкая золотая вышивка, Городецкая роспись и резьба по дереву, Полхов-Майданская роспись, Семеновская роспись, Хохломская роспись, Новинская деревянная игрушка и др.
Важное место в народном художественном творчестве нашего края занимает и авторская игрушка «Растяпинская забава», повествующая о жизни людей, проживающих в селе Растяпино (ныне город Дзержинск).
Её автор – коренной дзержинец, бессменный руководитель студии «Юный скульптор» Дзержинского Дворца детского творчества Владимир Васильевич Корнев. Многочисленные фигурки не только “рассказывают” о многих исторических моментах, касающихся быта страны прошлого века, но и дают понять образ жизни растяпинцев, обитавших в этом селе десятки лет назад. Сценки того, как совершаются дела по хозяйству, чаепития, сбор цветов, свадьбы, танцы - все это вызывает приятные эмоции и радость от осознания того, что мы можем прочувствовать изображенную эпоху.
Растяпинская игрушка показывает ребенку жизнь растяпинцев, порой тяжелую, но полную радости и задора. Дети, рассматривая фигурки и слушая истории о них, учатся ценить и уважать прошлое и настоящее.
В.В. Корнев говорит о том, что «Растяпинская забава» - это символ
г. Дзержинска. Важно, чтобы она приносила радость и детям гордость за свою Родину.
Народные промыслы учат важным жизненным урокам, любви к своей стране, к искусству, к ближним, поэтому с ранних лет важно приобщать детей к фольклору.
Процесс воспитания патриотизма в дошкольном учреждении не может обходиться без привлечения родителей, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье. Привлечение родителей к воспитательному процессу происходит с помощью совместного с детьми участия в праздничных программах, занятиях, проектной деятельности, экскурсиях, помощи в изготовлении шаблонов, трафаретов, нетрадиционного художественного материала для самостоятельной творческой деятельности.
Формирование знаний о культуре родного края - сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя и дошкольников, с использованием различным методов, приемом и средств педагогического воздействия на детей. Воспитание любви к культуре малой родины у детей старшего дошкольного возраста определяет в последующем у них моральный облик и уважение к своему региону и стране, что в свою очередь способствует развитию таких нравственных качеств как смелость, уважение, гордость и отзывчивость.
Все это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края.
Литература:
Нормативно-правовые источники:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №115517 от 2013г.
3. Государственная программа «Патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 г» от 30.12.2015г. №1493.
4. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., перераб.— М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 353с.
Методические пособия:
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. /– М.: ЦГЛ, 2005. –256 с.
2. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.- 160 с.
4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез,2016. – 176с.
5. Корнев В.В., Максимова Н.С. Занимательная энциклопедия . Всё о Растяпинской забаве.- Дзержинск. Нижегородская область, 1995. - 99с.
6. Корнев-Растяпинский В. «Керамическая миниатюра Растяпинская забава», Нижегородская область, г.Дзержинск, 2013г. – 79с.
7. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 13. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006. – 206 с.
8. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.10. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 168 с.
Интернет-ресурсы:
1.Социальная сеть работников образования https://www.nsportal.ru
2.Международный образовательный портал https://www.maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи воспитания и развития детей шестого года жизни
Задачи воспитания и развития детей шестого года жизни...
Рабочая программа по воспитанию, образованию и развитию детей шестого года жизни
рабочая программа для старшей группы соответствующая ФГОС МКДОУ №6 Байкаловский детский сад "Рябинушка" 2014 - 2015 год...
Сообщение на родительском собрании «Задачи воспитания и обучения детей шестого года жизни»
Представлены основные задачи развития ребенка 5-6 лет...
Цикл занятий по воспитанию сознательной установки на здоровый образ жизни и укреплению здоровья детей шестого года жизни
Этот цикл занятий поможет научить детей осознанно относиться к своему здоровью....
Консультация на тему "Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста"
Формирует ценности и символы культуры своего народа"...
Статья СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛО-ГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ1.1. Речь как средство развития общения и развития ребенка шестого года жизни1.2. Влияние сюже...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей шестого года жизни
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Систематическое духовно-нра...