В гостях у народов Поволжья
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Рыбно-Слободский детский сад «Березка»
Рыбно-Слободского района Республики Татарстан
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе
« В гостях у народов Поволжья»
Составила воспитатель:
Нутфуллина Эльмира Рифатовна
2020 год
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями народов Поволжья.
Задачи:
1.Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
2.Закрепить знания о государственных символах республик, об одежде народов Поволжья.
3. Развивать у детей интерес к родному краю.
4.Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
5.Знакомить детей с загадками удмуртского народа.
6. Формировать знания детей об орнаментах народов Поволжья.
7. Развивать у детей память, внимание.
8. Способствовать развитию грамматического строя речи, пополнению
словарного запаса.
Материал и оборудование:
Презентация «Путешествие по Поволжью», пазлы «Собери орнамент»,
2 платка для игры, флаги народов Поволжья с буквами (ДРУЖБА)
Словарная работа: многонациональная страна, Поволжье, Чебоксары, Уфа, Ижевск, Саранск, Йошкар-Ола - Ола, Казань.
Методы и приемы:
Загадывание загадок, задания в конверте.
Практический - сбор пазлов «Собери орнамент», игры «Определи мордовский костюм», «Найди мордовский головной убор», «Где мордовский флаг?»
Игровой - подвижные игры: «Тирмэ - юрта», «Кукушка».
Ход занятия:
Воспитатель: Колокольчик зазвонил, в круг ребяток пригласил.
Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо.
Давайте вместе посмотрим (на самом деле открываем файл на электронной почте) (слайд)
Дети, это что? (Карта с республиками Поволжья).
Ребята, мы живем в большой стране. Как называется наша страна (Россия)
Россия - многонациональная страна.
Многонациональная,- это какая?
Это страна, в которой живут люди разных национальностей.
Живут они мирно и дружно.
Вы когда-нибудь бывали в республиках Поволжья (Ответы детей)
Мне так хочется отправиться в путешествие по этим республикам.
Хотите отправиться со мной в путешествие?
А как вы думаете, ребята, на чем можно отправиться в путешествие?
Ответы детей: (на корабле, пароходе, самолете, поезде, автобусе).
Воспитатель: Правильно, ребята.
Капитана выбираем считалкой. Вот получилось, что выбрали Ильяса
(одевает матроску и бескозырку капитана)
А я буду гидом. Что за человек – гид? (Это экскурсовод)
Буду рассказывать об этих республиках (прикрепляю себе бейджик гида)
Ребята, оказывается, нас уже ждет волшебный корабль и зовет нас в путешествие. Пора спускать его на воду. А вы помните, как называется река в нашем поселке? ( Кама)
Воспитатель: Течет, течет наша Кама. А вы знаете, куда впадает Кама?
Кама впадает в реку Волга, которая течет по всему Поволжью.
На берегах Волги расположены разные республики.
(Какие республики?) (Дети громко называют названия республик).
Воспитатель: Во время путешествия мы с вами будем останавливаться, и на каждой остановке нас будут ждать задания, которые приготовили нам жители Поволжья. За правильно выполненное задание нам будут давать флаг народа, у которого мы будем в гостях с буквой. А что за слово получиться, мы с вами узнаем в конце путешествия. Вы готовы отправиться в путь?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и поплыли. (Гудок)
Звучит башкирская музыка.
Воспитатель: Мы делаем первую остановку.
Республика Башкирия.
Какой народ здесь живет? (Башкиры)
Поздороваться на башкирском.
Воспитатель: Как называется столица Башкирии? (Уфа)
В Башкирии степи привольные,
Леса здесь богаты добычею,
Озера ни с чем, ни сравнимые
И люди гостеприимные. (Адиля)
Воспитатель: Вот и конверт. Интересно, что это за задание такое. Игра ребята называется «Тирмэ» в переводе с башкирского это дом. ( Слайд)
(дом изготовлен из шерсти и войлока)
Все скорее в круг вставайте и в башкирскую игру играйте.
(В игре 2 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам зала. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Дети идут по кругу и поют.)
-Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
(На мелодию без слов дети свободно бегают по залу, по окончании музыки бегут к своим стульям, берут платок, поднимают над головой - получается юрта).
Воспитатель: Хорошо. Мы получаем флаг, какой республики (Башкирии).
Какая это буква? Д.
(Попрощаться на башкирском).
Время идет, нам пора отправляться в путь, занимаем места и продолжим наше путешествие. (Гудок)
Звучит музыка Удмуртии.
Приплыли мы с вами в Удмуртию. Какой народ здесь живет?
Дети: Удмурты.
Воспитатель: Правильно. Как называется столица Удмуртии? ( Ижевск)
(Поздороваться на удмуртском)
Конверт с заданием.
Удмуртский народ славится своим гостеприимством, весельем.
И предлагают нам отгадать удмуртские загадки.
Ребенок загадывает загадки. (Элемент одежды или утвари народа)
- По воде иду, следов не оставляю. (Лодка)
- Теплее всех, светлее всех оно спит, мы спим, оно встает, и мы встаем (Солнышко)
- Раскрашенное коромысло через реку повисло (Радуга)
- Семь братьев есть: возраст их один, имена разные (Неделя) (Ралина)
Хорошо.
Все отгадали. И мы получаем флаг (флаг какой республики, дети?) Удмуртии с буквой «Р»
Попрощаться на удмуртском
-Все загадки отгадали
Сели дружно в пароход
И отправились вперед
Покорять чужие дали. (Гудок)
Звучит Марийская музыка
И приехали мы с вами в республику Мари - Эл.
Как называется столица Марий-Эл? (Йошкар-Ола)
Поздороваться на марийском языке
Предлагаем не скучать и в Марийскую игру поиграть.
Марийская игра «Кукушка»
Дети стоят в кругу, кукушка в середине. Дети идут по кругу и поют.
Дети: - Эй, кукушечка, лесная
Мы тебя совсем не знаем.
Ты о чем ку-ку - кукуешь
На суку в лесу тоскуешь?
Кукушка: Я одна ку-ку на свете
У меня пропали дети
Куковать мне одиноко
На суку сосны высокой
Поют все дети то, сужая, то расширяя круг, руки за спиной. В это время
ведущий незаметно вкладывает кому - нибудь в руки платочек.
Дети: - Эй, кукушечка, лесная
Поиграй в платочек с нами.
Ты отыщешь наш платочек,
Мы твоих сынков и дочек.
Дети передают за спиной платочек, а кукушка старается угадать, у кого платочек.
Вот флаг республики Марий – Эл с буквой «У». Попрощаться на марийском
Наше путешествие продолжается (Гудок)
Звучит Чувашская музыка.
Город новый, город старый
Славный город Чебоксары!
В Чебоксарах на бульварах
Тараторят воробьи:
Ики, вики, чики, брики,
чив, чив, чив, чиви. (Залина)
К какому народу мы с вами приплыли в гости?
Дети: к чувашскому.
Воспитатель: Правильно.
Дети, а знаете ли вы столицу Чувашии? (Чебоксары)
Ребята, пока я доставала задания, они порвались. Помогите мне собрать их.
Игра «Собери орнамент» (собираем орнамент за столом)
Воспитатель: Спасибо, что помогли.
Скажите, а орнаменты, какого народа вы собрали? (Татарского).
А вы? (Русского). А у вас? (Чувашского)
Вручается флаг Чувашии с буквой «Ж». (Гудок)
Наш путь продолжается.
Звучит Мордовская музыка.
Мы приехали с вами в республику Мордовия.
К какому народу приплыли в гости?
Дети: Мордовскому.
Поздороваться на мордовском языке
Воспитатель: Правильно.
Мы приехали в столицу Мордовии – город? (Саранск).
Жители Мордовии приготовили задания.
(Дети выполняют задания на полу.)
Воспитатель: Ребята, нам нужно найти флаг Мордовии, головной убор и костюм народа Мордовии. (Показать настоящее).
После выполнения задания нам вручают флаг Мордовии с буквой? (Б)
Продолжаем путешествие.
Попрощаться на мордовском языке
(Гудок)
Впереди наша республика.
Звучит татарская музыка
Мы приехали свами в республику? (Татарстан)
Назовите столицу нашей республики (Город Казань).
Поздороваться на татарском языке.
Открываем конверт.
Ребята, а давайте встанем в круг и исполним татарский танец. (Взять в татарском кабинете один старинный атрибут и показать детям).
Вручается татарстанский флаг с буквой «А»
Прощаемся на татарском языке
А сейчас из этих букв попробуем собрать слово.
Дети складывают буквы, и получается слово «Дружба».
Ребята, какое красивое слово у нас получилось.
Пословица о дружбе: Дружба и братство - лучше богатства.
Воспитатель: Ребята как называется место, где мы живем? (Поволжье)
Люди каких национальностей проживают в Поволжье?
А что интересного вы узнали во время путешествия?
(Мы побывали на берегу Волги. Познакомились с традициями и играми народов, живущих в Поволжье и т.д.)
Гудок парохода - (дети выходят).
Вот и подошло к концу наше путешествие. А в память о путешествие по республикам Поволжья я приготовила вам сюрприз.
Выбирайте, костюм, народа Поволжья который вам нравится.
Нашли сюрприз?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе "Встречаем гостей народов Поволжья"
Открытое занятие в старшей группе на районном семинаре для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Пестречинского муниципального района по теме:"Реализация национально- регионального к...

Занятие " Встреча гостей народов Поволжья"
прививать любовь к родному краю, знакомить с историей марийского края, Удмуртии .знакомить с названиями марийских и удмуртских народных инструментов, быта, национальных блюд , одежды...

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».
laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...