Национально-региональный компонент
методическая разработка
В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с народной культурой, традициями, приобщение к народному искусству.
Внедрение национально-регионального компонента, на этапе дошкольного образования, приобщает детей к осознанию понятия «Малая Родина». Данный компонент один из самых важных составляющих современного образования, благодаря которому ребенок узнает о природе родного края, о жизни коренных народов Камчатки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Национально-региональный компонент | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Национально-региональный компонент
Во время сложных социально-экономических преобразований, которые происходят в нашей стране, необходимо возвращаться к этническим корням, этнокультурному наследию народа, для более глубокого постижения общечеловеческой культуры.
Приоритетным является то, что идея о национально- региональной специфике образования до конца не реализовывалась программами различных образовательных учреждений. Но, в 2004 году, после принятия Федерального закона об образовании, где было сказано «в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающий в себя федеральный и региональный ( национально-региональный) компоненты. [Федеральный закон: Выпуск 41 (224) об образовании.-М.2004,с7]
В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с народной культурой, традициями, приобщение к народному искусству.
Внедрение национально-регионального компонента, на этапе дошкольного образования, приобщает детей к осознанию понятия «Малая Родина». Данный компонент один из самых важных составляющих современного образования, благодаря которому ребенок узнает о природе родного края, о жизни коренных народов Камчатки.
В МАДОУ должна проводиться работа по формированию у ребенка интереса к истории своей Родины, знаний о природе родного края,
достопримечательностях родного города. Это позволяет расширить кругозор детей, и почувствовать принадлежность к своей «Малой Родине».
Период дошкольного детства благоприятствует становлению предпосылок гражданских качеств, представлении о человеке, обществе, культуре, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Примерное содержание образовательной деятельности по знакомству с Камчатским краем, по образовательным областям
(вторая младшая и средняя группа)
Образовательная область | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать у детей младшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, потребность сохранять народные традиции. |
Познавательное развитие | Знакомить детей с традиционной культурой родного края, традициях, природой |
Речевое развитие | Развитие речи и мышления через знакомство с культурой камчатского края |
Художественно-эстетическое развитие | Знакомить с музыкальным творчеством родного края; Знакомить детей с народным декоративно-прикладным видом деятельности; |
Физическое развитие | Развивать физическую выносливость и ловкость через традиционные спортивные игры; |
Перспективное планирование работы с учетом национально- регионального компонента
для детей второй младшей группы, средней возрастной группы
Месяц | Содержание работы | Формы работы | Цели |
СЕНТЯБРЬ | 1. Наш детский сад.
2. «Моя семья»
| Экскурсия.
Беседа, рассматривание фотографий.
| Помочь детям лучше узнать детский сад, полюбить его.
Учить детей называть членов своей семьи, воспитывать уважительное отношение к родителям. |
ОКТЯБРЬ | 1. «Мой город, в котором я живу»
2. Знакомство с народно-прикладным искусством (матрешка)
3. «Мой любимый город» | Беседа, рассматривание фотографий
Рассматривать матрешек, играть с ними, разукрашивать их.
Выставка. Воспитывать любовь к городу, в котором живешь. | Познакомить детей с городом, в котором он живет, учить называть село; расширить представление детей о родном городе в котором живет.
Учить правильно расставлять матрешке на столе, размещать на лесенке, сделанной из кубиков; уметь сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей.
|
НОЯБРЬ | 1.Природа родного края. «Осень золотая».
2. Кто нас лечит? (профессия медсестры).
3. Знакомство с народно-прикладным искусством (дымковская и филимоновская игрушки) | Рассматривание иллюстраций.
Экскурсия в медицинский кабинет.
Рассматривать дымковские и филимоновские игрушки, а также разукрашивать их с помощью красок. | Познакомить с явлениями осенней природы; воспитывать любовь к природе родного края.
Познакомить детей с профессией мед. сестры; расширить представления о кабинете мед. сестры, о её роли в жизни детского сада; воспитывать уважение к чужому труду.
Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов; совершенствовать технические навыки и умения рисовать. |
ДЕКАБРЬ | 1. Знакомство с народно-прикладным искусством (хохлома).
2. «Как вести себя в детском саду?» | Беседа с детьми о данном виде народно-прикладного искусства; рассматривание хохломы.
Беседа. | Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством.
Помочь ребенку понять, как вести себя в детском саду; познакомить с основами этикета; воспитывать дружелюбное отношение к окружающим. |
ЯНВАРЬ | 1. «Я и моё имя!»
2. Национальная одежда- Кухлянка; 3. Природа Камчатского края. «Зимушка-зима».
4. «Назови ласково». | Беседа.
Рассматривание иллюстраций.
Игра. | Продолжать называть свое имя и имена других сверстников.
Познакомить детей зимой, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Познакомить с «ласковыми именами»; воспитывать уважительное отношение в коллективе. |
ФЕВРАЛЬ | 1. Маршрут выходного дня.
2. «Будем в Армии служить!»
3. «Семья». | Рекомендации для родителей.
Рисунки детей с помощью родителей.
Сюжетно – ролевая игра. | Познакомить детей с достопримечательностями города; воспитывать любовь к родному городу.
Продолжать учить детей играть вместе, дружно, формировать положительное отношение к семье. |
МАРТ | 1. Природа Камчатского края. Весна.
2. Цветы.
| Рассматривание иллюстраций.
Аппликация.
| Помочь детям замечать сезонные изменения в природе.
Научить детей приготовить подарки дорогим мамам, бабушкам; воспитывать любовь к родным. |
АПРЕЛЬ | 1. «Вежливые слова».
2. «Космос».
3. Прогулка. | Чтение.
Рассматривание иллюстраций, беседа. Экскурсии вокруг детского сада. | Приучать детей к вежливости, здороваться и прощаться, а также благодарить за помощь.
Формировать навыки правильно ориентироваться около детского сада. |
МАЙ | 1. «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский).
2. «Репка».
3. Лето.
4. «Этот День Победы». | Чтение
Чтение
Рассматривание иллюстраций.
Маршрут выходного дня. | Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками и фольклором; формировать интерес к книгам.
Познакомить детей летом, воспитывать любовь к родной природе и ее красоте. |
Примерное содержание образовательной деятельности по знакомству с Камчатским краем, по образовательным областям
(старшая и подготовительная к школе группа)
Образовательная область | Задачи |
Физическое развитие | -Продолжение формирований умений и опыта здоровье сберегающих действий во время проведения досугов и национальных праздников; -Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые игры; -Воспитывать нравственные и волевые качества; |
Социально- коммуникативное развитие | -Продолжать совершенствовать знания о традициях и особенностях своего народа; -Ознакомление с традициями и обычаями корякского народа; - Продолжать воспитывать патриотические чувства к родному краю; |
Познавательное и речевое развитие | -Ознакомление с художественной литературой и устным народным творчеством -Систематизировать знания о писателях родного края -Воспитание толерантности к людям другой национальности; |
Художественно-Эстетическое | -Расширение представлений детей о национальном орнаменте; -Развитие умения создавать узоры по мотивам народной росписи; -Изучение произведений национальной музыкальной культуры |
Перспективное планирование работы с учетом национально- регионального компонента для детей старшей и подготовительной к школе группы
Месяц | Содержание работы | Формы работы | Цели |
Сентябрь |
| Игра Беседа Дидактическая игра Чтение художественной литературы Рисование | Познакомить детей с городом, в котором он живет, учить называть село; расширить представление детей о родном городе в котором живет. Ознакомление детей с художественной литературой и устным народным творчеством Камчатского края; |
Октябрь |
| Настольно-печатная игра Чтение художественной литературы; Аппликация | Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством. |
Ноябрь |
| Подвижная игра Беседа Рисование | Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством. |
Декабрь |
| Игра Игра по ПДД Беседа Чтение художественной литературы | Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками и фольклором; формировать интерес к книгам. |
Январь |
| Дидактическая игра беседа рисование | Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством |
Февраль |
| Составление рассказа по картине беседа чтение художественной литературы спортивный праздник | Познакомить детей с традициями национальных праздников; Познакомить детей с достопримечательностями города; воспитывать любовь к родному селу. |
Март |
| Беседа Рассматривание иллюстраций Рисование Беседа | Продолжать знакомить детей с традициями национальных праздников; |
Апрель |
| Подвижная игра Развлечение Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра Чтение художественной литературы | |
Май |
| Выставка работ Чтение художественной литературы Рисование Спортивное развлечение |
После всего сказанного, можно сделать ввод о том, что национально- региональный компонент, является одним из приоритетных составляющих современного образования. Под Национально-региональным компонентом понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
Выступление на секционном заседании...
Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...
Перспективный план по национально- региональному компоненту в 1 младшей группе
Развёрнутый перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 1 младшей группе по ФГТ....
Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»
В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....
Национальные костюмы. Папка для уголка национально-регионального компонента
рисунки всех национальных костюмов России...
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...