ПРОЕКТ «НЕТ В МИРЕ КРАШЕ РОДИНЫ НАШЕЙ!»
проект (младшая группа)

Гончаренко Татьяна Владимировна

Проект предназначен для реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с детьми второй группы раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) в соответствии требований ФГОС ДО.

Тип проекта – познавательно-игровой

Вид проекта – фронтальный

Длительность проекта – среднесрочный (1 месяц)

Участник проекта: педагог, дети от 1,5 до 2 лет, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей:

  • ОО «Познавательное развитие» (НОД игры с дидактическим  материалом «Кто где спрятался?»; дидактическая игра «Найди такую же», дидактическая игра «Наполни сундук» и др.)
  • ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка «Пирожки для Кати», аппликация «Прическа для папы», лепка: «Бусы для мамы» и др.)
  • ОО «Физическое развитие» (Калмыцкая подвижная игра «Собери альчики», русская подвижная игра «Веселая карусель» и др.)
  • ОО «Речевое развитие» (рассказывание потешек, пальчиковая гимнастика и др.)

Продукты проекта:

  1. Обогащение игровых зон группы:
  • уголок ряженья – народными костюмами русского и калмыцкого народов;
  • уголок сюжетно–отобразительных игр – муляжами национальных блюд, предметами быта и др.;
  • спортивный уголок – предметами  народных игр.
  1. Выставка детских работ по теме проекта.
  2. Пополнение дидактических игр.
  3. Оформление фотоальбома «Моя семья», фотоколлаж «Я люблю тебя, мой край родной», фотостенды «Приобщение детей к культуре калмыцкого народа» и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:


ПРОЕКТ

«НЕТ В МИРЕ КРАШЕ РОДИНЫ НАШЕЙ!»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

 Проект предназначен для реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с детьми второй группы раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) в соответствии требований ФГОС ДО.

Тип проекта – познавательно-игровой

Вид проекта – фронтальный

Длительность проекта – среднесрочный (1 месяц)

Участник проекта: педагог, дети от 1,5 до 2 лет, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей:

  • ОО «Познавательное развитие» (НОД игры с дидактическим  материалом «Кто где спрятался?»; дидактическая игра «Найди такую же», дидактическая игра «Наполни сундук» и др.)
  • ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка «Пирожки для Кати», аппликация «Прическа для папы», лепка: «Бусы для мамы» и др.)
  • ОО «Физическое развитие» (Калмыцкая подвижная игра «Собери альчики», русская подвижная игра «Веселая карусель» и др.)
  • ОО «Речевое развитие» (рассказывание потешек, пальчиковая гимнастика и др.)

Продукты проекта:

  1. Обогащение игровых зон группы:
  • уголок ряженья – народными костюмами русского и калмыцкого народов;
  • уголок сюжетно–отобразительных игр – муляжами национальных блюд, предметами быта и др.;
  • спортивный уголок – предметами  народных игр.
  1. Выставка детских работ по теме проекта.
  2. Пополнение дидактических игр.
  3. Оформление фотоальбома «Моя семья», фотоколлаж «Я люблю тебя, мой край родной», фотостенды «Приобщение детей к культуре калмыцкого народа» и др.

ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЕКТА

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств»,

 В. А. Сухомлинский.

О важности раннего начала воспитания детей подчеркивает народная педагогика, которая в емких выражениях определяют данную педагогическую мысль в пословицах: калмыцкая пословица гласит: «Человеком становятся с детства», русская пословица – «Воспитывай ребенка пока он поперек лавки лежит, а не вдоль».

Проблему развития ребёнка раннего возраста трудно переоценить. Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, М.М. Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, С.Н. Теплюк и другие.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей раннего возраста. Определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития, воспитания детей раннего возраста.

Понимая значимость многовекового народного опыта и научной мысли не одного столетия, можно сказать, что человеком любящим свой дом, семью, город, родной край, также становятся с  первого вдоха, первых шагов, первых  лет своей жизни. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание важная составляющая в развитии ребенка раннего возраста.

Однако в современном мире большее внимание родителей, да и педагогов, отдается другим направлениям развития детей, которые скорее связаны с обучением и получением на данном этапе роста ребенка конкретных знаний, умений, навыков, далеких от нравственно-патриотического воспитания. И это вовсе не связано с нежеланием или недопониманием важности этого направления педагогической деятельности, а в ложном представлении о том, что ребенок слишком мал для приобщения его к первоначальному познанию традиций культуры, истории своего народа и народов проживающих рядом с ним.

Таким образом, из вышеизложенного можно указать несколько проблем:

  1. Дети, начиная с раннего возраста, менее других детей дошкольного возраста приобщаются к нравственно-патриотическому воспитанию.
  2. Родители большее внимание уделяют к образовательным потребностям современного общества (ранее чтение, письмо, развивающие центры матери и ребенка и др.)
  3. Недостаточность практического материала  для педагогов ДОО по данной теме в работе с детьми и семьями, имеющих детей от 1,5 до 2 лет по поликультурному, патриотическому воспитанию.
  4. Недостаточность дидактического материал для детей раннего возраста по ознакомлению с родным краем, культурами русского и калмыцкого народов.
  5. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Взаимодействие семьи и ДОО в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста в рамках проектной деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Формировать чувства привязанности детей к своему дому, своим близким, детскому саду.
  2. Прививать детям интерес к своей малой родине на основе ознакомления с ближайшим окружением родного края.
  3. Формировать  у детей раннего возраста элементарные представления о народных особенностях  в рамках диалога культур калмыцкого и русского народов.
  4. Систематизация дидактического материала по ознакомлению детей с родным краем.
  5. Обогащение игровых зон детей предметами и материалами по нравственно-патриотическому воспитанию.
  6. Вовлечение семей воспитанников в непрерывный процесс ознакомления детей с традициями семьи, родным городом.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу,  своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
                                                    Д. С. Лихачёв

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время.

Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных  чувств.

Актуальность проблемы в настоящее время заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам  по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Казалось бы, неимоверно сложные понятия для детей, не достигших и двух лет, но путь воспитания любви к Родине выстраивается в логике «от близкого к далекому». Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И решение проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников раннего возраста состоит в совместной системной работе ДОУ и семьи.

НОВИЗНА ПРОЕКТА

Заключается в следующих аспектах:

  • Это один из первых проектов по данному направлению  с детьми от1,5 до 2 лет в педагогической практике воспитателей дошкольных учреждений Республики Калмыкия.
  • В реализации проекта принимают участие не только дети от 1,5 до 2 дети, а также их семьи, активное участие принимают дети старших и подготовительных групп ДОО, которые знакомят детей с национальными музыкальными инструментами, изготавливают из соленого теста муляжи национальных блюд и др. Таким образом, в проекте к проблеме нравственно-патриотического воспитания привлекаются дети разных возрастов, для малышей – это интересные встречи, игры, для детей старшего возраста  – это и общение, уход, забота, показ примера, знаний и умений. В целом реализуется принцип преемственности образовательной среды в ДОО.
  • В ходе проекта использованы авторские игры регионального содержания педагогов МКДОУ №24: Гончаренко Т.В., Назаренко Т.В., Жуковой Н.А.
  • Вовлекаются не только родители, но и все члены семьи, в рамках преемственности передачи знаний поколениям.

Продолжительность реализации проекта: 1 месяц.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПЛАН  

Форма работы

Наименование

Участники

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.

Опрос родителей

«Знакомите ли вы детей с культурой родного народа?»

Педагог, родители

2.

Консультации

«Роль традиций в нравственном воспитании детей раннего возраста».

Педагог, родители

3.

Рекомендации

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Педагог, родители

4.

Информационная папка - передвижка

«Как воспитать маленького патриота».

«Роль родителей в возрождении русских традиций».

Педагог, родители

5.

Выступление на родительском собрании

«Взаимодействие семьи и ДОО в первоначальном ознакомлении детей с  культурой народов».

Выступление учителя калмыцкого языка Бальджиковой Л.И

«Знаем ли мы обычаи традиции своего народа».

Педагог, родители,

учитель калмыцкого языка.

6.

По итогам проекта  оформление стендов из опыта семейного воспитания по приобщению детей к культуре родного края.

«Семейные традиции приготовления калмыцких блюд».

(Семья Болдыревых)

«Выходной день в моей семье».

(Семья Додоновых)

«Приобщение детей к культуре калмыцкого народа».

(Семья Доржиевых)

«Приобщение детей к культуре русского народа в детском саду».

(Совместно с семьей Герасименко и детским  садом)

«Я люблю тебя, мой край родной»

(Фотоколлаж)

Педагог,

родители,

дети.

7.

Оформление фотоальбома

«Моя семья»

Педагог,

родители

8.

Пополнение  уголка ряженья

Народные костюмы для детей группы

Педагог,

родители

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1 раздел: «Ознакомление детей с национальной одеждой».

Экскурсия в кабинет калмыцкого языка

«Знакомство с калмыцким национальным костюмом».

Педагог,

дети

Примеряем народный костюм  

«Знакомство с русским народным костюмом».

Педагог,

дети

Сюжетно-отобразительная игра

«Кукла Алтана ходит и пляшет».

Педагог,

дети

Дидактические игры

«Найди такую же», «Оденем кукол в калмыцкие костюмы».

Педагог,

дети

         2 раздел: «Ознакомление  детей с национальными блюдами».

1.

Рассматривание и беседа

Первоначальное знакомство детей с утварью и блюдами русского народа.

Педагог,

дети

2.

Игровое упражнение

«В гостях у Насти», «Угощаем калмыцким чаем».

Педагог,

дети

    3.

Сюжетно- отобразительная игра

«Угостим куклу Алтану и куклу Данира калмыцким чаем».

Педагог,

дети

   4.

Аппликация

«Борцоги для Алтаны и Данира».

Педагог,

дети

   5.

Лепка

«Пирожки для Кати».

Педагог,

дети

   6.

Нетрадиционное  рисование

«Украшаем пирожки».

(Методом тычка).

Педагог,

дети

3 раздел: «Ознакомление детей с жилищем. Предметами быта,         музыкальными инструментами».

Игровое упражнение

Игры с предметами из краеведческого уголка.

Педагог,

дети

Рассматривание, беседа, игры на музыкальных

инструментах

Первоначальное ознакомление детей с народными инструментами.

(показ детьми подготовительной группы)

Педагог,

дети

4 раздел: «Ознакомление детей с домашними и дикими животными».

Игры на дидактической скатерти

«У ээҗи и аавы в гостях».

Педагог,

дети

Игры на велкроткани

«Кто живет у дедушки и бабушки в деревне».

Педагог,

дети

НОД

«Ознакомление с окружающим и развитие речи»

«Знакомство с домашними животными».

Педагог,

дети

Индивидуальная работа

«Звери в степи».

Педагог,

дети

Дидактическая игра

«Кто быстрее добежит до степного зверя»

Педагог,

дети

6.

НОД

«Игры с дидактическим материалом»

«Кто  где спрятался?»

Педагог,

дети

5 раздел: «Моя семья».

Индивидуальная работа

«Моя семья»

(На дидактической скатерти семьи в калмыцких и русских народных костюмах»

Педагог,

дети

Лепка

«Бусы для мамы».

Педагог,

дети

Аппликация (нитки)

«Прическа для папы»

Педагог,

дети

                    6 раздел: «Ознакомление с художественной литературой».

    1.

Рассматривание иллюстраций

Калмыцкая народная сказка

«Как собака друга искала».

Педагог,

дети

    2.

Альбом с

потешками

Рассказывание потешек

Педагог,

дети

    3.

Пальчиковая

гимнастика

«Моя семья».

Педагог,

 дети,

Индивидуальная

работа

Пальчиковая гимнастика

«Моя семья».

Педагог,

 дети

НОД

«Ознакомление с окружающим и развитие речи»

Настольный театр «Репка».

Педагог,

дети

7 раздел: «Народные подвижные игры».

Игры в кабинете калмыцкого языка

Знакомство с подвижными играми: «Бодма», «Собери альчики».

Педагоги, дети

Подвижные

игры

«Собери альчики»,

«Карусель».

Педагог,

дети

8 раздел: «Работа с родителями».

Фотоальбом

«Моя семья»

Педагог,

родители

2.

Папки - передвижки

 «Традиционная кухня калмыцкого народа».

«Роль родителей в возрождении русских традиций».

Педагог,

родители

Рекомендации

 «О чайной церемонии у калмыков».

Педагог,

родители

Консультации

 «Воспитание самостоятельности и ответственности в раннем возрасте».

«Народные игры и спорт калмыцкого народа».

Педагог,

родители

Выставка фотостендов  из опыта семейного воспитания по приобщению детей к культуре родного края.

«Семейные традиции приготовления калмыцких блюд».

(Семья Болдыревых)

«Выходной день в моей семье».

(Семья Додоновых)

«Приобщение детей к культуре калмыцкого народа».

(Семья Доржиевых)

«Приобщение детей к культуре русского народа в детском саду».

(Совместно с семьей Герасименко и детским  садом)

«Я люблю тебя, мой край родной»

(Фотоколлаж)

Педагог,

родители

Пополнение  уголка ряженья

Народные костюмы для детей группы

Педагог,

родители

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Выступление на собрании

«Взаимодействие семьи и ДОО в первоначальном ознакомлении детей с  культурой народов».

Педагог,

родители

Представление продуктов проекта

Костюмы, дидактические игры, продуктивная деятельность детей, фотоальбом, стенды и др.

Педагог, родители.

Представление опыта работы

На педагогическом совете ДОО

Педагог

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА: По итогам проекта проведено общее родительское собрание,  на котором было принято решение продолжить работу по данному направлению:

  • Использования игровых приемов в первоначальном ознакомлении с культурами народа;
  • Приобщение детей к семейным традициям, в том числе празднованию народных праздников и составление фотоотчетов;
  • Обогащение игровой среды группы предметами и материалами народной культуры.

ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ДРУГИХ ДОУ:  в педагогической практике проект может быть использован воспитателями групп раннего возраста в любой дошкольной образовательной организации, в связи с тем, что  реализация  задач нравственно-патриотического воспитания – важная составляющая часть ООП ДО всех  дошкольных образовательных организаций.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию «Нет в мире краше Родины нашей»

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это сложная социально – психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подгото...

Проектная деятельность "Нет в мире краше Родины нашей"

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников сегодня-залог успеха и процветания будущего Родины!...

Проект «Нет в мире краше Родины нашей» (старшая и подготовительная группы)

Цель проекта: Воспитывать любовь и уважение к Родине через художественное словоЗадачи  проекта:1. Познакомить со стихами и пословицами о дружбе, семье и Родине.2. Познакомить со стихами и песнями...

«Нет в мире краше Родины нашей» (старший дошкольный возраст)

Сценарий новогоднего праздника, победитель Международного конкурса....

Сценарий физкультурно-музыкального праздника для детей дошкольного возраста «Нет в мире краше Родины нашей»

Сценарий рассчитан на детей 4-7 лет. Материал будет интересен методистам, воспитателям, инструкторам по физической культуре. Праздник проводился на улице с большим количеством детей. Можно адаптироват...

Сценарий физкультурно-музыкального праздника для детей дошкольного возраста «Нет в мире краше Родины нашей»

Сценарий рассчитан на детей 4-7 лет. Материал будет интересен методистам, воспитателям, инструкторам по физической культуре. Праздник проводился на улице с большим количеством детей. Можно адаптироват...