Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/ «Подкова на счастье» (тестопластика)
план-конспект занятия (старшая группа)

Забродина Ирина Павловна

Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре Донского казачества через знакомство с оберегами, их значением в жизни людей. Знакомство детей с историей возникновения оберега подковы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obereg_podkova.docx257.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/

«Подкова на счастье» (тестопластика)

Воспитатель первой

 квалификационной категории

Забродина

Ирина Павловна

2019 год

Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре Донского казачества через знакомство с оберегами, их значением в жизни людей. Знакомство детей с историей возникновения оберега подковы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Знакомство детей с историей возникновения оберега подковы.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • научить изготавливать куклу-оберег;
  • формировать навыки игровой деятельности;
  • вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию.

Образовательная   область «Речевое развитие»:

  • обогатить словарь детей  новыми словами ( Оберег, подкова)
  • развивать умения выражать ход своих  мыслей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • развивать уважительное отношение к истории  родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать выразительность, чёткость, координации движений; 

Методы и приемы:

Наглядный метод: приём показа предметов; приём показа образца; приём показа способов действий;  приём использования ТСО.

Словесный метод: рассказ; беседа; художественное слово.

Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.

Информативно-рецептивный метод: рассматривание; образец воспитателя.

Игровой метод: организация игровой ситуации; выполнение педагогом игровых действий.

Предварительная работа:

Беседа с презентацией «Обереги в жизни казаков».

Словесные игры: « Повтори как я», Найди отличия»

Игры: «Передай подкову», «Напои лошадку», «Конь-огонь»

Казачка: Здорово ночевали!

Дети: Слава Богу!

Вас сегодня приглашаю

В наш уютный курень.

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь.

 (Раздается стук в дверь. Заходит казак)

Казак: - Здравствуйте, люди добрые! Пустите, пожалуйста, отдохнуть да коня напоить, накормить — скакал долго, конь устал.

Казачка: - Здравствуй гость дорогой, проходи, располагайся, да о себе расскажи.

Казак: - Я казак, возвращаюсь к себе домой, в станицу. А знаете ли вы, кто такие казаки?

(Ответы детей)

Казак: - О, это люди храбрые, удалые, умеют они и воевать славно, и жить ладно, а помогает им в этом - верный друг и товарищ конь. Часто конь спасал жизнь казаку: выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжелые грузы. Казаки очень любят своих лошадей, заботятся о них, сытно кормят, чистят их.

Казачка: А я знаю интересную игру (Проводится игра «Напои лошадку»)

Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3 м от игрушечной лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза. Малыш должен подойти и напоить ее /подвести ведро к морде лошади/.

Казак: Дети, а вы любите праздники?

Дети: - Да, очень.

Казак: - Когда-то очень давно существовал конский праздник. В этот день кони отдыхали, их кормили. (давали им столько корма, сколько они могли съесть)» купали в реке или озере, заводили в воду и специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли и меняли подковы.

Казачка: А мы не знаем, что такое подковы.

Казак: - А  - это обувь - для лошадей (достает подкову и показывает детям). Ее прибивают на копыто лошади, и тогда она может очень долго скакать, не разбивая своих ног, лошадей нужно беречь.

Казачка: Поиграем в игру с подковой. (Проводится игра «Передай подкову»)

У казаков есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.

Казак: - Считается, что конская подкова приносит счастье, ее вешали над входной дверью избы, и верили, что подкова ото всех бед оградит. У нас у казаков, в каждой семье есть такая подкова.

Казачка: Только вот найди подкову в наше время не просто, и поэтому талисманами для дома служили сувениры-обереги, которые люди делали сами.  Обереги – это предметы приносящие благо, оберегающие дом и хозяев от разного рода напастей. Хотели бы вы  сделать такую подкову и подарить своим родителям на счастье? Я Вас научу. Проходите в нашу мастерскую. Чтобы сделать оберег, нужно потрудиться. Ведь как у нас на Дону говорят «за всякое дело берись смело».

( Обереги делаем из теста.)

Главное это делать с душою и любовью. Когда работать станете, думайте, чего бы вы для своей семьи хотели: здоровья, счастья, любви.

Чтобы наши пальчики хорошо работали, давайте разомнём:

Вот мои помощники             /показываем ладони  

Их как хочешь, поверни       / поворачиваем

Раз, два, три, четыре, пять   / считаем, загибаем

Не сидится им опять            / грозим указательным

Постучали , повертели         /постучать кулачками

И работать захотели             /хлопки
Ноги правильно стоят

Спину выпрямляем

И мы приступаем

Практическая  работа. (Воспитатель показывает и рассказывает)

Казачка: Все необходимое у вас есть на столе.

1.     Раскатываем тесто толщиной 0,7 см.

2.     Накладываем шаблон и по нему вырезаем ножом подкову (оставшееся тесто убираем в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высохло).

3.     Аккуратно, не переувлажняя, с помощью кисти с водой и пальцев сглаживаем шероховатые края изделия.

4.     Обратным концом кисточки делаем на концах подковы дырочки (достаточно далеко от краев – изделие тяжелое).

5.    Украшаем нашу подкову. Подкову можно украсить различными элементами которые имеют свое символическое значение:

  • Горох, фасоль - богатство и изобилие в доме.
  • Крупа – мир, лад в доме
  • Семечки подсолнуха - здоровье детей в доме.
  • Сухоцветы – уют и теплоту нам дают,
  • Бусины – символ красоты,
  • Лавровый лист – слава и успех,

Чтобы подкова приносила счастье в дом, ее нужно правильно повесить. Подкова вешалась над входной дверью куреня концами вверх для удержания благополучия семьи, вниз - чтобы из семьи ушли беды. Вешать нужно на один гвоздь и больше не перемещать.

Казак: Дети посмотрите, какие замечательные сувениры –обереги у нас получились. Какие красивые создали композиции, просто чудо! Вы молодцы!

Спасибо вам за теплый прием, а мне пора ехать дальше, конь мой отдохнул, да и я тоже. Надеюсь что вы сегодня много нового узнали. До свидания!

 Рефлексия: (С подковой, воспитатель передает подкову и спрашивает у детей: Чем мы сегодня занимались?

Что нового узнали?

Куда вешали казаки подкову? Для чего?

Понравилось вам занятие? И чем понравилось?

Казачка: Вы сегодня большие Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать. Обязательно повесьте дома с родителями над входной дверью подкову. Пусть эта подкова принесет в ваш дом мир и счастье, а зло обходит  стороной.

Использованная литература: 

Прошельцева С.В. Обереги для вашего хозяйства /  С.В.Прошельцева  // Обереги. - 2009. №2. - С. 6-19

  1. Семёнова А.Н. Магия родного дома. – СПб.: Невский проспект, 2000.
  2. Шептуля А.Э.  . Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.: Эксмо, 2007, с 5-8, 17-18, 43-45, 61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе.  Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Что такое вода?"

Данный конспект является первым этапом проекта "Вода - это жизнь", разработанного мной для детей разных возрастных групп....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Маленькие исследователи»

Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.4. Вызва...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенний пейзаж».

Конспект занятия по изобразительной деятельностидля старшего дошкольного возраста.   Тема: «Осенний пейзаж».           ПАСПОРТ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации Лепка нетрадиционная – пластилинография. По теме «Шары на ёлке»

Программные задачи: Образовательные: - закрепить навыки и умения лепки елки в технике пластилинография; - закрепить признаки зимы; - расширять представления детей о новогоднем празднике - познакомить ...

Картотека игр для занятий по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте

Картотека игр  для занятий по изобразительной деятельности  в старшем дошкольном возрасте...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста "Хохлома"

Цели: –ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности «Хохлома»;-расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства родн...