Проект по краеведению
проект

Майер Ирина Сергеевна

Проект "Мой родной сибирский край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodnoy_kray.docx901.98 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский информационно-исследовательский                  проект

« Мой родной сибирский край»

                       Проект «Мой родной сибирский край»

Исполнители:

воспитатели МБДОУ №200

Майер Ирина Сергеевна

Гребнева Ирина Владимировна

Вид проекта:

долгосрочный (2года)

Участники проекта:

дети группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития.

Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Цель проекта.

Воспитание любви к родному краю,  чувства гордости за город, в котором живем; формирование представлений о   достопримечательностях города;  

Задачи:

  • формировать представления детей о родном крае и родном городе;
  •  закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
  •  формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;
  • воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой национальности.
  •  развивать двигательную активность детей, воспитывать организованность, дисциплинированность.

Ожидаемые результаты.

  • Сформированные представлений о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
  • Знание названий улиц города.
  • Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей.
  •  Умение ориентироваться по карте-схеме города.

Этапы реализации проекта.

Первый этап – подготовительный

  • Изучение методической литературы
  • Составление перспективного плана
  • Создание развивающей среды
  • Подбор игр и оборудования
  • Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности

Второй этап - реализация проекта

Перспективный план работы  с дошкольниками 5-6 лет


п/п

Время проведения

Тема

Форма проведения

1.

Сентябрь

Конкурс «Осенние дары Кузбасса»

Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.

Занятие

2.

Сентябрь

Знакомство с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями.

Беседа

3.

Октябрь

Наш город – город труженик.

Фотоконкурс «Я люблю Кузбасс».

Занятие

Конкурс

4.

Ноябрь

Закрепить представления детей об особенностях расположения города (рассматривание карты города).

Беседа

5.

Ноябрь

Улицы родного города.

Посещение «Музея ГИБДД».

Занятие

экскурсия

6.

Декабрь

Дать знания о том, чем славится родной город (рассказать о местной промышленности, уточнить в каких районах города она расположена).

Конкурс поделок «Русские сани».

Презентация

 

Конкурс

7.

Январь

Памятники родного города.

Посещение краеведческого музея

Занятие

Экскурсия

8.

Февраль

Они защищали Родину. Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край.

Занятие

9.

Март

Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).

Беседа

10.

Март

  Конкурс рисунков «Мой любимый город»

«Золотые места Кузбасса»  

Составление коллажей макетов «Город будущего»

Конкурс

Занятие

11.

Апрель

Природа родного края.

Посещение музея-заповедника «Томская писаница»

Занятие

Экскурсия

12.

Апрель

Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города.

Конкурс рисунков «Весна в Кузбассе».

Наблюдение

13.

Май

Закрепить навыки поведения на улицах города.

Занятие

14.

Май

Знакомство с местами отдыха горожан. Летний отдых.

Составление гербария цветов.

Беседа

наблюдения

Перспективный план работы  с  дошкольниками 6-7 лет


п/п

Время проведения

Тема

Форма проведения

1

Сентябрь

Правила перехода через улицу.

Малые и большие народы Сибири

Коренные народы Сибири в современном мире.

Конкурс «Красота осеннего Кузбасса»

Целевая прогулка

Занятие

Беседа

Конкурс

2

Октябрь

 «Кемерово – столица Кузбасса».

Рассматривание плана своего микрорайона. Безопасный путь к детскому саду.

Памятники родного города; люди, прославившие город.

Занятие

Работа с картой и схемой

Беседа

3

Ноябрь

 «Музей угля - наша гордость».

Закрепление знаний о памятниках родного города – рассказ о сквере героев революции.

«Путешествие по родному городу».

Посещение музея

Занятие

Игра

4

Декабрь

Закрепление названий улиц. Составление рассказов об истории города по названиям улиц.

Знакомство с дорожными знаками. Безопасность в городе.

Бульвар героев, о сквере имени Жукова.

Конкурс «Зимний Кузбасс»

Практическое занятие

Экскурсия

Беседа

Конкурс

5

Январь

Знакомство с памятниками родного города – памятник Михайло Волкову.

“Узнай, где я нахожусь” – закрепление знаний о достопримечательностях родного города.»

  «Наши музеи»

Посещение снежного городка. Фото.

Заочное путешествие

Дидактическая игра

Занятие

6

Февраль

Памятники защитникам Отечества.

Оформление уголка «Слава Защитникам Отечества»

Открытое занятие «Малые народы Сибири».

Беседа

Занятие

7

Март

“Встреча с прекрасным” – музей изобразительных искусств.

Закрепление знаний о музеях родного города.

Занятие

Игра-путешествие

8

Апрель

Рассматривание стелы (иллюстрации) “Дружбы народов.

Рассматривание иллюстраций, открыток с видами родного города.

“Архитектура родного города”

Беседа

 

Занятие

9

Май

“Природа Кузбасса” – знакомство с книгой “Приключения зеленого кузнечика Кузи” А. Куприянов, Ю. Манаков.

Беседа

Третий этап – презентация проекта. Праздник «Край родной навек любимый» (Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта)

Игры по краеведению

Герб города (игра).

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” герба города в разобранном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.

Исторические места и здания города (игра).

Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий.

Ход игры: аналогичен игре “Герб города”.

Заколдованный город (игра).

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель: “расколдовать” город.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини – беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам.

Наш город (игра).

Цель: дать информацию детям о родном городе: кто в нём живёт, трудится, какой транспорт в нём ходит.

Материал: картинки с изображением города, людей, транспорта.

Ход игры: воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одной изображены жители города; на другой – труд людей; транспорт; здания города.

Картинки раскладываются в разных местах групповой комнаты. Дети делятся на четыре группы. Каждой группе даётся задание: одной – посмотреть, кто живёт в городе и собрать картинки с изображением людей; другой – на чём люди ездят, собрать картинки с изображением транспорта; третьей – картинки, на которых воспроизведён труд людей; четвёртой – отобрать картинки с рисунками, на которых изображены здания города и их декоративные украшения. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки. Возвратившись на свои места, путешественники рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено.

Предварительные результаты реализации проекта:

Дети:

  • Расширение и обогащение знаний детей о родном крае (на основе диагностики).
  •  Нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края (беседы, отражение впечатлений в продуктивной деятельности).
  • Проявление самостоятельности и активности в различных видах деятельности.
  • Развитие связной речи, активизация и обогащение словаря по теме (презентации, дети - экскурсоводы, репортеры)  

Воспитатели:

  • Освоение инновационных технологий (метод учебных проектов) по патриотическому воспитанию дошкольников
  • Разработка конспектов занятий, досугов, дидактических игр по теме проекта, составление перспективного плана работы  
  • Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта

Родители:

активное совместное участие детей и родителей в конкурсах, выставках;

совместная работа детей и родителей при изготовлении продуктов деятельности - рисунки, памятки, страницы книги;

Для оценки эффективности данного проекта мы выделили следующие критерии:

  1. Обогащение знаний у детей об историческом, культурном, географическом, природно-экологическом своеобразии родного региона (по результатам диагностики).
  2. Умение детей задавать вопросы; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов деятельности (презентации страниц книги, фоторепортажи, рисунки, выставки, памятки)
  3. Рост продуктивной деятельности участников проекта.

Материально-техническое сопровождение проекта:

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • наборы открыток «Город Кемерово»
  • фотоальбомы по теме;
  • художественная и познавательная литература;
  • карты, атлас Кемеровской области;
  • Пособия «Символика Кемеровской области», «Города Кемерово»


Музей-заповедник «Томская писаница»

                                           

Река  «Томь»

«Сосновый  бор»

  Набережная  в Кемерово

Кемеровский городской сад « Парк  чудес»

                                       Музей  ГИБДД  в Кемерово

                                        Презентация детских макетов

Занятие по краеведению

  Занятие по краеведению в подготовительной группе

                    «Малые народы Сибири»

 Цель: Расширять представления детей о коренных жителях Сибири (телеуты, шорцы). Познакомить с историей жизни их традициями, обычаями, обрядами и особенностями проживания в настоящее время.

Задачи: формировать у детей желание узнать больше о культуре, традициях своего народа, народах родного края;

развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового;

совершенствовать речь, развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности. Развивать творческую активность.

воспитывать любовь к своему краю;

Ход занятия:

Ребята я приглашаю вас посетить наш краеведческий музей. Мы его создавали вместе и поэтому, когда я буду рассказывать, вы мне поможете.

На юге нашей области есть красивейшее место Горная Шория, именно там, в лесах, по берегам горных рек встречались основные поселения этих народов, и название они получили созвучное – шорцы. Шорцы занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей. Ещё они занимались охотой. Жили они в сезонных жилищах из коры и ветвей, а также в юртах, которые могли легко переносить с места на место.

Телеуты не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам рек. Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения. Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы.  Жили они в улусах – небольших селениях. Их женщины из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне. Жили телеуты в шалашах из дерева и шкур, в центре шалаша был костер. Они садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу.

Сейчас эти народы живут так же, как и мы с вами, но они очень ценят свои традиции и обычаи. Они отмечают праздники так же, как и раньше, умеют строить юрты, и так же, как и раньше, большое значение для этих народов имеет шаман – очень уважаемый человек в селении.  Шаман — это человек способный общаться с духами. Это был и врач, и советчик, и мудрец, а также волшебник.  Шаманами были не только мужчины, но и женщины. Шаманом мог стать не любой человек, считалось, что духи сами выбираю, кто будет шаманом. Обязательным атрибутом шамана был бубен и посох. Шаман бил в бубен и совершал обряд (вызов дождя или солнца, укрощение огня)

В Сибири жили и русские. У них были свои традиции и обряды.

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием.  После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.   Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

   Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

- обрядовые;

 - куклы-обереги;

- игровые.

Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух.

Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай.

Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь.

Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по краеведению "Мой отчий край ни в чём не повторим"

Развитие нравственно-патриотического воспитания у детей....

«Славный город Лебедянь». Проект по краеведению в старшей группе

В канун 400-летия нашего города мы с детьми и родителями решили воплотить в жинь, созданный совместно проект. И вот, что из этого получилось....

Метод проектов и краеведение в ДОУ

Одной из задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному городу, краю, Родине, чувство гордости за нее. Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего...

Проект по краеведению: «С чего начинается Родина?»

Предлагаю вашему вниманию патриотический проект по краеведению "С чего начинается Родина?" Данный материал будет полезен воспитателям,методистам ДОУ.Проект рассчитан на возраст детей 5-7 лет....

проект по краеведению "Путешествие с Терёшкой по родному краю"

Знакомство детей дошкольного возраста с родным краем...

Проект "Центр краеведения – основа воспитания патриотизма"

Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Метод проектов в краеведении в дошкольном образовательном учреждении»

Актуальность проекта связна «в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творчес...