Выступление "Язык наш -наша гордость"
материал
В эпоху глобальных перемен, когда поиск новых путей социально – политического и социально - экономического развития страны вольно или невольно ведет к стиранию, забвению национальных культур, традиций, обычаев, актуальной для общества становится проблема сохранения национального наследия малочисленных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_nash_-nasha_gordost.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕЯХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ОЛЕНЕНОК»
Доклад к Всероссийской научно-практической конференции «Ямальские гуманитарные чтения: Актуальные вопросы изучения, сохранения и развития родных языков, традиционных культур, литературы» Тема «Язык наш – наша гордость».
Подготовила Серегина Анастасия Алексеевна, преподаватель родного (ненецкого) языка МБДОУ Сеяхинский детский сад «Оленёнок»
с. Сеяха 2019
Слайд №1.
В эпоху глобальных перемен, когда поиск новых путей социально – политического и социально - экономического развития страны вольно или невольно ведет к стиранию, забвению национальных культур, традиций, обычаев, актуальной для общества становится проблема сохранения национального наследия малочисленных народов.
Слайд №2
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.
Чтобы сохранить и продолжить в веках национальную культуру народа необходимо приобщать и формировать интерес к ней подрастающего поколения.
Одним из основных признаков принадлежности к тому или иному этносу является знание родного языка. Незнание языка ведет к разрыву родственных связей, непониманию между старшим и младшим поколениям, к ослаблению национального самосознания, утрате любви к родному народу, интереса к его истории, традициям и обычаям.
Язык является важнейшей составляющей культурного наследия и этнического самосознания любого народа. Поскольку каждая этническая группа представляет собой определенное языковое сообщество, утрата языка неизбежно ведет к потере ее этнокультурной самобытности и в конечном итоге ‒ к исчезновению этноса. Вместе с языком утрачиваются уникальные для каждой языковой группы представления об устройстве мира и локальной среды, культурные традиции и социальные нормы.
Слайд №3
На основании Закона РФ «О языках», в нашем детском саду «Олененок» проводится занятия по родного языку в старшей и подготовительной к школе группах. Овладение родным языком связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, развитием всех сторон его личности. Через родной язык ребенок приобщается к родной культуре.
Слайд №4
В практике дошкольного воспитания у нас наблюдается стихийное двуязычие. Обучение проводится по плану с постепенным нарастанием объема учебно-речевого материала, с учетом сил и возможностей детей. Знакомство с разговорной речью проводится с опорой на русский язык. Опора на русский язык ускоряет усвоение знаний, получаемых на родном языке, позволяет детям активизировать и закреплять знания.
Слайд№5
Для проведения еженедельных занятий я использую программу по родному (ненецкому) языку Кокаревой Ненгацеки Яхочевны «Ненецкий язык в детском саду». Для проведения подвижных игр использую пособие Окотэтто Елены Николаевны «Ненецкие подвижные игры в детском саду». По - мимо основных занятий проводятся и познавательные: «Мой любимый северный край», «Сказки народов Ямала», «Друг ты мой олень», «Орнамент», «Чум - мой дом», «Ненецкая одежда»
Слайд№6
Дети очень любят смотреть мультфильмы «Ямалмультфильм», «Кукушка», а также познавательные фильмы Михаила Николаевича Окотэтто.
С большим интересом дети участвуют в инсценировке сказок «Куропатка», «Два медведя», «Почему рыбы в воде не живут» и т.д.
В свободное время девочки и мальчики знакомятся и играют национальными игрушками (нухуко, вывко)
Слайд №7
Работа по приобщению детей к культуре коренных народов Ямала ведется еще и через занятия в кружке «Северное сияние», причем в кружке дети не, только знакомятся-с культурными традициями, но и занимаются рукоделием. Проводятся выставки рисунков и подделок на темы «Тундра, тундра как красива!!!», «Тундра в осеннем наряде», «Родной край», « Мы на Севере живем» и т.д.
Слайд№8
Ежегодно в нашем детском саду проходит неделя родного языка под лозунгом «Язык наш – наша гордость». Программа Недели включала в себя следующие мероприятия:
1. Конкурс ненецких загадок «Угадай-ка»
2. Папка передвижка - «Сие ниць иры»
3. Ненецкие приметы «Так в народе говорят».
4. Проводятся подвижные игры на улице и в спортзале.
5. Лепка «Олень и оленевод»
6. Нухуку – ненецкая кукла. Беседа, игры в нухуко.
7. Конкурс рисунков «Празднование Дня оленевода в детском саду»
8. Викторина «Кто на Севере живёт»
Организуем выставку поделок и рисунков, посвящённых жизни оленеводов и охотников. Заключительным этапом недели был праздник «День Оленевода и Охотника».
Важно отметить, что праздник является не только способом сохранения и передачи традиций, но и одним из средств формирования национального самосознания подрастающего поколения.
Слайд№9
Большая роль в работе по приобщению дошкольников к культуре ненецкого народа принадлежит родителям, пристальное внимание уделяется повышению эффективности взаимодействия педагогов и родителей в области социально – нравственного и патриотического воспитания детей. Ежегодно родителям предлагается пройти анкетирование на тему «Говорят в нашей семье на родном языке». Также предлагаю информационные буклеты на темы «Как важно знание родного языка в современном мире», «Семейное воспитание ненцев», «Пословицы, загадки на родном языке», «Читаем детям сказки на родном языке», «Приметы родного края», «Педагогическая система законов и правил семейного воспитания ненцев» и т.д.
Слайд №10
В целях организации образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера, развития дошкольного образования в местах кочевий на территории муниципального образования Ямальский район, в марте 2016 года нами разработан проект «Сезонная кочевая группа кратковременного пребывания
«Умка» (Умные Малыши - Кочевники Арктики), как вариативная модель дошкольного образования в условиях кочевья.
Слайд №11
Сезонная кочевая группа кратковременного пребывания, как структурное подразделение дошкольного образовательного учреждения, создаётся для обеспечения доступности дошкольного образования без отрыва детей от родителей, ведущих кочевой образ жизни, восстановления и сохранения традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям.
Слайд №12
Детский сад становится тем образовательным центром, который не только может предоставить услуги дошкольного образования детям, ведущим кочевой образ жизни, но и оказать педагогическое просвещение, консультативную помощь родителям в вопросах воспитания и обучения.
Слайд №13
Цель проекта: Развитие вариативных форм дошкольного образования, обеспечение потребности населения, ведущего кочевой образ жизни, в образовательных услугах дошкольного образования.
Задачи проекта:
- Создание целостной системы воспитания детей дошкольного возраста за счёт создания дополнительной группы детского сада «Олененок»- сезонной кочевой группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих ДОУ и ведущих вместе с родителями кочевой образ жизни.
- Всестороннее развитие детей, проживающих с родителями в тундре;
- Сохранение и развитие языка, культуры, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;
- Более полный охват дошкольным образованием детей дошкольного возраста.
- Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в условиях традиционного кочевья.
- Создание благоприятных условий для адаптации к социальному миру детей дошкольного возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников в период обучения и воспитания в школе-интернат.
- Практическая реализация модели социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями, ведущими кочевой образ жизни.
- Формирование у детей основ готовности к дальнейшему обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Наши папы, наша гордость"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «День защитника Отечества», образовательная область «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира)...
Праздничное мероприятие «Наша гордость, наша вера, наша память» для детей старшей и подготовительной групп.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепить нравственно-патриотические чувства дошкольников, формировать знан...
Развлечение "Наши папы-наша гордость!"
Ко дню защитников Отечества ребята подготовительной группы готовились основательно, и пригласили своих пап пройти курс молодого бойца!...
ЮИД России - наше будущее и наша гордость!
Музыка для дефиле в защитных жилетах и экипировке.Выходят дети на дефиле. Речёвка (все вместе): Мы агитбригада «Светофорик!»Ребёнок: Наш девиз -Только к победе,Только вперёдВсе Дети: ...
"Наши папы - наша гордость"
Праздник для старшего дошкольного возраста, посвященный Дню защитника Отечества...
"Наши папы - наша гордость!"
Спортивное развлечение...