Статья на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (средняя группа)

Данная проблема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста»

                                              Составил воспитатель I категории

Абдусаламова Индира Шихженетовна.

     Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь немногие! Данная проблема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. В рамках введения Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки, звукоподражательные и др. Они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включёнными повторами слов. Важно, что в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, отрабатывается чёткость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса.

- Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй.

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы.

- Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятия с картинками связано с их наглядностью, сочетающейся со словом.

- Разгадывание простых загадок.

- Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнка речью.

 Все эти игры и занятия способствуют развитию речи у детей дошкольного возраста.

 Речь является обязательным условием развития личности человека. Однако педагоги, психологи, методисты все чаще обращают внимание, что снижается речевая активность детей. Обратим внимание на причины:

- резкое ухудшение здоровья детей;

- глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;

- существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;

недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.

Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчестваразвитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Таким образом, формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста встречается редко. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Список литературы:

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010. - 213 с.

2. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.

3. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.

5. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М.: Издательство «Норма», 2008. - 106 с.

6. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 132 с.

7. Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 49-55.

8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

9. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.

10. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Москва,2014.-32с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

Статья на тему "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей....

Статья на тему: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи....

Статья на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Статья посвящена теме развития речи детей младшего дошкольного возраста через призму взгляда воспитателя на данную проблематику....

Статья на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр....

Статья на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры...

Статья на тему: " Развитие речи детей раннего дошкольного возраста"

На третьем году жизни ребенка продолжается процесс усвоения малышом родного языка.Как помочь достичь развития и понимания речи, какие актуальные проблемы в настоящее время.Речь воспитателя должна быть...