Педагогический совет. Тема педсовета: «Мальчики и девочки – два мира, два полюса».
методическая разработка на тему

Лякишева Ольга Геннадьевна

Цель: обогащение педагогического опыта методами и приемами и приемами гендерного подхода к воспитанию детей.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: педагоги.

Предварительная работа:

1.     Подготовка выступлений по теме

2.     Тематический контроль.

3.     Просмотр открытого занятия в коррекционной группе – воспитатель Просмотр «КВН» в подготовительной «А» группе – воспитатель

4.     Работа с родителями индивидуальные консультации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malchiki_i_devochki_-_dva_mira_dva_polyusa.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет №3

От 25.02.2015 г.

Тема педсовета: «Мальчики и девочки – два мира, два полюса».

Цель: обогащение педагогического опыта методами и приемами и приемами гендерного подхода к воспитанию детей.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: педагоги.

Предварительная работа:

  1. Подготовка выступлений по теме
  2. Тематический контроль.
  3. Просмотр открытого занятия в коррекционной группе – воспитатель Просмотр «КВН» в подготовительной «А» группе – воспитатель
  4. Работа с родителями индивидуальные консультации.

Ход педсовета.

Вид деятельности

Ответственный

1. Выбор экспертной группы

Коллектив

2. Психологический тренинг (разминка , создание рабочей атмосферы)

Педагог - психолог

3. Вступительное слово

Заведующий

4. Половое и гендерное воспитание в детском саду.

Зам .Зав.

5. Принципы гендерного воспитания.

Учитель - дефектолог

6. Исторические факты гендерного воспитания.

Воспитатели

7. Участники гендерного воспитания и их роль.

Воспитатели

8. Чисто мужское воспитание.

Воспитатели

9. Чисто женское воспитание.

Воспитатели

10. Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Воспитатели

11. Гендерная идентичность детей в игре.

Воспитатели

12. Копилка дидактических и подвижных игр по гендерному воспитанию.

Воспитатели

13. Решение педагогических ситуаций.

Воспитатели

14. Решение педагогичекого совета.

Эксперты

Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки- и психологии, и педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях воспитательно-образовательного процесса, организуемого в нашем ДОУ

Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное – познавательной и продуктивной-то есть мы все с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику- работу с детьми.

  1. Разминка, создание рабочей атмосферы.

 «Подари улыбку»

Собрались все педагоги в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение.

- поднимите руку те, кто знает, что мы будем делать сегодня.

3. Вступительное слово.

 Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна,

современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным.

 А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

 Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек  и  мальчиков,    одинаково способных к самореализации.

Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда  проблем:

1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.  Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является  младший  дошкольный  возраст.     В результате   анализа   психолого-педагогических  исследований,   проведенных   в России и за  рубежом,  было  установлено,  что  именно  в период    дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира   происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.  Происходит  мощное  развитие  интеллекта.  В  этот  период    очень  важно  воспитание  вежливости, скромности. Дети  должны  знать  не  только  свои  права, но  и  обязанности.

Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.

Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.

Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих.

1. подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.

2. призвано прививать ребенку гигиенические навыки.

3. знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.

Половая (гендерная) дифференциация – осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности.

Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.    

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

4. Половое и гендерное воспитание в детском саду.

Именно впервые годы жизни ребенок осознает свой половой образ «Я» как мальчика или девочки. Младший дошкольник способен, прежде всего, воспринимать внешние отличия между мужчиной и женщиной, в старшем дошкольном возрасте появляется стойкое представление о себе («Я – мальчик», «Я – девочка»), осознанное понимание норм полоролевого поведения. И проявляется это во всех сферах жизнедеятельности.

Некоторые родители, утверждая, что каждому делу должно быть отведено свое время и место, дают понять: детство не лучшая пора для свободного проявления полового инстинкта. Нельзя не считаться с тем фактом, что половой инстинкт уже существует, и именно с раннего возраста. И тот, кто отказывается признать это, не выглядит разумным человеком, потому что не только отворачивается от очевидного, но и пытается изменить реальность, запрещая детям открыто проявлять свои инстинкты. Не нужно быть профессором психологии, чтобы понять – попытка подавить проявления полового инстинкта ни в коей мере не уничтожает желания, которые за ним скрываются. Напротив, такое давление лишь породит сумятицу в сознании ребенка, создаст комплекс вины, вызовет беспокойство и стремление что-то сделать тайком.

Обязательное педагогическое условие оптимально организованного полового воспитания – естественность поведения взрослого, готовность ответить на все вопросы ребенка без стыда и страха. Дети не понимают отличия между вопросами типа: «Как отличить домашних и диких животных?» и «Как отличить девочку от мальчика?», но они четко замечают отличие реакций взрослого на такие вопросы. Из-за низкой половой культуры взрослых допускаются грубые ошибки в отношении к вопросам детей. Им начинают доказывать, что они еще маленькие, чтобы этим интересоваться, тем самым провоцируя несвойственный для этого возраста интерес к взаимоотношениям между мужчиной и женщиной.

 Наличие вопросов, которые заставляют взрослых краснеть, нельзя рассматривать, как что-то неестественное, заставляющее насторожиться, не является свидетельством отклонений в развитии.

          Если родители и педагоги спокойно, в минимальном объеме, правдиво удовлетворят интерес ребенка к функционированию половых органов человека и процессу рождения, им не придется искать ответы на естественные вопросы у посторонних людей, подсматривать и т.д. Именно отсутствие информации толкает ребенка к поиску важных для мировоззрения ответов.

         Какими бы ни были наши ответы по содержанию, они должны быть правдивыми, объективными и научными. Сказки про аистов, про капусту не только не отвлекают от интимной стороны жизни взрослых, но и мешают нормальному развитию полового сознания ребенка. Все равно настанет время, когда все придуманное будет аннулировано «уличной информацией». И тогда у ребенка появляется разочарование, недоверие к взрослым. Замечено: чем старше дети, тем меньше вопросов они задают родителям и педагогам. Итак, если взрослые не считают себя компетентными в вопросах половой сферы, стоит обратиться к правильно подобранной книге, авторы которой хорошо разбираются в возрастных и психологических особенностях развития дошкольника.

Роль художественного слова.

Усвоение половой роли – это в первую очередь познание ее моральных требований, норм и правил поведения. Сказки, рассказы, стихи очень помогают детям узнать, как положено и как не стоит вести себя девочке или мальчику. Слово – один из сильнейших раздражителей психики. Слушая сказки, дети идентифицируют себя с положительными героями, получая этические ориентиры полового поведения.  Из художественных произведений дети узнают о таких мужских качествах, как отважность, смелость, ответственность, выдержка, и то, что эти черты могут быть присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. Из литературных произведений дети узнают и о женских чертах: терпении, милосердии, нежности. Формировать все эти качества очень важно, но получается ток, что мы воспитываем мальчиков только как мужественных людей, а не будущих отцов и мужей. А девочек в первую очередь готовим быть женами и матерями.

5.  Принципы гендерного воспитания:

1.    Преемственность детского сада и семьи.

2.    Системность.

3.    Доверительность отношений.

4.    Доброжелательность в высказываниях

Гендерное воспитание дошкольников должно ориентироваться на то, чтобы сегодняшние малыши, став взрослыми, смогли создать счастливую гармоничную семью.

Одно из важнейших условий реализации этой цели – преодоление разрозненности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.

Для эффективности работы по гендерному воспитанию важен контакт педагогов и родителей дошкольного учреждения: родительские собрания, семинары, выступления специалистов и родителей.

         6. Исторические факты гендерного воспитания.

         7. Участники гендерного воспитания и их роль.

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:

1. Семья.  Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.

2. Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.

3. Врач. Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику беседы со всеми детьми, нуждающимися в советах. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.

 4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т.д.

     8.Чисто мужское воспитание.

     9.Чисто женское воспитание.

    10.Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки :

  • быстрее схватывают новый материал;
  • легче усваивают алгоритмы и правила;
  • любят задания на повторение;
  • чаще используют ближнее зрение;
  • воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
  • лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
  • новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Мальчики:

  • труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
  • им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
  • лучше выполняют задания на сообразительность;
  • не терпят однообразия;
  • лучше выполняют задания при ярком свете;
  • новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).
  1. В организации внимания:
  • У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность.
  1. В формах активации эмоций:
  • Мальчики в дошкольном возрасте эмоционально чувствительны и склонны к ситуативной тревожности не меньше чем девочки, хотя внешне эмоции могут не отражаться на лице;
  • Эмоциональная выразительность девочек высока и легко «считывается» взрослым с лица. К тому же, девочки более легко говорят о том, что они чувствуют-их чувства «вербализированы».
  • Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Из-за эмоций они хуже улавливают смысл произносимой информации.

Мальчики подсознательно ждут от взрослого, что он поймёт, что они чувствуют, но, в силу социальных установок, идущих ещё из советской школы и оттуда же произрастающих методов семейного воспитания, о своих чувствах у них говорить не принято.

Согласитесь, что мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: “Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…”. А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: “Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?…”

  1. В мотивации деятельности и оценке достижений:
  • Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей.
  • Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
  1. В игре и поведении:
  • Мальчики более подвижны, больше кричат, бегают;
  • В социальном поведении мальчики  характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность.
  • Стремятся к независимости.
  • Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше.
  • Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки

11. Гендерная идентичность детей в игре.

12. Копилка дидактических и подвижных игр по гендерному воспитанию.

13.Решение педагогических ситуаций.

Ситуация №1: А вот ситуация в семье.

Мать:

-Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

Отец: А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.


Мать (обращаясь к сыну): Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником. Вопросы подгруппам:

1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?

2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?

Ситуация №3: Мать с ребенком встречаются с воспитателем.

-Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.

-Нет, я их сейчас расстреляю!!!!

Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?

-А просто так, потому что я– разбойник!

Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!

-А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.

-Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик! -А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!

- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

Вопросы:

1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?

2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

Проблемные ситуации:

1. Ребенок уединился и удовлетворяют свое любопытство, рассматривая то, что запрещено приличием, вы застаете его за этим интересным для него занятием. Ваши действия.

2. В туалете дети, улучив момент, показывают друг другу половые органы. Вы это заметили. Ваши действия.

3. Родители подошли к Вам со следующим вопросом: «Что сказать, если дети спрашивают, как они появились?» Как отвечать на эти и подобные им вопросы?

Отец

Сынок

Воспитатель

Мама

14.Решение педагогического совета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по воспитанию мальчика и девочки

Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка порядочным и самодостаточным человеком. Как это сделать? На этот вопрос нельзя дать какого-то конкретного ответа, только советы. Но как бы Вы не вос...

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ - ДВА МИРА, ДВА ПОЛЮСА (современные проблемы гендерного воспитания дошкольников)

Цель: обогащение педагогического опыта методами и при­емами гендерного подхода к воспитанию детей....

Советы по воспитанию мальчиков и девочек

Консультация для родителей...

Круглый стол для педагогов "Мальчики и девочки - два мира, два полюса. Современные проблемы гендерного воспитания дошкольников"

В материале представлены особенности развития девочек и мальчиков дошкольного возраста. Предлагается система дифференцированного подхода к их воспитанию и обучению....

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА МИРА, ДВА ПОЛЮСА (современные проблемы гендерного воспитания дошкольников)

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не...

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА МИРА, ДВА ПОЛЮСА (современные проблемы гендерного воспитания дошкольников)

Цель: обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию детей.Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги ДОО....