Целевая экскурсия для детей старшей группы к мемориалу военной славы Полтавского района
материал (подготовительная группа)

Качесова Людмила Валерьевна

Данная разработка может быть полезна педагогам при планировании мероприятий, посвященных 9 мая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_k_pamyatniku_slavy_podg_gr.docx732.52 КБ

Предварительный просмотр:


МБДОУ «Полтавский детский сад «Солнышко»

Полтавского района Омской Области

Целевая экскурсия

для детей старшей группы

 к мемориалу военной славы

 Полтавского района

                                                 Подготовила

воспитатель

                                                               первой

 квалификационной

    категории

Качесова Л.В.

  Полтавка 2019 г.

Пояснительная записка.

  Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном российском образовании является формирование патриотизма и гражданственности. Эти качества включают в себя проявление интереса к истории родного края, осознание и переживание, любви и верности, к своей родине, стремление беречь её честь и достоинство.
Формирование патриотизма и гражданственности необходимо начинать с раннего детства, воспитывая любовь к малой родине, с привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, с развития устойчивого познавательного интереса к прошлому и настоящему нашей Родины
. Формирование гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения происходит постепенно, с раннего детства, на конкретных примерах. Каждый уголок нашей Родины богат своей историей, героями Великой отечественной войны.

Для кого-то это большой многолюдный город, для кого-то это
маленькая деревенька на берегу реки. Каждый человек имеет свою малую Родину – это то место, где он родился и вырос. Детям, у которых нет достаточного
количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное
отношение к ней и ее истории. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребенок будет знать о родных местах, родном селе, тем ближе и
роднее будет становиться ему родина. Еще в детском саду  нужно знакомить наших
воспитанников с достопримечательностями, культурными и природными
объектами. Одними из таких культурно-исторических объектов являются
памятники. Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей
композиционной особенностью, но это, прежде всего история.
Каждый наров желает оставить своим потомкам что-то в наследие. А мы,
поколение XXI века, просто обязаны сохранить и передать нашим детям,
внукам и правнукам все то, что составляет историю нашей страны, нашего
села, историю своей семьи
. 

Ожидаемый результат:

Формирование у дошкольников чувства гордости и уважения к героям землякам, погибших во время ВОВ.

Расширение представлений о памятниках как скульптурными сооружениями и их значении, традиции чтить память минутой молчания.


Цель:

- развитие интереса  к военной истории нашей малой Родины.
воспитание
нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

Задачи:

   - продолжать знакомить с памятниками как скульптурными сооружениями, возведенными в честь героев войны, историческим прошлым родного края;

- способствовать пониманию «чтить память погибших», торжественности и значения «минута молчания».

   - развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, мышление, память;

   - воспитывать уважение к героическому прошлому, чувство гордости за воинов-защитников, победивших в Великой Отечественной войне, за великий подвиг нашего народа, стремление быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны.

Предварительная работа:

 1. Игровая: дидактическая игра «Каким должен быть воин?»

 2. Познавательная: предварительная беседа о ВОВ (см. приложение 1)  

 3. Художественная: Н.И. Подлесова «Бронзовый солдат» (см. приложение 2)

Содержание экскурсии:


Рассматривание памятника

Благодарные люди поставили памятники воинам – освободителям.

А вы знаете что это за памятник?

 Это памятник славы погибшим героям.

- Давайте подойдем поближе и рассмотрим его. (Рассматривают, вспоминают, что говорили о памятнике)

- Кому воздвигнут памятник?

(Солдатам нашего посёлка, которые прошли войну до конца, но которых сейчас нет с нами).

- Для чего люди приходят к памятнику и возлагают цветы? (Вспоминают тех, кто погиб, чтобы не забывать воинов, чтобы поклониться героям)

- Что означают цветы? (Так люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину)

Памятник представляет собой гранитный монолит, за которым установлены плиты с именами погибших. К ним приходят люди, чтобы почтить память защитников Родины.

Прочтение надписи на мемориальной доске

- Обратите внимание на эти надписи. Это Имена и Фамилии наших земляков, погибших на войне. Среди них есть ваши родственники. Они защищали свою родину и погибли, чтобы у вас было мирное и счастливое будущее.

Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

 За подвиги в бою.

А кто – за подвиг трудовой,

 В своем родном краю.

В будущем мальчики будут служить в армии. Долг наших мужчин защищать
свою Родину. В ваших руках цветы и сейчас мы возложим их к памятнику в память и благодарность тем солдатам, которые защищали нашу землю от
фашистских захватчиков.

Дети возлагают цветы. Минута молчания.

Воспитатель: Все это наша память. И чтобы страшной войны больше не
повторилось, все люди Земли борются за мир. У людей есть традиция – чтить
память героев минутой молчания. Давайте тихонько постоим и помолчим.


Заключительная часть

Воспитатель: Наступил XXI век, и мы с вами — граждане нашей Родины,
великой страны – живем в мире. В будущем, примерной учёбой и
добросовестным трудом вы сможете помочь в строительстве новой жизни.
Многовековая история нашей родины доказывает, что русский народ всегда
находил в себе силы преодолеть постигшие страну трудности, лишения и
сделать её богатой и сильной. Ваш вклад в эти великие свершения ожидает
Родина. Будьте достойны славной истории нашей страны, той истории, которую творил весь наш народ, совершая великие подвиги во имя защиты и процветания России. Сегодня, ребята, мы с вами узнали о том, когда началась война, имена героев односельчан и какой ценой досталась нашему народу Победа.

Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись.
                Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.
                Кто бы ни был ты –
                Рыбак, шахтер, ученый иль пастух, - навек запомни:
                Здесь лежит твой самый лучший друг.
                И для тебя, и для меня он сделал все, что мог;
               Себя в бою не пожалел, а Родину сберег!”
                                                                        (М. Исаковский)

Расскажите своим близким и друзьям о нашей экскурсии.

Приложение 1.

Беседа перед экскурсией:

 Сейчас мы пойдем на экскурсию. В этом году
наша страна отмечает 70-летие Победы советского народа в Великой
Отечественной войне. Война началась 22 июня 1941 года и продолжалась 4
года. Закончилась война в Берлине, полным разгромом немецких войск.
Многие не вернулись с войны, они погибли ради того, чтобы нам с вами
хорошо жилось, чтобы на земле был мир. Все люди помнят погибших во всех
уголках мира – в городах и селах есть священные места: обелиски и
памятники, куда приходят люди для того, чтобы почтить память героев,
возложить цветы. У нас в селе тоже есть такое святое место – это памятник
погибшим воинам-землякам. У памятника нельзя кричать, бегать, рвать
цветы, обрывать листья с деревьев. Там нужно вести себя спокойно.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Дети, мы с вами живём в селе Полтавка . В центре
нашего села находится памятник погибшим воинам – солдатам, нашим
землякам. 74 года назад на нашу страну обрушилась беда: огромная фашистская армия
вторглась на территорию нашей страны без объявления войны. Давайте
представим себе как это было. Был летний воскресный день 22 июня.
Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Пели птицы. Люди
просыпались и строили планы, как провести выходной день. Ничто не
предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том,что фашистская Германия напала на нашу страну. Так началась война. Люди
поклялись все, как один, встать на защиту Родины. Поэт В. Лебедев-Кумач
написал стихи песни «Священная война. Песня призывала к защите
Отечества. Под эту песню уходили на фронт наши солдаты защищать свою Родину,
родных, детей. Очень долгой и кровопролитной была эта война, много
разрушений и горя она принесла. На защите нашей Родины стояли не только
мужчины, оружие в руки брали и женщины и дети. Многие погибли в этих
сражениях, защищая свой дом, семью и родную землю.
А что же было с женщинами, детьми и стариками в тылу врага?
Женщины выращивали хлеб, овощи, скот, чтобы прокормить нашу армию, а
на заводах работали у станков и делали орудия и снаряды для защиты нашей
Родины от фашистских захватчиков. Старушки вязали варежки и шарфы для
солдат, чтобы они не замерзли и могли смело бить врага. Много дел было и у
ребятишек военной поры: присматривали за младшими детьми, кроме
собственного огорода работали на полях – помогали выращивать для фронта
урожай, наравне со взрослыми работали на военных заводах, изготавливая
снаряды. А зачем солдатам на фронте продукты? (чтобы быть сильными для
борьбы с фашистами).
Никогда не забыть нам о тяжёлых ранах войны. В память о доблести и
мужестве советских воинов, наших земляков, изгнавших врага, в 1968 году в
нашем селе был открыт памятник. На памятнике размещены списки
погибших воинов-земляков с. Полтавка. Памятник
окружен  аллеей с цветами. Здесь проводятся все торжественные
мероприятия, связанные с событиями Великой Отечественной войны, и
прежде всего митинг в день 9 мая.
Дети, очень важно помнить героев войны, которые своей кровью добыли нам
победу и мирное небо над головами.
Это о них строки: «Помните, люди! Современники и потомки! В сердце
живом и горячем, в камне и бронзе вечную память храните о тех, кто
прекрасную Родину спас от неволи, спас от позора»

Приложение 2.


Рассказ Надежды Ивановны Подлесовой «Бронзовый солдат».

Гулял однажды Андрейка с папой по городу и увидел на площади памятник солдату. Свежие цветы лежали у его ног.

- Посмотри, папа, какой солдат, - сказал Андрейка. – это самый храбрый и самый главный солдат?

- Да, - ответил папа.

- У этого солдата своя история….

- Расскажи, - попросил Андрейка.

И вот, что рассказал папа.

Жил на свете Человек. Ничем от других людей не отличался. Только немного крепче других любил свою землю. И чем старше становился, тем сильнее эта любовь была.

Однажды напали на его землю враги. Начали жечь города. Убивать, угонять в неволю людей.

Как узнал об этом тот Человек – не мог усидеть дома. Пошел в поле. Поклонился хлебам. Попрощался и колосья ему в ответ закивали, словно тоже прощались.

Повернулся человек к лесу и ему низко поклонился. Зашумели деревья листвой, будто сказать что-то хотели.

Потом припал к земле и поцеловал ее:

-прощай! Смерть приму за тебя, врагу не отдам.

Развернул он платок и насыпал в него горсть земли. А утром простился с семьей и ушел на войну. Стал солдатом. Много лет воевал тот Человек. Несколько раз ранен был. А землю ту, в узелке, всегда с собой носил.

Однажды был сильный бой. Всего несколько человек осталось в живых… и сказал один солдат:

- Мало нас, не продержимся, видно, умереть суждено на этом месте.

А Человек вынул узелок с землей и начал его развязывать.

- Что это у тебя? – спросили товарищи.

И развернул он узелок. Положил так, чтобы все эту землю видели.

И случилось чудо. Каждый, кто посмотрел на эту землю, вдруг услышал свое. Самое дорогое.

Рыбак услышал шум моря. Крестьянин - шелест трав и пастуший рожок. А молодой солдат – песню, что любимая девушка пела.

И все вдруг такую силу в себе почуяли, что на другой день каждый за десятерых бился.

И прогнали они врага.

Но в одном из боев тяжело ранило этого Человека. Очнулся он в темном подвале. Понял: в плен попал.

Стали допрашивать его враги:

- Отвечай, сколько солдат на твоей земле? Какое у них оружие?

Ни слова не сказал Человек. Стали пытать его, а он продолжал молчать.

Решили убить солдата враги.

Но еще много дней и ночей провел он в темном подвале с заветным узелком на коленях.

Дотронется солдат до родной земли и вроде полегче на душе станет. А в последнюю ночь долго смотрел он на землю, да так и забылся, склонившись над ней. А очнувшись, увидел перед собой цветок. Такой красивый! Пять красных лепестков было у него, и по лепесткам – лучи желтые. И светил цветок, словно солнце.

Удивился, откуда цветок взялся. Огляделся вокруг – никого нет. И подумалось вдруг, что сама матушка-земля одарила его за любовь к ней.

Так и вышел солдат на казнь, прижимая к груди заветный узелок.

Папа замолчал.

- Ну, а дальше что? – заволновался Андрейка. – Они убили его? Он умер?

- Нет, - успокоил его папа. – Такие не умирают. Он просто превратился в бронзового солдата. Видишь, сколько людей приходит к нему. Значит, он и теперь среди нас.

Андрейка долго задумчиво смотрел на звезду у подножия памятника и вдруг сказал:

- А я знаю, куда делся тот цветок! Он превратился в красную звезду. А желтые лучики на лепестках зажгли вечный огонь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для детей старшего дошкольного возраста «Военная викторина»

Задания викторины для совместного выполнения с родителями...

конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы «Профессия - военный»

-продолжать знакомить детей с военными профессиями;-расширять знания детей о РА;-познакомить с различными родами войск (воздушными, морскими и сухопутными);-развивать внимание,логическое мышление;-вос...

Детям старшей группы о военных профессиях .

Патриотическое воспитание — важная часть образовательного процесса в учебных заведениях — в детских садах, школах, колледжах. Детям детсадовского возраста уже можно рас...

Методическая разработка интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Военная техника Великой Отечественной Войны»

Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам для проведения непосредственно образовательной деятельности и памятных мероприятиях в Год памяти и славы в честь 75-й годовщины Победы советско...

Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста военной тематики.

Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста военной тематики....

Сценарий праздника к Дню защитника Отечества для детей старшей группы «Весёлые военные учения в Тридевятом царстве»

Цели:• сохранять и укреплять здоровье дошкольников;• углублять чувство любви к Родине, гордости за родное Отечество.Задачи:• воспитывать у детей чувство уважения к Российской армии, люб...

Проект для детей старшего возраста "Частушки военного времени"

Частушки – это шуточные произведения русского фольклора, которые во все времена имели для народа особый смысл. Частушка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жи...