Проект "Масленица"
проект (подготовительная группа)
Познавательный проект для детей подготовительной к школе группы «Масленица»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 21.86 КБ |
maslenitsa.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка – детский сад "Парус"
г. Урень Нижегородской области
Познавательный проект
для детей подготовительной к школе группы
«Масленица»
Выполнила:
воспитатель Смирнова Т.В.
г. Урень
2017
Вид проекта: познавательный.
По доминирующему методу:познавательный, игровой.
По характеру содержания:ребенок и его семья, ребенок, общество и его культурные ценности.
По количеству участников:групповой;
По продолжительности:краткосрочный.
Участники проекта:дети подготовительной к школе группы, родители, сотрудники детского сада;
Ресурсы для реализации проекта: методическая литература, детская художественная литература, детская энциклопедия, иллюстрированный материал, картины художников Б.М.Кустодиева «Масленица» и Е.С.Штырова «Масленица»; мультимедийная презентация по теме, народные подвижные игры, игры-эстафеты, хороводные игры, подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок о Масленице, материалы для продуктивной деятельности.
Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника предусмотрено программой «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, поэтому возникла потребность силами ребят провести праздник. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица–это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.
Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам.
Цель проекта: Ввести в мир народной культуры,
способствовать принятию детьми духовно – нравственных ценностей русского народа.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о традициях русского народа.
2. Сформировать у детей чувство патриотизма.
3. Формировать представление о русских народных обрядовых праздниках.
4. Воспитывать эстетическое и духовно-нравственное отношение к традициям своего народа.
Предполагаемый результат:
- Дети знакомы с художественной литературой о празднике Масленицы;
- Участвуют в организации выставки рисунков;
- Самостоятельно анализируют результаты наблюдений и делают выводы;
- Имеют представление о значении праздника в жизни человека;
- Участвуют в развлечениях, организованных воспитателем.
- Рисуют, лепят, конструируют, раскрашивают праздник «Масленица»
- Подборка рецептов для создания книги «Рецепты блинов»
- Итоговое мероприятие: «Весёлая Масленица!»
План реализации проекта:
1 этап Определение проблемы, обсуждение темы, поиск путей решения проблемы, форм участия детей и взрослых в проекте.
Однажды во время беседы о праздниках Аня сказала, что в воскресенье будет праздник Масленицы и к нему люди готовятся целую неделю. Но Аня ничего не знала об этом празднике, ни о подготовке к нему. Мы решили узнать историю этого праздника
и традицию празднования. Но, где же нам искать информацию, кто поможет помочь в этом? У нас появилось много вопросов: Что это за праздник? Как его празднуют? Какое участие мы можем принять в подготовке к празднику?
Татьяна Васильевна нам подсказала, что можно устроить праздник Масленицы. Даша предложила посмотреть презентацию.Кирилл был уверен, что информацию мы найдём в энциклопедии. Лиза предложила заглянуть в альбом. Артём пригласил в мини-музей «Русская изба». Даша любит рассматривать картины. Алеся предложила нарисовать весеннее солнце. Аня и Алина–слепить из пластилина чучело.
2 этап Реализация проекта
Мероприятия:
- Рассматривание энциклопедии праздников «Широкая Масленица»;
- Чтение произведений «Как звери справляли масленицу» (французская народная сказка), рассказа К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы», РНС «Снегурочка»,стихотворения Т.Лавровой «Широкая масленица–сырная неделя!».
- Разучивание стихотворения В. Степанова «Масленица», масленичных закличек;
- Загадывание загадок о празднике и о весенних явлениях в природе;
- Пение песни «Ах блины, блины, блины…»;
- Слушание народных песен;
- Рассматривание картин Б.М.Кустодиева «Масленица» и Е.С.Штырова «Масленица»;
- Просмотр презентации «Масленичная неделя»;
- Дидактическая игра «Что изменилось?»;
- Игры-эстафеты «Петушиный бой», «Перетягивание каната»;
- Хороводные игры «Гори, гори ясно…»;
- Знакомство с народными поговорками: «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост», «Без блина-не Масленица», «Не житьё, а Масленица»;
- Беседа на тему «Что за праздник, Масленица?»;
- Посещения мини – музея «Русская изба»
Рисование «Солнышко», лепка «Чучело», раскрашивание раскрасок по теме «Масленица».
Взаимодействие с социальными партнёрами:
- Информация «Узнаём день за днём»;
- Фото - выставка «Масленичная неделя»;
- Участие родителей в написании рецептов блинов для создания книги.
3 этап Проведение итогового мероприятия «Весёлая Масленица!», подведение итогов, просмотр презентации.
Итоги проекта: уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У них значительно повысился интерес к традиции проведения народного праздника–Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Ввести в мир народной культуры, способствовать принятию детьми духовно –нравственных ценностей русского народа.
Паспорт проекта Участники проекта: д ети подготовительной к школе группы, родители, сотрудники детского сада; По доминирующему методу: п ознавательный, игровой; По характеру содержания: ребенок и его семья, ребенок, общество и его культурные ценности; По количеству участников: г рупповой; По продолжительности: краткосрочный.
Материально-техническое и методическое обеспечение проекта
Реализация принципа интеграции через систему задач по теме «Масленичная неделя» Образовательная область Образовательные задачи Речевое развитие Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему «Масленица», придумывание загадок и сказок о Масленице. Заучивание стихотворения «Масленица», разучивание масленичных закличек . Познавательное развитие Формировать представление о русских народных обрядовых праздниках. Социально-коммуникативное развитие Беседа на тему «Что за праздник, Масленица?» Знакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей. Художественно-эстетическое развитие Рассматривание картин Б.М.Кустодиева «Масленица», Е.С.Штырова «Масленица», П.Н.Грузинского «Катание на масленице» Знакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь. Физическое развитие Формировать физические качества детей посредством их участия в подвижных играх «Гори, гори ясно…», «Петушиные бои».
Фрагмент перспективного плана Образовательная область Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность взрослого с ребёнком Познавательное развитие Закрепить знания детей о Масленице; Цель: расширить знания и представления детей о русских народных праздниках; развивать диалогическое общение друг с другом. Просмотр презентации «Масленичная неделя» Цель: познакомить с особенностями праздника. Использование дидактической игры «Что изменилось?» Цель: умение сопоставлять и сравнивать. Рассматривание картин Б.М.Кустодиева «Масленица» и Е.С.Штырова «Масленица». Цель: умение сравнивать содержание картин. Чтение произведения А.Н.Островского «Снегурочка». Цель: представление о русских народных традициях. Разгадывание загадок о весенних явлениях в природе. Цель: умение выявлять существенные признаки. Речевое развитие Заучивание стихотворения В.Степанова «Масленица», разучивание масленичных закличек , чтение стихотворения Т.Лавровой «Широкая масленица – сырная неделя!». Цель: умение слушать и декламировать стихи. Составление рассказа по картине Б.М.Кустодиева «Масленица». Цель: развивать интерес к искусству при рассматривании репродукции, умение придумывать небольшой рассказ по содержанию картины. Развивать творческое воображение, связную речь. Художественно-эстетическое развитие Рисование «Солнышко» Цель: развивать у детей самостоятельность, активность при выборе листа бумаги, способов изображения; совершенствовать технику рисования красками; обогащать знания детей о народном празднике. Лепка «Чучело» Цель: развивать художественно-творческие способности. Социально-коммуникативное развитие Беседа «Как вести себя на празднике». Цель: повторить правила безопасного поведения на улице во время праздника.
ИИ Содержание работы Сформировать представление детей о традициях празднования Масленицы Умение отражать впечатления в продуктивных видах деятельности Сохранение и поддержание традиций Итоговое мероприятие Праздник «Весёлая Масленица»
во время беседы о праздниках Аня сказала, что в воскресенье будет праздник Масленицы и к нему люди готовятся целую неделю. Но Аня ничего не знала об этом празднике, ни о подготовке к нему. А начиналось всё так: Мы решили узнать об этом празднике. Узнать историю этого праздника и традицию празднования.
У нас появилось много вопросов: Что это за праздник? Как его празднуют? Какое участие мы можем принять в подготовке к празднику? Татьяна Васильевна спросила нас: Почему именно блин является символом Масленицы? Почему Масленица заканчивается сжиганием чучела? Как называются дни масленичной недели? В какие игры играли во вторник? Почему последний день называется прощёным воскресеньем? Влад сказал, что Масленица – это когда пекут блины. Олеся добавила, что в Масленицу раньше катались на лошадях. Ярослав сказал, что на Масленицу жгут чучело. Лиза сообщила, что на празднике играют в весёлые игры. Мы поняли, что наших знаний было мало…
Мы задумались, где же нам искать информацию, кто нам в этом поможет? Татьяна Васильевна нам подсказала, что можно устроить праздник Масленицы
Нам очень понравилось предложение Татьяны Васильевны. Но прежде, чем мы сможем устроить праздник, нам нужно больше узнать о празднике Масленицы. Вначале мы решили поискать информацию в энциклопедии
Смотрели презентацию «Масленичная неделя»
Рассматривали картины о Масленице
Рисовали солнышко
Лепили чучело Масленицы
Играли в народные игры
Посетили мин-музей «Русская изба»
Вместе с родителями мы создали книгу «Рецепты блинов»
Итоговое мероприятие «Весёлая Масленица»