НОД "Гости на печь глядят, видно каши хотят"
план-конспект урока (подготовительная группа)
Конспект интегрированной НОД – «Гости на печь глядят, видно, каши хотят».
(работа с мини-музеем)
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное развитие.
Категория возраста: воспитанники 6-7 лет (ТНР).
Предварительная работа: составление родителями совместно с детьми генеалогического дерева, рассказов о своих предках; знакомство с традициями; знакомство с народно-прикладным искусством; знакомство с устным народным творчеством; народно-прикладным искусством.
Демонстрационный материал: макет русской избы, макет печи, печная утварь, большой стол, скатерть, самовар, лавки, напольные дорожки, прялка, плетень, сундук, генеалогического древо, посуда хохломской росписи, каравай, ручник, аудиозапись: русских песен в исполнение народных музыкальных инструментов, готовые образцы ложек с хохломской росписью.
Раздаточный материал: краски, тонкая кисть, баночки с водой, салфетки, заготовки ложек из тонированной бумаги для росписи.
Словарь новых слов: горница, рядком, ладком, сундук, чугунок.
Задачи:
- Образовательные: Познакомить детей русской избой-горницей, с русской народной печкой. Продолжать знакомить с устным народным фольклором (пословицами, поговорками, играми, загадками). Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
- Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, любовь и уважение к русской культуре, любовь и уважение к своей семье, предкам.
- Развивающие: Развивать творческие способности. Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством, закрепить знания элементов хохломской росписи, учить использовать разнообразные приемы рисования (пальцеграфия, рисование кончиком кисти, развивать воображение, мелкую моторику).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosti_na_pech_glyadyat.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной НОД – «Гости на печь глядят, видно, каши хотят».
(работа с мини-музеем)
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное развитие.
Категория возраста: воспитанники 6-7 лет (ТНР).
Предварительная работа: составление родителями совместно с детьми генеалогического дерева, рассказов о своих предках; знакомство с традициями; знакомство с народно-прикладным искусством; знакомство с устным народным творчеством; народно-прикладным искусством.
Демонстрационный материал: макет русской избы, макет печи, печная утварь, большой стол, скатерть, самовар, лавки, напольные дорожки, прялка, плетень, сундук, генеалогического древо, посуда хохломской росписи, каравай, ручник, аудиозапись: русских песен в исполнение народных музыкальных инструментов, готовые образцы ложек с хохломской росписью.
Раздаточный материал: краски, тонкая кисть, баночки с водой, салфетки, заготовки ложек из тонированной бумаги для росписи.
Словарь новых слов: горница, рядком, ладком, сундук, чугунок.
Задачи:
- Образовательные: Познакомить детей русской избой-горницей, с русской народной печкой. Продолжать знакомить с устным народным фольклором (пословицами, поговорками, играми, загадками). Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
- Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, любовь и уважение к русской культуре, любовь и уважение к своей семье, предкам.
- Развивающие: Развивать творческие способности. Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством, закрепить знания элементов хохломской росписи, учить использовать разнообразные приемы рисования (пальцеграфия, рисование кончиком кисти, развивать воображение, мелкую моторику).
Ход занятия:
Дети входят в горницу, гостей встречает хозяюшка, одетая в русский народный костюм.
Хозяюшка:- Здравствуйте! Ой вы гости-господа! Вы откуда и куда? (ответы детей) Проходите, красны девицы и добры молодцы в горницу. Садитесь рядком, да поговорим ладком! Какая мудрая русская народная пословица! (рядком – это как сядем – рядом, а ладком поговорим, что означает – дружно, вместе, ладить друг с другом)
Дети: -Мир Вашему дому хозяюшка!
Хозяюшка: Какое красивое слово – горница. А что оно означает? (Комната). Правильно так называли комнату в избе (повторить слово «горница»). Давным-давно на Руси люди избы строили из бревен. Избы какие были? (Бревенчатые) И все в избе сделано из дерева: и пол, и стены, и потолок, и мебель, и посуда.
- Обведите взглядом горницу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?
Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим,
Весь дом греет!
Хозяюшка: Конечно же, это печь. Не случайно о ней говорили как? – Печь всему голова. Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная?
Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. Она греет, сушит, лечит, кормит.
Хозяюшка: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.
Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь. Как вы думаете, чем топили печь? (дровами). А дрова рубили топором. Давайте мы с вами наколем дров. Как печь топить, так и дрова рубить.
Упражнение «Колем дрова». (Укрепление дыхательной мускулатуры).
Руки в «замке» вверх- вдох через нос.
При наклоне руки вниз- на выдохе произносят: «У-у-ух!»
Молодцы какие, сколько дров наготовили!
Немного отдохнем, загадки подгадываем:
Чего из избы не вытащишь?
(печь)
Зимой нет теплей, а летом нет холодней.
(печь)
Шуба в избе, а рукав на улице.
(печь и труба)
Без чего печь не затопить?
(без дров)
В чём варили кашу, щи в русской печи?
(в чугунке)
У русского народа есть замечательная поговорка: Хороши щи из русской печи. Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.
Давайте поиграем в игру «Каша»
Эта каша для Любаши,
Держат перед собой руки, сложенные «ковшиком».
Пар над кашей поднялся.
Тянутся руками вверх.
Где же каша?
Пожимают плечами.
Нету! Вся!
Отрицательно качают головой, а потом машут рукой.
Еще одна пословица - Гости на печь глядят, видно, каши хотят. Что означает (ответы детей)
Словообразовательное задание: «Какая бывает каша?»
Хозяюшка: Каша из манки…
Дети: манная.
Хозяюшка: из гречки…
Хозяюшка: гречневая.
Хозяюшка: из риса…
Дети: рисовая.
Хозяюшка: из овса…
Дети: овсяная.
Хозяюшка: из перловки…
Дети: перловая.
Хозяюшка:из кукурузы…
Дети: кукурузная.
Хозяюшка: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.
Словообразовательное задание: «Какие бывают пироги?»
Хозяюшка: Пирог с капустой…
Дети: капустный пирог.
Хозяюшка: пирог с яблоками…
Дети: яблочный пирог.
Хозяюшка: пирог с грибами…
Дети: грибной пирог.
Хозяюшка: пирог с мясом…
Дети: мясной пирог.
Хозяюшка: пирог с ягодами…
Дети: ягодный пирог.
Речевая игра «Дополни предложения» - Я ребята начинаю предложение, а вы заканчиваете.
Русская печь нужна для… (для выпечки хлеба и пирогов, для приготовления еды, для сушки грибов, ягод и трав, для обогрева жилища)
Чтобы разжечь огонь в печи, нужны… (дрова, поленья)
Чтобы зимней ночью было тепло, ложились спать на…(печь)
Зимними тёмными вечерами использовали печь для… (освещения избы)
Молодцы какие, на все вопросы ответили. А давайте поиграем в русскую народную игру «Шел козел дорогою» (под музыку)
Хозяюшка: А еще, ребята, что есть в горнице, какая мебель? (Столы, лавки, сундуки). Для чего сундуки нужны? (Вещи хранили.) А где люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.)
Столы в избах были большие, потому что и семьи не малые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Самым главным в семье был самый старший мужчина - дедушка. Его все слушались, потому что он прожил много, многое повидал, много знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались. А вы знаете своих предков? (рассказ ребенка о своем предке, показ генеалогического древа)
Хозяюшка: Что есть в печи, все на стол мечи (что означает? дети объясняют) А ели так: на стол ставили один на всех чугун со щами, кашей. Тарелок не было. Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно остальным есть.
Для каждого нужна была ложка. Вот мы сегодня и будем расписывать ложки. Только учиться мы будем на бумажных ложках. (Дети садятся за столы.)
А сейчас мы с вами рассмотрим ложки. Как называется эта роспись? (хохломская роспись). Что изображено? (Ягоды, травинки, завиточки, листья.) Какие цвета использованы? (Красный, зеленый.) Какой фон? (Черный, желтый).
Обратите внимание на образцы. Выберите, элементы и цвета, какими вы будите расписывать свои ложки. Как можно легко сделать ягоды? (Пальцем - пальцеграфия.)
Анализ работ (ложек). А сейчас, ребята, посмотрите в глаза друг другу. Что вы увидели в глазах? Что там живет? (Радость, доброта.) Мы с вами дружно поработали, много интересного узнали. Поэтому радость и доброта поселились в наших глазах, в нашем сердце. Теперь мы будем дарить их другим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глядится в воды Окские Алексин...
Мматериал по краеведению...
«Слушай тихо и гляди, сказка, в гости приходи»
Конспект занятия для детей средней группы...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию (печать ладошкой и печать пальчиками) в старшей группе "Осьминожки"
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе "Осьминожки"...
Нетрадиционные техники рисования (оттиск листьями, пробкой; печать фигурами из пенопласта, кожуры цитрусовых; тычек ватными палочками; печать луком).
Спомощью листьев, подручных предметов, можно изобразить растения более натуральными. Ребенку начинающему рисовать в дошкольном возрасте с трудом дается изображение предметов. Нетрадициооные техн...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе "Не гляди на лицо, гляди на поступки"
Развитие речи...
Сценарий утреннего круга в младшей группе «Бери скорее ложку и попробуй кашу, хоть немножко!»
Цель:Создание условий для развития у детей творческой инициативы, положительного эмоционального настроя на весь день....
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе (рисование зимнего пейзажа нетрадиционными техниками: печать листьями, печать капустным листом, рисование ватными палочками, газетными комочком). Тема: "Зимний пейзаж".
Рисование зимнего пейзажа нетрадиционными техниками: печать листьями, печать капустным листом, рисование ватными палочками, газетными комочком...