Развлечение с использованием мордовского фольклора «В гостях у Вирявы»
план-конспект занятия (средняя группа)

Сидорова Татьяна Николаевна

Основные задачи данного материала- формировать представления детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;знакомить детей с мордовскими подвижными играми,с историей, бытом, традициями мордвы, заложенными в подвижных играх;воспитывать в детях любовь и знания национального фольклора.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий спортивного развлечения с использованием мордовского фольклора

«В гостях у Вирявы»

(средняя группа)

Цель: пропаганда здорового образа жизни, вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом, знакомство с малыми фольклорными формами мордовского народа.

Задачи:

- познакомить детей с мордовскими подвижными играми; с историей, бытом, традициями мордвы, заложенными в подвижных играх, танцах, песнях, стихах.

- в игровой форме развивать основные физические качества – силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, меткость.

- способствовать развитию у детей интереса к различным видам двигательной деятельности.

- воспитывать чувство коллективизма, поддержки, доброго, товарищеского отношения друг к другу.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие».

Реквизиты: расписной платок, горшок.

Оборудование: мяч.

Участники: ведущий, Вирява, дети.

Ход развлечения:

В зал входят дети под     «Марш на мордовские темы»   Л. Воинова.

Ведущий:

Шумбратадо, эйкакшт! (Здравствуйте, дети!)

Дети:

Шумбратадо! (Здравствуйте!)

Ведущий:

Скажите, дети, на каком языке мы с вами поздоровались?

Ответы детей.

Ведущий:

Назовите республику, в которой мы с вами живем?

Ответы детей.

Ведущий:

Как называется наш город?

Ответы детей.

Ведущий обобщает ответы детей:

Саранск-столица нашей малой Родины, республики Мордовия. Пусть наша республика небольшая, но у нас есть свой язык, свои традиции, своя культура. Из глубины веков до нас дошли песни, сказки, игры наших предков.

Сегодня на электронную почту детского сада пришло интересное письмо. «Дорогие ребята, приглашаю вас в лесное царство. Там вас ждет много интересного и увлекательного. Жду с нетерпением! Вирява.»

Дети, вы знаете, кто такая Вирява?

Ответы детей.

Ведущий:  Вирява – это хозяйка леса. Ну, что? Отправляемся в путь?

Дорога будет трудной, и нам предстоит преодолеть много препятствий.

  Чтобы победы добиться,
           Нужно честно потрудиться.

  В играх правила все знать,

                                 Их отлично выполнять.

Дети под музыку идут друг за другом по залу.

Ведущий:  Мы по тропинке добрались до леса, а теперь нам нужно пробраться сквозь лесную чащу.

Ходьба с высоким подниманием колен «между елками и пенечками» друг за другом.

Ведущий: Вот мы и добрались до полянки. 

Появляется Вирява.

Вирява: Шумбратадо, эйкакшт!

Дети: Шумбратадо!

Вирява: Я очень рада видеть вас у себя в гостях на волшебной полянке. Это «Поляна игр». Я научу вас играть в игры ваших прапрабабушек и прапрадедушек. У меня есть 3 волшебных предмета, которые нам помогут играть. Расписной платок для игры «Бабасо», мяч для игры «Кундык осканть», горшок для игры «Чакшкинесэ».

Достает горшочек, проводится игра «Чакшкинесэ» («В горшочки»).

Содержание и правила игры: выбирается покупатель и продавец, часть  детей  садятся по кругу, остальные встают за их спинами. Покупатель «выбрав горшок», убегает от продавца. Добежавший первым становится за спиной «горшочка».

Игра «Кундык осканть» («Поймай мяч»)

Содержание и правила игры: Дети стоят по кругу, после считалки начинают бросать мяч и ловить его.

Вирява достает расписной платок, проводится игра «Бабасо» («Бабушка»).

Содержание и правила игры:

Игроки образуют круг, выбирается «Бабушка», которая встает в середину круга. Она наклоняется вперед, как-будто что-то собирает на земле. Остальные берутся за руки, ходят по кругу , зазывают в баню:

 -Бабай, а бабай,

  Адя парямо!

- А молян.

- Мезть тон тейнят?

- Кевнеть кочкан.

- Кевнетне мезекс?

- Пряка потс.

- Прякатне мезекс?

- Тынк андомс.

После этих слов «бабушка» убегает, играющие бегут за ней и стараются поймать .Если не поймают, то игра начинается снова. Если поймают, то выбирается другая «бабушка».

Вирява: Дети, я надеюсь, вам понравились игры?

Ответы детей.

Вирява: В моем лесу обитают разные животные. Я сейчас загадаю загадки, а вы постараетесь их отгадать и изобразить повадки животных.

  1. Тельня ашо, кизна седой. (Зимой белый, летом серый). Нумоло – Заяц.
  2. Сермав ракша вирьганть лыты, ярсамс вешни. (Серый зверь по лесу бродит, ищет что поесть). Верьгиз – Волк.
  3. Пулозо покшке, мазый сонсь, рыжой ды ёжов. (Хвостик большой, сама красивая, рыжая да хитрая). Ривезь – Лиса.
  4. Тельня уды, кизна ярсы медте ды инзейде. (Зимой спит, все лето ест мёд да малину). Овто – Медведь.

Дети отгадывают загадки и изображают повадки животных.

Вирява: Молодцы, дети! Мне очень понравилось с вами играть. Я хочу вам подарить «нумолонь калацят» («заюшкины гостинцы»).

Раздает угощение и прощается с детьми.

Дети под музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)

Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"Программное содержание:1.    Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное ...

Сценарий развлечения с использованием русского фольклора для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Весела была беседа»

Данный материал поможет музыкальному руководителю организовать и провести вечер развлечение в старшей группе детского сада...

Cтатья "Использование мордовского фольклора в развитии связной речи дошкольников".

Актуальность статьи определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка.Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая...