Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/ «Подкова на счастье» (тестопластика)
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре Донского казачества через знакомство с оберегами, их значением в жизни людей. Знакомство детей с историей возникновения оберега подковы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obereg_podkova.docx | 257.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/
«Подкова на счастье» (тестопластика)
Воспитатель первой
квалификационной категории
Забродина
Ирина Павловна
2019 год
Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре Донского казачества через знакомство с оберегами, их значением в жизни людей. Знакомство детей с историей возникновения оберега подковы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Знакомство детей с историей возникновения оберега подковы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- научить изготавливать куклу-оберег;
- формировать навыки игровой деятельности;
- вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- обогатить словарь детей новыми словами ( Оберег, подкова)
- развивать умения выражать ход своих мыслей
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- развивать уважительное отношение к истории родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Развивать выразительность, чёткость, координации движений;
Методы и приемы:
Наглядный метод: приём показа предметов; приём показа образца; приём показа способов действий; приём использования ТСО.
Словесный метод: рассказ; беседа; художественное слово.
Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.
Информативно-рецептивный метод: рассматривание; образец воспитателя.
Игровой метод: организация игровой ситуации; выполнение педагогом игровых действий.
Предварительная работа:
Беседа с презентацией «Обереги в жизни казаков».
Словесные игры: « Повтори как я», Найди отличия»
Игры: «Передай подкову», «Напои лошадку», «Конь-огонь»
Казачка: Здорово ночевали!
Дети: Слава Богу!
Вас сегодня приглашаю
В наш уютный курень.
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь.
(Раздается стук в дверь. Заходит казак)
Казак: - Здравствуйте, люди добрые! Пустите, пожалуйста, отдохнуть да коня напоить, накормить — скакал долго, конь устал.
Казачка: - Здравствуй гость дорогой, проходи, располагайся, да о себе расскажи.
Казак: - Я казак, возвращаюсь к себе домой, в станицу. А знаете ли вы, кто такие казаки?
(Ответы детей)
Казак: - О, это люди храбрые, удалые, умеют они и воевать славно, и жить ладно, а помогает им в этом - верный друг и товарищ - конь. Часто конь спасал жизнь казаку: выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжелые грузы. Казаки очень любят своих лошадей, заботятся о них, сытно кормят, чистят их.
Казачка: А я знаю интересную игру (Проводится игра «Напои лошадку»)
Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3 м от игрушечной лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза. Малыш должен подойти и напоить ее /подвести ведро к морде лошади/.
Казак: Дети, а вы любите праздники?
Дети: - Да, очень.
Казак: - Когда-то очень давно существовал конский праздник. В этот день кони отдыхали, их кормили. (давали им столько корма, сколько они могли съесть)» купали в реке или озере, заводили в воду и специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли и меняли подковы.
Казачка: А мы не знаем, что такое подковы.
Казак: - А - это обувь - для лошадей (достает подкову и показывает детям). Ее прибивают на копыто лошади, и тогда она может очень долго скакать, не разбивая своих ног, лошадей нужно беречь.
Казачка: Поиграем в игру с подковой. (Проводится игра «Передай подкову»)
У казаков есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.
Казак: - Считается, что конская подкова приносит счастье, ее вешали над входной дверью избы, и верили, что подкова ото всех бед оградит. У нас у казаков, в каждой семье есть такая подкова.
Казачка: Только вот найди подкову в наше время не просто, и поэтому талисманами для дома служили сувениры-обереги, которые люди делали сами. Обереги – это предметы приносящие благо, оберегающие дом и хозяев от разного рода напастей. Хотели бы вы сделать такую подкову и подарить своим родителям на счастье? Я Вас научу. Проходите в нашу мастерскую. Чтобы сделать оберег, нужно потрудиться. Ведь как у нас на Дону говорят «за всякое дело берись смело».
( Обереги делаем из теста.)
Главное это делать с душою и любовью. Когда работать станете, думайте, чего бы вы для своей семьи хотели: здоровья, счастья, любви.
Чтобы наши пальчики хорошо работали, давайте разомнём:
Вот мои помощники /показываем ладони
Их как хочешь, поверни / поворачиваем
Раз, два, три, четыре, пять / считаем, загибаем
Не сидится им опять / грозим указательным
Постучали , повертели /постучать кулачками
И работать захотели /хлопки
Ноги правильно стоят
Спину выпрямляем
И мы приступаем
Практическая работа. (Воспитатель показывает и рассказывает)
Казачка: Все необходимое у вас есть на столе.
1. Раскатываем тесто толщиной 0,7 см.
2. Накладываем шаблон и по нему вырезаем ножом подкову (оставшееся тесто убираем в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высохло).
3. Аккуратно, не переувлажняя, с помощью кисти с водой и пальцев сглаживаем шероховатые края изделия.
4. Обратным концом кисточки делаем на концах подковы дырочки (достаточно далеко от краев – изделие тяжелое).
5. Украшаем нашу подкову. Подкову можно украсить различными элементами которые имеют свое символическое значение:
- Горох, фасоль - богатство и изобилие в доме.
- Крупа – мир, лад в доме
- Семечки подсолнуха - здоровье детей в доме.
- Сухоцветы – уют и теплоту нам дают,
- Бусины – символ красоты,
- Лавровый лист – слава и успех,
Чтобы подкова приносила счастье в дом, ее нужно правильно повесить. Подкова вешалась над входной дверью куреня концами вверх для удержания благополучия семьи, вниз - чтобы из семьи ушли беды. Вешать нужно на один гвоздь и больше не перемещать.
Казак: Дети посмотрите, какие замечательные сувениры –обереги у нас получились. Какие красивые создали композиции, просто чудо! Вы молодцы!
Спасибо вам за теплый прием, а мне пора ехать дальше, конь мой отдохнул, да и я тоже. Надеюсь что вы сегодня много нового узнали. До свидания!
Рефлексия: (С подковой, воспитатель передает подкову и спрашивает у детей: Чем мы сегодня занимались?
Что нового узнали?
Куда вешали казаки подкову? Для чего?
Понравилось вам занятие? И чем понравилось?
Казачка: Вы сегодня большие Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать. Обязательно повесьте дома с родителями над входной дверью подкову. Пусть эта подкова принесет в ваш дом мир и счастье, а зло обходит стороной.
Использованная литература:
Прошельцева С.В. Обереги для вашего хозяйства / С.В.Прошельцева // Обереги. - 2009. №2. - С. 6-19
- Семёнова А.Н. Магия родного дома. – СПб.: Невский проспект, 2000.
- Шептуля А.Э. . Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.: Эксмо, 2007, с 5-8, 17-18, 43-45, 61.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе. Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Что такое вода?"
Данный конспект является первым этапом проекта "Вода - это жизнь", разработанного мной для детей разных возрастных групп....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Маленькие исследователи»
Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.4. Вызва...
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенний пейзаж».
Конспект занятия по изобразительной деятельностидля старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенний пейзаж». ПАСПОРТ...
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации Лепка нетрадиционная – пластилинография. По теме «Шары на ёлке»
Программные задачи: Образовательные: - закрепить навыки и умения лепки елки в технике пластилинография; - закрепить признаки зимы; - расширять представления детей о новогоднем празднике - познакомить ...
Картотека игр для занятий по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте
Картотека игр для занятий по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте...
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста "Хохлома"
Цели: –ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности «Хохлома»;-расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства родн...