Развлечение «Край наш северный»
план-конспект занятия

Васякина Лидия Семёновна

пробудить у детей интерес к изучению истории, культуры нашего края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_nash_severnyy_-_razvlechenie.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белый медвежонок».

Развлечение

«Край наш северный»

                                                                  Воспитатель:

Лидия Семёновна Васякина

с. Газ-Сале

Цели:

  • пробудить у детей интерес к изучению истории, культуры нашего края;
  • воспитывать уважительное отношение к коренным жителям Севера, их обычаям и традициям;

Задачи: 

  • ввести детей в увлекательный мир культуры народов Ямала;
  • учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, в украшениях, предметах быта;
  • формировать нравственно-эстетическую отзывчивость, развивать экологическую культуру;

Оборудование: 

макет чума, столик, домашняя утварь, выставка одежды коренных жителей, карта ЯНАо, иллюстрации ягод и зверей нашего края, телевизор, аудио и видеомагнитофоны.

Ход занятия.

    Ведущая. Сегодня мы будем говорить о нашем северном крае, о его природе, животном и растительном мире. И о людях – ненцах, которые живут и трудятся на суровом Ямале. Ямал красив и гостеприимен, здесь живут люди со всех уголков нашей Родины. Мы любим Ямал за его северное сияние, за снежные вихри и бураны.

  • Чтение стихотворения «Ямал».

- Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите

Это тундра, здесь наш дом,

Мы на севере живём!

  • Исполняется песня «Добрый день страна!» музыка  Я.  Дубравина      

Ведущая. Зима на Крайнем Севере длинная, господствует полярная ночь, сильные ветра, морозы, метели, глубокие снега. Особенно красиво у нас на севере, когда в морозную погоду искрится белый снег на солнце.

  • Исполняется «Песенка о Солнце».

- Ребята, а вы ходили летом в тундру за ягодами?

- А какие ягоды растут у нас на севере? (брусника, морошка, голубика)

Ведущая. Я тоже ходила вот с этими корзиночками. Ягод в них нет, попробуйте угадать, какие ягоды в них были по цвету кружочка на корзиночке (красный, жёлтый, синий). Молодцы! Знаете хорошо название ягод

  • Чтение стихотворения «Морошка».

1-ый рассказчик:                                                    2-ой рассказчик:

Иду я тропинкой осторожно                                      Морошка, морошка            И вот расступается бор                                               Тоненькая ножка   Повсюду, повсюду морошка,                                     Ягодка фонарик  Огромный бордовый ковёр…                                    Сладостью подарит.

3-ий рассказчик:                                                        4-ый рассказчик:

Осень подоспела                                                        Гуси на болото                                                      

Ягода поспела.                                                            Прилетают рано

Спелая морошка.                                                       Завтра за морошкой

Жёлтая серёжка.                                                        Раньше солнца встану.

Гуси налетели

На болото сели

Всю морошку съели.

Ведущая. Да, без солнца жить плохо, невесело. Но без кого действительно не могут жить ненцы, это без оленя.

  • Игра «Пастухи и олени».
  • Чтение стихотворения «Северный олень».

1-ый рассказчик:                                                 2-ой рассказчик:

Вот он, северный олень!                                  Эй, беги, беги олень

Белый, словно снег,                                         Через тундру веселей!

Пусть сугробы до колен,                                  Пусть горит осенний день

Лёгок его бег.                                                   Ярким солнцем хей-хей-хей

Эге - гей, упряжка мчится,                               Куропатка улетела  

Серебрится лёгкий след.                                   С нашей тропки поскорей

Стук оленьего копытца.                                     В Заполярный едем край

Растревожил белый снег.                                     Хей! Хей! Хей!

Ведущая. Да, олени – главное богатство тундры. Олень кормит людей, одевает, перевозит. Без оленя в тундре не проживёшь.

- А почему мы говорим, что олень кормит и одевает?

Потому что, мясо оленей едят люди, из меха шьют одежду (малицу, ягушку, пимы). Обратите, пожалуйста, на мини-выставку народных промыслов. 

Ведущая. Ребята, а вы знаете, кто такие ненцы?

- Ненцы - это люди коренной национальности, которые живут на Крайнем Севере. Многие из них живут в тундре, разводят оленей, занимаются рыболовством, охотой.

   -  Ребята, а кто из вас видел оленей? - А кто из вас знает, как олень перевозит груз? (на нартах)

В тундре оленей запрягают в нарты и погоняют длинной палкой.

- Как называется она? (Хорей. Зимой нарты хорошо катятся по снегу.)

  • Чтение стихотворения «В дороге».

В снежном вихре олени

По холмистой тундре мчат.

Не бегут мои олени,

А по воздуху летят.

Ведущая. Ребята, а чем питается олень в тундре? (мхом, грибами)

Да, главная пища оленей – это ягель. Зимой оленям приходится выкапывать копытами глубокие ямы в снегу, чтоб добраться до ягеля.

  • Чтение стихотворения «Олень».

       То не метель, не пурга

       То роют снег олени

       В снегу бока, в снегу рога.

       Копыта по колени.

Ведущая. Большой радостью оленеводов является рождение оленят. Это праздник для всех и больших и маленьких.

  • Чтение стихотворения «Оленёнок».

        Первый луч поднял оленей

        Через лес рогов пробился

        На проталинке весенней

        Оленёночек родился.

  • Исполнение песни «Оленёнок».

Ведущая. Маленьким оленятам и маленьким детям в тундре вешают маленькие колокольчики. Оленятам привязывают на шею, а детям пришивают под мышку на малицу. Как вы думаете, зачем? (Да, чтоб они не потерялись в бескрайней тундре). Послушайте песенку про колокольчики.

  • Исполнение песни «Сенгакоця».

Ведущая. Ребята, скажите, как называется жилище, в котором живут ненцы?

  • Чтение стихотворения «Чум».

       На шалаш он похож,

       Только ростом выше.

       Не беда, если дождь,

       Не промокнет крыша…

Ведущая. Ребята, а знаете ли вы животных, которые живут в тундре? Вот сейчас я и проверю.

  • Загадывание загадок о животных тундры:
  1. Угадайте, что за зверь я

У меня на лбу деревья. (Олень)

  1. Хвост пушистый, мех золотистый. (Лиса)
  2. Длинноухий модник,

Летом в сером кафтане бегает,

Зимой белую шубку одевает. (Заяц)

  1. Лежит у порога меховое кольцо,

Чужого в чум не пустит. (Собака)

  1. Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный? (Волк)

Ведущая. Молодцы, ребята. А кто из вас знает как ловят оленей?

  • Чтение стихотворения «Бросок».

       Захватив с собой арканы

       По сугробам мятым

       Пробегают мальчуганы

       К первым оленятам

       Чтоб поймать оленя нужно –

       Запастись терпенья

       Хочешь жить с оленем дружно

       Стань хитрей оленя.

  • Исполняется танец с песней «Ярколава».

- Я рада, что вы много знаете о нашем северном крае, Ямале. 10 декабря наш округ отмечает своё 84-летие. Так давайте его любить, и беречь природу.

Ведущая читает стихотворение «Беззащитная тундра».

Перепутались травы

Распластался багульник

Перемят и раздавлен лишайник ажурный

Тонконогой морошки янтарные капли

С умирающей дрожью растекались и иссякли

Тундра, беззащитная тундра!

Как поранить тебя и обидеть не трудно!

А рубцы твоих ран заживают не скоро,

И глядит нам в глаза молчаливым укором.

Не забудьте же люди за горячей работой

Вы всесильны и мудры только вместе с природой!

Завтра нашу планету детям щедро вручаем

А сегодня мы с вами за неё отвечаем.

             

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белый медвежонок».

Развлечение

«Край наш северный»

                                                                  Воспитатель:

Лидия Семёновна Васякина

с. Газ-Сале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "Край ты наш Кубанский"

Сценарий развлечения "Край ты наш Кубанский". Из опыта работы музыкального руководителя Ловдиковой О.М....

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ "КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Это развлечение способствует приобщению детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа....

Конспект развлечения КРАЙ БЕРЕЗОВЫЙ, КРАЙ ЕСЕНИНА! В старшей группе «Звёздочки»

Вечер развлечения по ознакомлению детей с творчеством С.А. Есенина...

Конспект развлечения КРАЙ БЕРЕЗОВЫЙ, КРАЙ ЕСЕНИНА!

Конспект развлечения "Край березовый Край Есенина" Для детей старшей группы...

Спортивное развлечение «Край мой северный»

Развлечение  проходит в форме соревнований. Эстафеты подобраны с учетом традиций коми народов.Для детей 5-7 лет....

Развлечение "Край родной, любимы край!"

Много стран на белом светеЯ сегодня скажу, не тая,Но милее нигде нету края,Чем родная Югра, ты моя!Ты-святая земля, ты-надежда,Ты богатством своим дорога.Летним зноем, зимой белоснежной,Дорогая моя Юг...