Поликультурное образование в дошкольном учреждении
статья

Статья посвящена особенностям организации процесса поликультурного образования в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Поликультурное образование в дошкольном учреждении

Аннотация. Статья посвящена особенностям организации процесса поликультурного образования в дошкольном учреждении. 

Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурное воспитание, дошкольное учреждение, национальность, ценности культуры, национальная принадлежность.

Как писал М.М. Бахтин в своих учениях, «человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями — культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других».

Я рассмотрела несколько научных статей по проблеме поликультурного образования и заметила, что эта проблема является актуальной среди ученых. Наши отечественные ученые отмечают инновационный характер  данного вида образования, и я с ними полностью согласна. В России формируется традиция поликультурного образования, основная цель которого, создать в России при помощи всех социальных институтов, таких как, школа, семья, общественные организации демократическое государство.

Россия является многонациональным государством, и мы живем в этом государстве. Исторически сложилось так, что Россия стала родиной разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У нас – общая история и общее будущее. Испокон веков взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. Следовательно, и мы должны постоянно учиться и учить наших детей, воспитанником принимать друг друга такими, какие они есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Быть толерантными, учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей великой стране.

Таким образом, проблема поликультурного воспитания дошкольников является актуальной проблемой в современных условиях развития поликультурного общества. Именно сейчас, по-моему мнению, когда происходит усиленный процесс гуманизации нашего многонационального государства, важное значение начинают приобретать воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. Поэтому я хотела бы рассказать, как происходит поликультурное развитие в нашем детском саду.

У нас, как и во многих других детских садах, вместе воспитываются дети разных национальностей. И мы педагоги должны стараться сделать этот наш домик добрым, теплым, светлым для всех, а также для тех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Однако, так как мы живем в Татарстане, большая часть детей в нашем детском саду – татарской национальности, поэтому поликультурное воспитание следует начинать с приобщения детей к татарской культуре.

Примерно с четырех лет дети начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы, начиная с малых лет, знакомим детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствует воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества. В момент пребывания детей в детском саду мы стараемся общаться с ними на двух языках, развивая в них интерес к обеим культурам нашего народа, периодически смотрим с детьми татарские и русские спектакли, учим и поем песенки.

Иметь знания только о своем народе этого очень мало для современного общества. Хочется уметь и то, что умеют делать другие народы: петь, танцевать, готовить их прекрасные блюда, общаться. Поэтому помимо знакомства с татарской  и русской культурой, мы потихонечку знакомим детей и с английским языком и с ее культурой. Учитывая, что дети маленькие и все впитывают, как губка, успех положителен.

В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям татарского народа в детском саду проводятся различные развлечения, выставки, фестивали, беседы об играх детей в далеком прошлом, активно используются в работе с детьми забытые народные игры. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

Таким образом, хотелось бы сказать, что поликультурное развитие должно начинаться с дошкольного возраста человека. Ведь именно этот возраст является наиболее сенситивным для формирования положительного отношения ко всем культурам и представителям других национальностей.

Библиографический список

1. Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: Учебное пособие. - М., 2004

2.  Кондрашева Н. В. Народная педагогика в поликуль-турном воспитании и образовании дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12

3. Котова Е.В.,Кузнецова С.В., Развитие творческих способностей дошкольников: Метод. Пособие. М: ТЦ Сфера. 2010.

4. Научно-методический электронный журнал Гончарова О. В., Шапарь М. Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Представлен опыт работы МБДОУ детского сада "Ромашка" г.Лянтор по созданию педагогических условий для формирования экологического мышления и сознания у детей дошкольного возраста....

Конфликты в педагогическом коллективе как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении

Как влияют конфликты на деятельность того или иного коллектива? Являются ли препятствием на пути к достижению общих целей или, наоборот, стимулируют его участников?...

Повышение качества образования в дошкольном учреждении через художественно-эстетическое воспитание детей.

приоритетное направление в ДОУ - художественно-эстетическое развитие детей....

Повышение качества образования в дошкольном учреждении через художественно-эстетическое воспитание детей.

приоритетное направление в ДОУ - художественно-эстетическое развитие детей....

Воспитательные средства мордовского народа в поликультурном образовании в дошкольном учреждении

Проблема поликультурного воспитания в современных условиях развития общества приобретает несомненную актуальность. Это особенно важно для Республики Мордовия, где с древнейших времен бок обок жив...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

 Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это – то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему по...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это – то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению. Поэт...