Опыт работы «Пример взрослых при формировании нравственного чувства к культурному наследию мордовского народа»
статья (средняя группа)

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Все мы знаем , что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека, именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в его сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен , с картинок в азбуке , с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка своего детсва».

Формирование нравственного чувства к культурному наследию мордовского народа- это сложный педагогический процесс,  в основе которого лежит развитие как нравственных , так и патриотических чувств. Исходя из этого, моя работа включает целый ряд задач.

-воспитание любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, к родному краю;

-формирование бережного отношения к природе;

-воспитанию чувства уважения к труду;

-расширения представлений о Мордовии; -знакомства с символами республики, государства.

         Моя работа над этими задачами проходит через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни , так и на занятиях.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример.

С детьми среднего дошкольного возраста я провожу беседы о жителях Мордовии, показываю им фотографии людей разных национальностях. Среди которых есть фотографии народов Мордовии. Предлагаю им отобрать только те фотографии, на которых изображены мордва. Задаю им вопросы: «Почему вы считаете, что это жители Мордовии?», « Назовите различия в одежде?», « Почему люди так одеваются?».

В нашей группе есть мордовский уголок , дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия, есть куклы в национальных костюмах, очень много иллюстраций, открыток.  Где дети могут самостоятельно взять и посмотреть.

В один из дней принесла в группу открытки, на которых изображены олимпийские чемпионы,уроженцы Мордовии (О. Маскаев, В. Борчин, А. Мишин). Рассказала об  их спортивных достижениях, виде спорта- спортивная ходьба.  Сделала небольшую презентацию,которую мы посмотрели во второй половине дня.

Идя на прогулку с детьми, я всегда обращаю внимания на красоту нашей природы. « Дети посмотрите какой красивый, пушистый снег лежит»,или « Какие  красивые летят снежинки».

В своей работе воспитываю уважение к старшим, к родителям, бабушкам, дедушкам. Мы проводим беседы и я им рассказываю,что и у меня тоже есть бабушка,она уже старенькая и в эти выходные ездила к ней в гости, ей помогала по хозяйяству, что я её очень сильно люблю. И что вы тоже должны любить своих родителей, бабушек и дедушек.

Ещё воспитываю уважение к хлебу. Рассказываю  детям, как выращивают хлеб, сколько в этом процессе вложено сил и труда. Однажды мы наблюдали с детьми в окно как привезли хлеб, как его разгружали . Во время завтрака, обеда объясняю, что хлеб выбрасывать нельзя, можно сушить из него сухарики или отдавать птичкам.

В сюжетно- ролевых играх стараюсь использовать кукл в национальной одежде(мокшанка,эрзянка) знакомлю с народной  одеждой( рубаха, головные уборы, передники). Употребляю в обращении слова на эрзянском языке (панар,тейтерь, шумбрат).

В заключении хочу отметить, что на этом моя работа не заканчивается, мы будем продолжать её в старшем возрасте  более углубленно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx480.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Пример взрослых при формировании нравственного чувства к культурному наследию мордовского народа»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Все мы знаем , что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека, именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в его сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен , с картинок в азбуке , с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка своего детсва».

Формирование нравственного чувства к культурному наследию мордовского народа- это сложный педагогический процесс,  в основе которого лежит развитие как нравственных , так и патриотических чувств. Исходя из этого, моя работа включает целый ряд задач.

-воспитание любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, к родному краю;

-формирование бережного отношения к природе;

-воспитанию чувства уважения к труду;

-расширения представлений о Мордовии; -знакомства с символами республики, государства.

          Моя работа над этими задачами проходит через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни , так и на занятиях.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример.

С детьми среднего дошкольного возраста я провожу беседы о жителях Мордовии, показываю им фотографии людей разных национальностях. Среди которых есть фотографии народов Мордовии. Предлагаю им отобрать только те фотографии, на которых изображены мордва. Задаю им вопросы: «Почему вы считаете, что это жители Мордовии?», « Назовите различия в одежде?», « Почему люди так одеваются?».

В нашей группе есть мордовский уголок , дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия, есть куклы в национальных костюмах, очень много иллюстраций, открыток.  Где дети могут самостоятельно взять и посмотреть.

В один из дней принесла в группу открытки, на которых изображены олимпийские чемпионы,уроженцы Мордовии (О. Маскаев, В. Борчин, А. Мишин). Рассказала об  их спортивных достижениях, виде спорта- спортивная ходьба.  Сделала небольшую презентацию,которую мы посмотрели во второй половине дня.

Идя на прогулку с детьми, я всегда обращаю внимания на красоту нашей природы. « Дети посмотрите какой красивый, пушистый снег лежит»,или « Какие  красивые летят снежинки».

В своей работе воспитываю уважение к старшим, к родителям, бабушкам, дедушкам. Мы проводим беседы и я им рассказываю,что и у меня тоже есть бабушка,она уже старенькая и в эти выходные ездила к ней в гости, ей помогала по хозяйяству, что я её очень сильно люблю. И что вы тоже должны любить своих родителей, бабушек и дедушек.

Ещё воспитываю уважение к хлебу. Рассказываю  детям, как выращивают хлеб, сколько в этом процессе вложено сил и труда. Однажды мы наблюдали с детьми в окно как привезли хлеб, как его разгружали . Во время завтрака, обеда объясняю, что хлеб выбрасывать нельзя, можно сушить из него сухарики или отдавать птичкам.

В сюжетно- ролевых играх стараюсь использовать кукл в национальной одежде(мокшанка,эрзянка) знакомлю с народной  одеждой( рубаха, головные уборы, передники). Употребляю в обращении слова на эрзянском языке (панар,тейтерь, шумбрат).

В заключении хочу отметить, что на этом моя работа не заканчивается, мы будем продолжать её в старшем возрасте  более углубленно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по внедрению инновационной работы по теме: "Культурное наследие мордовского народа "

В презентации представлен собранный материал по культуре мордовского народа: пословицы, поговорки, картины мордовских художников....

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.

quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....

Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РУССКОГО ХУДОЖНИКА – СКАЗОЧНИКА ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА

ОПЫТ РАБОТЫПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РУССКОГО ХУДОЖНИКА – СКАЗОЧНИКАВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦ...

«Приобщение дошкольников к культурному наследию мордовского народа»

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и д...

Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...