МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА МИРА, ДВА ПОЛЮСА (современные проблемы гендерного воспитания дошкольников)
методическая разработка
Цель: обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию детей.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: педагоги ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malchiki_i_devochki.docx | 46.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 97 «Күчтәнәч»
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА МИРА, ДВА ПОЛЮСА
(современные проблемы гендерного
воспитания дошкольников)
Составила: Конакова Т.А.
Воспитатель группы №12
г. Нижнекамск, 2019г.
Цель: обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию детей.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: педагоги ДОО.
Предварительная работа:
1. Подготовка выступлений по теме.
2. Составление рекомендаций для родителей.
3. Подборка игр по гендерному воспитанию.
План проведения педагогического совета:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
2. «Воспитание детей с учетом гендерных особенностей».
3. «Исторические факты гендерного воспитания».
4. «Гендерная идентичность детей в игре». Рекомендации для родителей (см. Приложение).
5. Решение педагогических ситуаций.
6. Копилка дидактических и подвижных игр по гендерному воспитанию.
7. Решение педагогического совета.
Ход педагогического совета
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
Выступление заведующей ДОО.
2. «Воспитание детей с учетом гендерных особенностей»*.
старший воспитатель
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход – это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что дает мужчинам и женщинам по-новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на: ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье; на формирование навыков и умений поведения; а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений; формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Старайтесь создавать условия для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например, гордости, смелости, отваги у мальчиков; сочувствия, ласки – у девочек.
С четвертого года жизни ребенок осознает свои возможности, осознает себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте – робким или уверенным, таким и будет в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и обязанности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при ясном осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу, например, девочка в игре «Дочки-матери» хочет изображать отца или сына.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:
– к возрасту 2–3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
– в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Работая с детьми младшего возраста, организуя гендерное воспитание, нужно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате появляется возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Анализ прочитанной мною литературы показывает, что в мировой психолого-педагогической науке имеется много работ, посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста, к сожалению, в большинстве западноевропейских и американских исследований лишь утверждается, что девочки и мальчики по-разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т. п. Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и т. д.
Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу младшего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимся вредными социальными привычками.
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольной образовательной организации.
Ребенок еще и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольной организации, в которой он проводит большую часть времени.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослых в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого человека.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков нужно уделять особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей предлагаю обратить внимание на следующее:
– привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
– достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
– наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-путешествий, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я – мама», «Я – папа».
Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам, девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
Значимая роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики вначале под моим руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр: это может быть большая машина, самолет, пароход, вагон поезда и т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. д.
Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто мне приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад-вперёд, подражая звуку мотора, или многократно скатывают их с какой-то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что, действуя с куклой, они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей, будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то принимаю меры по устранению этих недостатков.
Роль воспитателя состоит в том, чтобы ежедневно участвовать в играх детей, при этом руководить как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками.
Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, можно пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно-ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причин для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы – сборно-разборные модели транспорта.
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, проследите, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Когда в игре будет достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, тогда можно перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций.
В результате многочисленных исследований и наблюдений за детьми установила следующее:
1) При обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают мое объяснение на слух, и для них предпочтительнее использовать средства, построенные на зрительном восприятии.
2) На занятиях по изобразительной деятельности создаю условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией знаю о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.
3) При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) понимаю, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны, призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно», «Я мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики как будущие мужчины в личных проявлениях не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким. Девочки как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств, должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы.
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.
3. «Исторические факты гендерного воспитания».
Конакова Т.А. воспитатель
Хочется рассказать о воспитании девочек и мальчиков в русских традициях. Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей – старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда, а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).
Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже во младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец или другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка, или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.
Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек – матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привитие им норм общественной жизни.
4. «Гендерная идентичность детей в игре».
педагог - психолог
Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть. Сейчас большое внимание уделяется становлению гендерной идентичности детей в игре.
Формирование гендерной идентичности происходит благодаря особенностям социализации девочек и мальчиков с младенческого возраста, поскольку родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители также поощряют гендерно нормированное поведение детей: у девочек – нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков – активность, сдержанность, умение постоять за себя. В дальнейшем гендерная социализация происходит в различных социальных группах: в детском саду, школе, компании сверстников. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или другому полу.
Помимо этого, на формирование гендерной идентичности ребенка оказывает влияние пол родителя, наличие старших братьев или сестер. Важно также, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями. Если нет, то существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений.
Сознательно или неосознанно поощряя одни формы поведения и порицая другие, можно регулировать процесс создания у ребенка той или иной гендерной идентичности. На протяжении первых 6–7 лет жизни у детей на основании тех моделей поведения, которые предъявляются ребенку, формируется «гендерная схема». Ребенок усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем осознает себя в качестве мальчика или девочки и начинает регулировать свое поведение в зависимости от доминирующих представлений женственности и мужественности.
В играх детей закрепляются гендерные различия, в них формируются взгляды будущих женщин и мужчин на мир и на должное поведение друг друга. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой и психосексуальной роли. Как считает А. А. Чекалина, «у ребенка, не играющего в соответствующие полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола»**.
Возникает вопрос, нужно ли позволять детям играть в игры не по половому признаку или все же пресекать их. Приведем некоторые мнения, высказанные воспитателями детских садов. Большинство высказываний сводилось к тому, что не следует запрещать ребенку играть в «чужие» игры:
– детей нужно знакомить с разнообразными играми, вызывать у них интерес, возможно, в будущем такой мальчик будет двигаться в гуманитарном направлении (педагог, врач), а девочка станет спортсменкой, юристом;
– пусть мальчик играет в «дочки-матери», ведь в игре он учится играть роль отца, проявляющего доброту, внимание, чуткость, заботливое отношение к ребенку (кукле); игра – средство изучения индивидуальности ребенка; формирования его умений и навыков; важно учить детей играть различные положительные роли;
– в игре важно сделать акцент на то, что мальчик – это будущий папа, а девочка – мама; да и девочкам также нравятся часто подвижные игры, и нет ничего плохого, что они вместе с мальчиками играют в «казаков-разбойников»; другое дело, если мальчики вообще не играют в «мальчишечьи» игры, а девочка ведет себя как «пацанка» – с ними нужна особая работа педагога или психолога.
В игре ребенок познает окружающий мир, общается со сверстниками, получает опыт – и не важно, игра эта в «дочки-матери» или в «казаков-разбойников», главное, чтобы ребенок получал в ней удовольствие: пресекать такие игры не следует, поскольку мальчик учится быть хорошим семьянином, ухаживать за детьми, а девочка – постоять за себя, проявлять активность.
Нет ничего плохого в том, что мальчик играет с девочками в куклы, в дальнейшей жизни он, скорее всего, будет заботливым отцом, ведь в игре он подражает взрослому, а значит, дома так делает его папа; в своем детстве я часто играла с мальчишками в «войну», иногда меня не брали, но я настаивала, и мы находили «золотую середину» – я была «медсестрой».
Но есть и другое мнение, что необходимо в мягкой форме пресекать такие игры, так как с раннего детства закладываются привычки, стереотипы поведения, что может привести к неправильной ориентации. Ношение женщинами брюк уже привело к тому, что мы взяли на себя много мужских обязанностей, таких как зарабатывание денег, карьера. А мужчины, напротив, не умеют работать физически, ветрены, безответственны, теряют то плечо, на которое хочется опереться.
Представляется, что в каждом из этих высказываний есть разумное зерно, и в каждом конкретном случае необходимо анализировать причины, которые побуждают того или иного ребенка играть в игры.
В своих исследованиях известный психолог В. С. Мухина пришла к выводу, что «шестилетний возраст – период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок становится способным символически моделировать те социальные отношения между людьми, к которым он был так или иначе причастен. Собственно, благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям дошкольник осваивает произвольные формы поведения. В течение дошкольного детства в игре развивается эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы личности ребенка»***. В результате такой деятельности формируются прообразы будущих видов культурной деятельности: подвижные и соревновательные игры найдут свое отражение в спорте; ролевая и режиссерская игра – в художественно-эстети-ческой деятельности и т. д.
Если взрослого спросить, что дарить девочке, то в большинстве случаев ответ будет: «Куклу». Срабатывает стереотип. Воспитывая мальчика или девочку, родители обычно опираются на собственные представления о том, какими должны быть мужчина и женщина. В нашей культуре женскими чертами считаются заботливость, нежность и мягкость, а к типично мужским относят силу, умение постоять за себя и целеустремленность. При этом, внушая с пеленок мальчишке, что в куклы играют только девчонки, и запрещая девочке лазить по деревьям, взрослые забывают, что их задача – вырастить не футболиста или водителя, няню или маму, а, прежде всего, человека.
Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, то нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки. Потому как программу «все девочки обязательно должны быть тихими и заботиться о детях» или «мальчик должен настаивать на своем и всегда выигрывать» в голову вложить можно и насильно. Вопрос в том, скажет ли за это «спасибо» повзрослевший ребенок, раздираемый внутренними противоречиями.
Часто родители считают, что мальчик, играя в «девчачьи» игры, станет слишком женственным и приобретет нетрадиционную сексуальную ориентацию в будущем. А девочке запрещают играть с мальчишками в казаков-разбойников или фехтовать и чуть ли не насильно тычут куклы из опасения, что из нее выйдет плохая мать. Опасения родителей обычно совершенно неоправданны. Ребенок не сразу осознает, мальчик он или девочка, и действительно, задача окружающих – помочь с правильной половой идентификацией. Вот только для этого вполне достаточно одевать ребенка в соответствии с полом, в какие-то моменты объяснять, что мальчики отличаются от девочек, и давать возможность распознавать поведение родителей как мужское или женское. В остальном же лучше просто не мешать.
Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу или высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это опять же проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов, и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша – это, в первую очередь, защитник, товарищ или отражение собственного Я, к тому же через игру иногда преодолеваются детские страхи.
5. Решение педагогических ситуаций.
Ситуация 1.
Мальчик внимательно изучает девочку и наконец задает вопрос:
– Он у тебя оторвался?
– Нет, не оторвался.
– Тебе делали операцию?
– Нет, у меня вообще не было…
– Интересное у тебя устройство…
Тут входит воспитатель. (На лице смятение.)
Вопросы:
1. Как должен повести себя воспитатель в данной ситуации?
2. В чем различие понятий: половое и гендерное воспитание?
Ситуация 2. Ситуация в семье.
Мать. Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать. Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец. А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну). Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец. А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопросы:
1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?
2. Какова роль образовательной организации в этом процессе?
Ситуация 3. Мать с ребенком встречаются с воспитателем.
Воспитатель (обращаясь к ребенку). Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
– Нет, я их сейчас расстреляю!
Воспитатель. За что же ты их хочешь расстрелять?
– А просто так, потому что я – разбойник!
Мама. А ему бы только стрелять да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
– А вы, видимо, поощряете его в этом? – заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
– Да, конечно, он требует, приходится покупать. Он же мальчик!
– А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
– А зачем? Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопросы:
1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?
2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?
6. Копилка дидактических и подвижных игр по гендерному воспитанию.
Выступление воспитателей разных групп.
Игры-приключения.
Думаете, от дерзких сорванцов в девчонках ничего нет? Предложите им пройти красочный детский квест или даже гонки для девочек! Сюжеты и графика игр-приключений для девочек могут немного отличаться от того же в играх для мальчиков, но игровые действия в принципе очень похожи.
Игры с любимыми персонажами.
Конечно, у девочек и мальчиков – свои герои: девочка вряд ли полюбит Спайдермена, а не всякий мальчик захочет отправиться на поиски приключений с нежной Белоснежкой. Но персонажей вроде Микки Мауса или Спанч Боба ребята любят, пожалуй, одинаково!
Математические игры, игры с цифрами.
Игры, где нужно рассчитывать бюджет и делать покупки с умом, одинаково развивают и мальчиков, и девочек.
Командные игры, где девочки и мальчики могут одинаково проявить свою сноровку и умения.
Однако содержание игр дошкольников с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Решение этой задачи осложняется тем, что отмечается, начиная с рождения, более раннее созревание девочек, и в настоящее время учеными накоплен ряд интересных фактов о половых различиях в здоровье, моторике, в развитии зрительной системы, речевых способностях детей. Актуальными являются разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом этих различий: но выявлено, что в группах ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками.
В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89 % избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 11 % – с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.
Игра «Волшебный цветок» (с детьми второй младшей группы).
1-й вариант. «За что нам нравятся мальчики (девочки)?».
Цели: воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками; формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
2-й вариант. «Как я дома помогаю?».
Цели: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков; воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: дети поочередно отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислят обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
3-й вариант. «Кто я в семье?».
Цели: формировать представления о родственных связях; учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.).
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: с помощью наводящих вопросов взрослого дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своему папе, своей бабушке) и т. д.
Игра «Дом добрых дел» (с детьми средней группы).
Цели: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков; воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.
Материал: конструктор.
Ход игры: дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!
Игра «Пожелания» (с детьми второй младшей группы).
Цели: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола; закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка).
Ход игры: дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе…».
Игра «Благородные поступки» (с детьми средней группы).
Цели: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик.
Ход игры: детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д.
Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки и т. д.
Игра «Отгадай профессию» (с детьми старшей группы).
Цели: закреплять знания детей о профессиях; учить умению разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
Например, «человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки, кто это?» (Врач.)
После каждого правильного ответа воспитатель просит одного из детей выбрать карточку с изображением человека данной профессии. Далее с детьми проводится беседа: какие еще обязанности выполняет врач, что он еще делает? Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т. д.) работают врачами?
– Кто чаще работает врачом – мужчина или женщина? Как вы думаете, почему?
7. Принятие проекта решения педагогического совета.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендации для родителей
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам принял решение, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому организовать точно как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ - ДВА МИРА, ДВА ПОЛЮСА (современные проблемы гендерного воспитания дошкольников)
Цель: обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию детей....
Консультация на тему: "Современные проблемы гендерного воспитания дошкольников"
Цель: обогощение педагогического опыта по проблемам гендерного воспитания дошкольников...
Педагогический совет. Тема педсовета: «Мальчики и девочки – два мира, два полюса».
Цель: обогащение педагогического опыта методами и приемами и приемами гендерного подхода к воспитанию детей.Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги.Предварительная работа:1....
Круглый стол для педагогов "Мальчики и девочки - два мира, два полюса. Современные проблемы гендерного воспитания дошкольников"
В материале представлены особенности развития девочек и мальчиков дошкольного возраста. Предлагается система дифференцированного подхода к их воспитанию и обучению....
Современные технологии гендерного воспитания дошкольников.
Современные технологии гендерного воспитания дошкольников....
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА МИРА, ДВА ПОЛЮСА (современные проблемы гендерного воспитания дошкольников)
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не...
Консультация для педагогов «Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации»
Консультация для педагогов«Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации» Для нашей страны проблема гендерного воспитания детей в условиях детск...