Проект "Рут Ясан"
проект (подготовительная группа)
Реализация проекта будет способствовать сохранению и укреплению языка (ханты), культуры и национальных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 880.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»
автор: Шипицына Ирина Викторовна
воспитатель высшей квалификационной категории
2019-2021 г.
Актуальность проекта:
Среди многих задач воспитания и обучения детей в ДОУ, обучение хантыйскому языку в Ханты - Мансийском автономном округе является очень важной и актуальной задачей. Хантыйский язык быстро ассимилируется языками соседних народов, главным образом русским языком. В результате родной язык народа ханты утрачивается. Дети, живущие в поселках, не владеют родным языком. Ввиду этого возникает проблема помочь детям ханты продлить жизнь родного языка.
Как известно, язык закладывается в сознание ребенка с раннего детства, и выбор его определяется, прежде всего, микроклиматом в семье. От материнской колыбельной, бабушкиных сказок, первых слов, услышанных младенцем, зависит как его языковая установка, так и во многом нравственный мир, национальный характер, круг будущих культурных привязанностей и ценностей. Следовательно, прежде всего, необходимо воспитывать самих родителей преодолевать языковой нигилизм и безразличие к родному языку.
Одной из проблем обучения детей родному языку является то, что родной язык не является постоянным языком общения. Многие родители не знают язык и не общаются на нем дома, как между собой, так и с детьми.
В условиях угасания родных языков важно понять, что сами по себе функции родных языков не могут расширяться, если все поколения (дети, молодые люди, взрослые) не будут изучать их и общаться на них. Язык тогда развивается, когда на нем говорят, читают, слагают стихи и песни.
В языке, как мы знаем, отражены душа народа, ее самобытность, многовековой опыт, мудрость. Только знающий родной язык может правильно ориентироваться в жизни своего народа, ближе познакомиться с его прошлым, фольклором, что дает возможность раскрыть красоту подлинно национальных традиций, связанных такими общечеловеческими понятиями, как любовь к родной земле, труду, честность, благоразумие, достоинство.
Освоение с дошкольного возраста языка своего народа является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира. Проживая в многонациональном регионе каждый человек, должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа.
2. Цель и задачи проекта
Цель: Содействовать сохранению и развитию родного языка, культуры, национальных традиций.
Задачи:
1. Усиление деятельности образовательной организации по сохранению и развитию родного языка, сохранению, распространению, созданию и освоению культурных ценностей, национальных традиций и обычаев хантыйского народа.
2. Содействовать созданию благоприятной этнокультурной среды для воспитательного процесса, дополнительного образования детей,
3. Воспитание детей в культурных и духовных традициях своего народа, приобщение к истокам народной культуры.
Срок реализации проекта: 2019 -2021уч.г.
Вид проекта:практико-ориентированный, фронтальный, долгосрочный.
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги, сотрудники этнографического музея с.п.Шеркалы
Этапы работы над проектом
1.Организационно - подготовительный
1. Выбор темы проекта, изучение методической литературы, подбор наглядно-дидактических пособий.
2.Проанализировать формыи методы работы по обучению детей родному языку.
3. Выявить уровень речевогоразвития детей.
4. Разработать перспективный план.
5. Оформление предметно-развивающей среды.
Практический
Организация деятельности с детьми | Взаимодействие с социумом |
1.Разработка программы по образовательной области "Речевое развитие" (родной язык) для детей дошкольного возраста, не владеющих языком. | 1.Консультация для родителей на тему «Роль семьи в формировании этнического самосознания детей» |
2.Созданиепредметно- пространственной среды (комната краеведения) | 2.Родительская встреча «Родной язык, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» |
3. Создание картотеки дидактических игр по речевому развитию детей | 3. Рекомендации родителям по закреплению знаний о родном кррае и словаря нарда хантыв домашних условиях |
4. Проведение праздника "День родного языка" | Привлечение родителей к проведению национальных праздников. |
5.Изготовление, внедрение дидактических, сюжетно-ролевых игр. | Оформление презентаций "Наши семейные традиции" |
6.Экскурсии в этнографический музей для ознакомления с хантыйским фольклором. | Театральные постановки хантыйских сказок сотрудниками музея с.п.Шеркалы |
Презентационный
1.Презентация опыта перед педагогами ДОУ, родителями.
2.Оформление выставкидидактических игр, сделанных руками педагога и родителей.
3.Оценка результатов работы всех участников проекта.
4. Участие в муниципальном конкурсе проектов.
Ожидаемые результаты
Настоящий проект является инструментом для деятельности образовательной организации по созданию этнокультурной воспитательной и образовательной среды, способствующей сохранению и развитию хантыйского языка как родного, и направлен на достижение следующих результатов:
1. К концу периода обучения дети научатся вычленять хантыйскую речь в общем речевом потоке.
2. Пользоваться разговорными выражениями.
2. Создание этнокультурной предметно - развивающей среды.
3. У участников проекта сформирован интерес к изучению родного языка
Список литературы
- Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура ханты и манси. Москва, 1994. – 152с.
- Ефремов А.В. Этномир: образование и культура/ Сборник научно-методических работ.- Вып.1.-Х-М: Полиграфист,2007.-308с.Попова С.А., Решетникова Р.Г. Пособие по развитию устной речи детей дошкольного возраста, не владеющих хантыйским языком.-М.: Издательство ИКАР. 1999, - 116с.
- Соловар В.Н. Картинный словарь хантыйского языка: Казымский диалект: Пособие для уч-ся нач. кл.- СПб,: ТОО «Алфавит»,1997.-159с.
4.Ядрошникова Л.А. использование обско – угорского фольклора на уроках чтения, родного языка, экологии: Методичекое пособие.- Ханты – мансийк: Полиграфист, 2004.- 56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Ханты ясан»
Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам...