Картотека игр "Народная педагогика в отношении дошкольника"
картотека (старшая группа)
Картотека различных игр, учит детей играть дружно, воспитывать уважение к разным народам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_narodnaya_pedagogika_v_otnoshenii_doshkolnika.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека «Народная педагогика в воспитании дошкольника» «Хоровод»
Цели: Учить детей играть дружно; воспитывать уважение к разным народам; развивать логическое мышление; показать детям, что хорошо тогда, когда люди все вместе дружно живут.
Материал: 3 логических цепочки из 6 карточек с изображением людей в разных национальных костюмах, соединенных между собой каждая и образующие круг.
Ход игры. Перед детьми лежат отдельные сегменты цепочек. Ведущий объясняет, что каждая карточка – это один человек и предлагает детям сложить хоровод из картинок. Когда дети справятся с работой, ведущий обращает внимание на то, как дети дружно трудились. Затем цепочки разбираются и несколько сегментов убираются. По просьбе ведущего дети вновь собирают цепочку. Так как в цепочке не хватает сегмента, то она не составляется. Ведущий обращает внимание на то, что дети по-прежнему дружно трудились, но цепочка не получилась, потому что одного человечка в каждой цепочке не хватает. Далее ведущий возвращает недостающие сегменты цепочек, и дети складывают хороводы. Делается вывод, что люди любой национальности необходимы друг для друга.
«Наши соседи»
Цель: Формировать знания о народах, живущих в России; развивать умение узнавать элементы культуры других народов; воспитывать симпатию к людям других национальностей.
Материалы: пирамида, состоящая из 4 граней и набор картинок с изображением элементов культуры народов нашего города (национальный костюм, национальная кухня, народный орнамент и государственный флаг).
Ход игры: Играющим предлагается разместить на каждой грани 4 карточки (национальный костюм, национальный орнамент, национальное блюдо и государственный флаг, соответствующие определенной национальности).
«Путешествие по сказкам»
Цель: закрепить знания детей онародных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках.
Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка (Буратино, Петрушка, фишки.
Ход игры: При помощи известного сказочного персонажа (например, Незнайки, Буратино, Петрушки)ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.
«Угадай, откуда я приехал»
Цель: закрепить знания детей о разных народах.
Ход игры: в группе поочередно появляются дети в народных костюмах и рассказывают о различных странах, республиках. Остальные ребята должны угадать, откуда приехали гости.
В зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами.
«Кто знает больше "волшебных" слов по…»
Цель: закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных»слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др., воспитывать культуру общения.
Ход игры: Передавая мяч по кругу,дети называют вежливые слова на различных языках: первый круг – по - русски, второй – по – татарски и т. д.
«Магазин одежды»
Цель: систематизировать знания детей о национальном костюме и его элементах; соотносить костюм с национальным праздником (Сабантуй, Акатуй, Масленица); воспитывать интерес к народной культуре.
Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.
Ход игры: Дети - покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей - продавцов подобрать им остальные детали национального костюма. Затем покупатели рассказывают, на какой праздник они собираются.
«Вещи заблудились»
Цель: закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.
Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов.
Ход игры: детям предлагается соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент.
«Чей орнамент?»
Цель: назвать элементы национального орнамента.
Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.
Ход игры: По указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на маленькой карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке
«Музей народных игрушек»
Цель: систематизировать знания детей о русских народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.
Материалы: глиняный горшок, хохломская ложка, гжельская посуда, Елецкие кружева, валенки.
Ход игры: Исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившемся народном промысле, поясняя, чем именно она ему понравилась.
«Собери предмет»
Цель: упражнять в самостоятельных поисках путей составления фигур из частей; систематизировать знания детей о русскихнародных промыслах.
Материалы: глиняный горшок, хохломская ложка, гжельская посуда, кружева, валенки.
Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить, какие русские народные промыслы они знают и собрать предмет из частей, лежащих в конвертах.
«Чей дом?»
Цель: показать детям многообразие материальной культуры разных народов на основе их жилищ; развивать познавательный интерес.
Материалы: два вида карточек: с изображением жилищ (изба, хата, юрта и т. д.) и людей в национальных одеждах (русский, украинец, казах и т. д.).
Ход игры: Воспитатель предлагает соотнести карточку с изображением жилища с карточкой с изображением человека в национальном костюме.
«Театр народного костюма»
Цель: закреплять знания детей об элементах народного костюма; развивать навыки совместных действий, творческие способности.
Материалы: элементы народных костюмов, дополнительные украшения музыкальное сопровождение.
Ход игры: Дети делятся на три группы – творческие лаборатории. Каждая группа определяет, костюм какого народа они будут «шить» и представлять на показе, отбирают его детали, создают и демонстрируют его под национальную музыку, комментируют.
«Сказка - загадка»
Цель: закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Материалы: конверты с картинками с изображениями персонажей сказок русского, татарского, мордовского, чувашского народов.
Ход игры: Ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя.
«Найди пару»
Цель: закреплять знания детей о костюмах разных народов; развивать наблюдательность, внимание, память.
Материал: картинки с изображением кукол в разных национальных костюмах.
Ход игры: Дети должны подобрать пары кукол в разных национальных костюмах.
«Народы – как одна семья, хотя язык их разный…»
Цель: обобщить представления детей о культуре народов ближнего зарубежья по следующим разделам: «Название страны», «Географическое положение», «Музыкальные произведения», «Национальный танец», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальный костюм», «Литература», «Достопримечательности».
Материал: Вырезанный из картона круг, разделенный на 9 секторов. В каждом секторе картинка, обозначающая характерные особенности разных народов («мальчик, читающий книгу», «музыкальный инструмент», «ребенок в национальном костюме», «танцующий ребенок» и т. д.)
Ход игры: одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек. Дети выбирают карточку с названием страны и во время движения по секторам ориентируются на свою карточку.
Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, то необходимо рассказать какое-либо произведение народа, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Украина» – значит, ребенок рассказывает стихотворение или сказку украинского народа).
На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основе игры может быть составлена концертная программа о культуре разных народов ближнего зарубежья.
«Путешествие по Поволжью и странам ближнего зарубежья»
Цель: закрепить и расширить у детей представление о народах, живущих в России и ближнем зарубежье, их устном творчестве: сказках, загадках, песнях, пословицах и поговорках. Воспитывать любовь и уважение к другим национальностям.
Материал: карта путешествия.
Ход игры: участвуют три игрока и более. У каждого игрока своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т. д.) и кубик один на всех. Игра начинается с цифры 1 - город Сызрань. Воспитатель объясняет, что дети из группы «Почемучки» решили объехать всю Россию и познакомиться с другими народами. Необходимо следовать указаниям, которые даны на клетках. Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия. Фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед фишкой – транспортом. Можно использовать следующие игровые задания:
- пояснить пословицу;
- рассказать сказку;
- отгадать загадку;
- спеть народную песенку;
- станцевать народный танец;
- назвать столицу республики, в которой ты остановился;
- назвать достопримечательности этой республики и др.
Выигрывает тот, кто первым приходит к финишу.
Варианты игры:
1. Игру проводит воспитатель, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний. Количество играющих детей - от 3 до 6 (дети могут играть парами).
2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье. На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народами, названиями столиц республик, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством.
«Поздравление»
Цели:
воспитывать уважение к людям разных национальностей;
учить детей поздравлять других людей;
развивать связную речь.
Материал: открытки, рисунки, изготовленными детьми на подарки.
Ход игры. Ведущий проговаривает четверостишие, дети названной национальности выходят, а остальные дети поздравляют их и вручают подарки.
Кто родился русским у нас –
Вставай, вставай, вставай,
Мы сейчас весело вас
Будем дружно всех поздравлять!
Аналогично называть другие национальности.
«Крепкая цепочка»
Цели:
воспитывать уважение к людям разных национальностей;показать детям, что все вместе мы сильные.
Материал: отсутствует.
Ход игры. Дети встают в круг и крепко держатся за руки. Ведущий просит выйти детей определенной национальности из круга. Цепочка разрывается. После того, как все дети – звенья отделились друг от друга, ведущий просит взяться за руки двух детей разной национальности, затем других детей и так до тех пор, пока цепочка не станет целой.
«Отгадай сказку»
Цели:Воспитывать уважение к разным народам;учить составлять целое из частей;закреплять знание сказок разных народов.
Материал: 1 комплект картинок по мотивам народных сказок и 1 комплект разрезных картинок по мотивам сказок разных народов.
Ход игры. по образцу собрать картинку из частей, назвать сказку и национальную принадлежность сказки.
«Наши соседи»
Цель: Формировать знания о народах, живущих в России; развивать умение узнавать элементы культуры других народов; воспитывать симпатию к людям других национальностей.
Материалы: пирамида, состоящая из 4 граней и набор картинок с изображением элементов культуры народов нашего города (национальный костюм, национальная кухня, народный орнамент и государственный флаг).
Ход игры: Играющим предлагается разместить на каждой грани 4 карточки (национальный костюм, национальный орнамент, национальное блюдо и государственный флаг, соответствующие определенной национальности).
«Найди пару»
Цель: закреплять знания детей о костюмах разных народов; развивать наблюдательность, внимание, память.
Материал: картинки с изображением кукол в разных национальных костюмах.
Ход игры: Дети должны подобрать пары кукол в разных национальных костюмах.
«Собери предмет»
Цель: упражнять в самостоятельных поисках путей составления фигур из частей; систематизировать знания детей о русскихнародных промыслах.
Материалы: глиняный горшок, хохломская ложка, гжельская посуда, кружева, валенки.
Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить, какие русские народные промыслы они знают и собрать предмет из частей, лежащих в конвертах.
«Чей дом?»
Цель: показать детям многообразие материальной культуры разных народов на основе их жилищ; развивать познавательный интерес.
Материалы: два вида карточек: с изображением жилищ (изба, хата, юрта и т. д.) и людей в национальных одеждах (русский, украинец, казах и т. д.).
Ход игры: Воспитатель предлагает соотнести карточку с изображением жилища с карточкой с изображением человека в национальном костюме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников"
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченны...
Музейная педагогика в воспитании дошкольников
Раскрываются основные направления работы по воспитанию дошкольников с использованием музейной педагогики (мини-музеии)....
Конспект занятия "Как беречь природу?" с использованием элементов музейной педагогики для старших дошкольников
Занятие направлено на развитие у детей представлений о том какие действия человека вредят природе , акакие способствуют ее восстановлению .Формирует у детей убеждение того ,что красота прир...
Картотека дидактических игр для старших дошкольников по воспитанию гуманного отношения к сверстникам
Содержание игр направлено на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других....
ПРОЕКТ «Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики»
Важную роль в воспитании доброжелательного отношения к сверстникам у детей играет народная педагогика....
Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников
: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...