Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края»
консультация
Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного воспитания, так как является связующим звеном в единой системе эстетического и речевого развития дошкольников. Россия - огромная страна. Каждый регион имеет неповторимый экологический колорит. Мордовия - не исключение.Дошкольники пока не могут самостоятельно объехать всю республику, но знакомство с природой малой родины начинается с детства.Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_priroda_rodnogo_kraya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»
Консультация для родителей
«Знакомим детей с природой родного края»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Кантеева В.П.
На современном этапе развития общества не перестает быть актуальной проблема взаимоотношения человека и природы. Деятельность человека наряду с созидательными успехами оказывает нежелательное влияние на природу со всеми вытекающими последствиями социально-экологического характера.
Перед человечеством стоит задача сохранить объекты природы для потомков. Экология как наука должна помочь людям выжить. Экологическое образование дошкольников – новое направление в дошкольной педагогике.
Научить любить природу, грамотно использовать её ресурсы рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.
Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи и места проживания.
Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края? При правильной организации педагогической работы экологическое воспитание способствует развитию восприятия, мышления, речи.
Экологическое воспитание методически ведётся в нескольких направлениях: наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, чтение произведений художественной литературы, рассматривание альбомов, открыток, фотографий.
Слово мудрого и уважаемого наставника, отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль подлинного светоча знаний для дошкольников, но и оказывает на них неизгладимое эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является важным средством формирования положительных качеств личности всесторонне развитого человека.
Родителям рекомендуется, общаясь с ребёнком на прогулке, беседовать с детьми о животных, растениях, наблюдать за изменениями в природе, фиксировать их в памяти, обсуждать увиденное.
Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели, когда выезжали на природу с родителями, каковы их впечатления от увиденного. Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает знания детей о природе. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Почему звери меняют шубки?». «Как зимуют деревья?»
Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребёнка могут быть и природоведческого содержания: «Чей домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь дошкольников. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе.
Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе, бережного отношения, наблюдательности. Познавательные книги знакомят детей с внутренним строением человека, растений, с экологическими проблемами. Незаменимую помощь родителям окажут энциклопедии и справочники.
Читая детям стихи, рассказы о природе родители дополняют представления детей о разнообразии поэтического образа природы, полученные на занятиях. Они помогают понять, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях природы рассказывается, как рас сказывается.
В домашней библиотеке обязательно должны быть произведения природоведческого характера. Это произведения таких авторов как В. Бианки, Ю. Дмитриев, К. Паустовский, Н. Павлова, М. Пришвин, Г. Скребицкий, Н. Сладкое, Г. Снегирев, Л. Толстой, К. Ушинский, Е. Чарушин, И. Акимушкин, 3. Александрова, Е. Благинина, Б. Житков, Б. Заходер,
B. Осеева, Е. Пермяк, И. Соколов - Микитин, Д. Мамин-Сибиряк,
Е. Трутнева, Э. Шим и др. Добавить этот литературоведческий список
обязательно произведениями мордовских авторов.
Родителями необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения высокохудожественные произведения, в образах которых наблюдаемые в действительности явления природы раскрываются как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Очень важно, чтобы эти произведения были любимы самими родителями.
Один из любимых детских жанров - русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились» («Хаврошечка»). Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.
Важным средством воспитания детей дошкольного возраста является и устное народное творчество, которые являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты.
Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения), открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают точность слова мордовского народа, в стихах -улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.
Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка.
Большую помощь в работе по ознакомлению детей с природой родного края может оказать книга нашего мордовского природоведа, большого любителя и знатока родного края - Прохорова Адольфа Афанасьевича «Синичкин сарафан», где доступно и увлекательно рассказывается о повадках, «наряде» птиц, постоянно живущих в нашем крае, улетающих зимовать на юг и прилетающих к нам с севера провести холодную зиму; «Полотенце Вирявы» о травах и цветах мордовского края.
Знакомство детей с природой мордовского края в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.
Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной природы, участвовать в их сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине.
Список использованных источников
1. Бобылёва Л.Д. Экологические знания – дошкольникам/Л.Д.Бобылёва // Дошк. воспитание. 1997. №7. С. 16-20.
3. Кирикэ Г. Ребенок и природа: Об экол. воспитании дошкольников // Дошк. воспитание. 1993.№ 3. С. 3-9.
4. Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблемы и перспективы/ Н.Н Кондратьева // Дошк. воспитание. 1993, №7.
5. Николаева С.Н. Наблюдая - познаем: Экол. воспитание дошкольников /С.Н. Николаева.- // Дошк. воспитание. 1991.№ 1. С. 4-10.
Интернет - источники:
https://infodoo.ru/prirodoohrannyie-aktsii-kak-forma-ekologicheskogo-vospitaniya-v-dou
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Знакомим детей с природой родного края"
Консультация для родителей о способах и методах ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного Мордовского края....
Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края»
Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края? При правильной организации педагогической р...
Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края»
Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного воспитания, так как является связующим звеном в единой системе эстетического и речевого развития дошкольников....
Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края» (информационный стенд)
Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного воспитания, так как является связующим звеном в единой системе эстетического и речевого развития дошкольников.Важную роль дл...
Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края»
Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края? При правильной организации педагогической работы ...
Консультация для родителей "Знакомим детей с природой родного края"
В консультации представлены советы и рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с природой родного края...
Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края»
Консультация для родителей, в рамках реализации проектной деятельности по региональному компоненту...