Конспект НОД "Казачья ярмарка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Развитие познавательного интереса к творчеству родного края через восприятие фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachya_yarmarka.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе.
ОО «Познавательное развитие»
Тема: «Казачья ярмарка».
Цель: развивать познавательный интерес к истории своего народа на основе различных видов деятельности.
Программные задачи:
1. Знакомить детей с традициями кубанского народа, формировать их духовно-эстетическую культуру, воспитывать эмоционально-оценочное отношение к родному краю.
2. Развивать любознательность; обогащать активный словарь детей.
3. Способствовать развитию познавательного интереса к творчеству родного края через восприятие фольклора.
Материалы и оборудование: мультимедийная доска, презентация «Чем славится Кубань», казачьи атрибуты.
Ход НОД:
Воспитатель:
Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня Зинаида Сергеевна. И пришла я к вам неспроста.
Посмотрите вокруг:
Зачарует краса,
Нету края прекраснее нашего,
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
А какие сады на Кубани у нас,
А какие девчата-красавицы!
Кубань – это житница нашей страны,
Стихами и песнями славится.
Презентация «Чем славится Кубань».
- Ребята, осенью кубанцы хорошо потрудились и собрали богатый урожай. И теперь по городам и сёлам гремят казачьи ярмарки. Едут казаки и казачки на людей поглядеть, себя показать. Я предлагаю вам тоже побывать на одной весёлой ярмарке. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Но для этого нам надо взять волшебную казачью папаху, повернуться вокруг себя и сказать: «Время, время остановись! К нашим предкам на ярмарку повернись!»
Дети кружатся возле папахи три раза и повторяют слова.
Ярмарки в старину бывали разные и проводились не так часто, а раз в сезон. Бывали весенние, летние, зимние и осенние. Поэтому казакам нужно было успеть запастись товаром в прок.
Воспитатель: В казачьих семьях, ребята, главой был казак. Как вы думаете, почему?
Дети: Казак работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.
Воспитатель: Верно. А его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу принести воды. А вы знаете, в чём хранили питьевую воду?
Дети: В кувшине.
Воспитатель с детьми рассматривают кувшин.
Воспитатель: Правильно, ребята! Если в сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит, кувшин дышал. Настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. Но не все мастера могли изготовить такую посуду.
Ребята, а где же можно было ещё взять простым людям такие необходимые в быту глиняные изделия, как вы думаете?
Дети: Купить.
Воспитатель: Верно! Многие вещи изготовляли кубанские мастера сами, но и очень многое приобреталось на казачьих ярмарках.
Воспитатель: А вот ещё один глиняный товар (показывает глэчик).
Вы знаете его название?
Дети: Глэчик!
Воспитатель: Правильно! В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда. А можете ли вы, назвать какая посуда для чего предназначалась?
Дети: В глэчике держали сметану, варенье, молоко.
В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.
В чугунке варили картошку.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы достойны похвалы, что так много знаете о казачьей посуде. А знаете ли вы пословицы о казаках?
Дети читают пословицы:
Конь казака лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
А теперь, хлопчики и девчата, подходите к скрыне, так на Кубани называли сундук. Как вы думаете, что хранили в нём? (приоткрывает крышку)
Дети: Нарядную одежду, пояса, бусы, вышитые рубахи.
Воспитатель: Верно! А также рушники (показывает). Так на Кубани называется полотенце. Их украшали красными и чёрными узорами, и вышивали то, что видели в природе рядом с собой – птиц, животных, цветы.
Воспитатель: В быту казаки часто использовали плетёные изделия (показывает корзину). А вот из какого материала плели изделия?
Дети: Плели из камыша, тростника.
Д/И «Не ошибись».
-Ребята, я буду называть несколько похожих слов, а вы выбирайте, которые относятся к казакам.
1. Жилье казаков: юрта, дом, хата.
2. Посуда казаков: ухват, казан, кастрюля.
3. Еда казаков: колбаса, плов, вареники.
4. Одежда казаков: джинсы, бурка, жилетка.
5. Оружие казаков: пушка, пистолет, шашка.
6. Занятие казаков: охота, плавание на корабле, выращивание хлеба.
Воспитатель: На казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и веселились, как могли. Вот мы сейчас и поиграем с вами в игру «Казачья семья »!
На скамейке у плетня
( Дети указательный палец правой руки прикладывают к щеке, а левой рукой поддерживают правый локоть.)
Собралась вся семья.
(Разводят руками и обнимают ладонями рук плечи.)
Погутарить, пошутить,
( указательный палец правой руки подносят к губам.)
Деток разуму учить.
( Указательный палец правой руки прикладывают ко лбу.)
Наш дедуля казачок
( поочерёдно «закручивают усы».)
Смастерит нам сундучок.
(Стучат кулачками.)
Сохраним подарки в нём,
(двумя руками тянутся вперёд, ладонями вверх.)
Куплены на ярмарке.
( Держа руки на уровне головы, потирают пальцами большими, указательными и средними, имитируя посыпание солью из щепотки.)
А бабуля – бабушка
( движения рук имитируют «надевание платка на голову».)
Испечёт оладушки,
( Хлопают ладошками о ладошку, имитируя «лепку пирожков»)
Чтоб внучаток угощать,
( Круговыми движениями рук поглаживают живот. )
В алы щёчки целовать.
( Указательными пальцами постукивают по щёчкам.)
Батюшка любимый
(Ладонь правой руки подносят к сердцу, а левую руку опускают на колено.)
Защитит родимый,
Прогонит с порога
( правую руку поднимают над головой, собрав кисть в кулачок «машут саблей».)
Незваного ворога.
Матушка-хозяюшка
( протягивают ладони вперёд.)
Малым детям нянюшка
( поглаживают ладошками соседа по голове.)
Колыбель качает,
( скрещенными руками «покачивают колыбель».)
Песню напевает.
Спите крошки
( обе руки подносят под щёчку.)
Ночь уйдёт
( правой рукой машут до свидание.)
Утро радость принесёт.
(Хлопают в ладоши .)
И конечно пострелёнок
( руками показывают на себя.)
Озорной ребёнок,
( правой рукой «грозят пальчиком».)
Озорной ягоза
( бег на месте.)
Во все стороны глаза.
( Поворачивают головой вправо - влево.)
Поседела у плетня
(указательный палец правой руки прикладывают к щеке, а левой рукой поддерживают правый локоть.)
Наша дружная семья.
( Разводят руками. )
Поиграли, пошутили,
Малых деток научили.
( Топают правой ножкой 2 раза.)
Мамку с тятей почитать,
( сжимают в кулачок поочерёдно по одному пальчику - большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.)
Бабу с дедом уважать,
Не грубить и не злословить,
Доброту не экономить,
Всех прощать,
Уметь любить,
Данным словом дорожить,
Ведь не зря гласит молва -
Семья дружбою жива.
(Пальцы ритмично сжимают в «замок».)
Звенья все одной цепи
(соединяют по очереди большие с указательными пальцами, образуя «цепочку», затем большие со средними, большие безымянными и большие с мизинцами.)
Ты попробуй - разорви.
(Становятся вкруг, держась за руки.)
Воспитатель: Повеселились, поиграли. Но, ребята, а как же песни? Ведь из покон веков на Кубани любили петь. И на свадьбах, и в поле, а на ярмарках особенно.
Воспитатель: Ай, да казачки! Ай да, молодцы! Порадовали!
Ребята, богат наш Краснодарский край. Своими урожаями он кормит много людей. Отгадайте загадку:
Посадили зернышко – вырастили солнышко,
Это солнышко сорвем - много зерен соберем
А приедут гости – им дадим по горсти.
Воспитатель: Ребята, ведь на Казачьих ярмарках ещё и подарки дарили. Давайте и мы подарим свой ярмарочный товар для продажи – вот этот подсолнух.
Воспитатель: Но, по-моему, чего-то ему не хватает. Давайте украсим подсолнух, чтобы стал он ещё ярче?
Дети: Давайте!
Проводится коллективная лепка «Украсим подсолнух».
Воспитатель: Ой, какой красивый! Нам пора прощаться с казачьей ярмаркой и возвращаться. Подсолнух у нас получился, просто загляденье! Его мы дарим от всего сердца казачьей ярмарке! (кланяется)
Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям! (кланяются)
Воспитатель: А вот и наша волшебная папаха. До свидания!
Дети кружатся возле папахи и садятся на стульчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Ярмарка мастеров" окружающий мир
Приобщение детей к истокам народного творчества Карелии....
Конспект НОД "Ярмарка мастеров" окружающий мир
Приобщение детей к истокам народного творчества Карелии....
Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки ."
Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование....
конспект развлечения "Ярмарка движений"
Развлечение по ОО "Физическое развитие". предлагаю народные игры, в которые дети играют с удовольствием....
Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки"
Тема: "Ярмарка дымковской игрушки."(старшая группа)Цель: Организация ярмарки.Задачи:- продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, закрепить представления о процессе ее изготовления...
Конспект «Математическая ярмарка»
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Математическая ярмарка»...
Конспект Овощная ярмарка
Занятие по лепке для детей среднего возраста...