СДВГ и ММД - причины, симптомы, проявления
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова Наталья Александровна

В статье изложена информация о СДВГ и ММД: симптомы, признаки и проявления в поведении, причины, отличия СДВГ от темпераментного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg_i_mmd.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

СДВГ: причины, симптомы, проявления.

В последнее время у детей стал чаще встречаться такой неврологический диагноз как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Проблема гиперактивных детей в последнее время приобретает все большую актуальность. По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. В настоящее времянарушениями внимания страдают до 30% всех детей школьного возраста, т. е. в каждой группе ДОУ 2-3 человека—дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.  

Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь гиперактивному ребенку?

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. На первом году жизни малыш уже тогда не ходит, а бегает. Далее синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется в следующем: ребенок не сидит ни минуты на одном месте, постоянно находится в движении, не может справиться в полной мере ни с одним начатым делом, бросает на полпути то, за что взялся, и что было так интересно и увлекательно некоторое время назад.

Двигательная расторможенность сочетается у гиперактивного ребенка с пониженным вниманием. Оно хаотично переключается с одного предмета на другой, которые случайно оказываются в поле его зрения. Он хватается за то, за это, ничего не доводит до конца. Часто отвечает невпопад, не вдумываясь в смысл вопросов. В группе постоянно выскакивает вперед, а выйдя выступать, не знает, что говорить. Не слушает обращенную к нему речь. Ведет себя так, будто рядом никого нет. С детьми играть не умеет, пристает к ним, чуть что - начинает драться. Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, у них отсутствует интерес к занятиям, требующим внимания, системы.  Обратите внимание на детские рисунки, рисунки гиперактивных детей отличаются своей незаконченностью, быстрой штриховкой линий, отрывистыми линиями. Шлепки, окрики действуют на него ненадолго (если действуют вообще). И немудрено, ведь, повторяю, такой ребенок действительно не может сдерживаться. Кричать на него - все равно, что пытаться остановить криком разбушевавшуюся стихию.  

Итак, психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

     1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности, не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания, - не удерживает инструкцию и правила игры

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно. 10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

В дальнейшем все вышеперечисленное и его эмоциональная неустойчивость часто приводят к конфликтам в семье и детском саду. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Профессор кафедры неврологии педиатрического факультета РГМУ Николай Николаевич Заваденко отмечает особенности этих детей: «Навыки чтения и письма у них оказываются сформированы значительно хуже, чем у остальных. Письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания без учета всех возможных вариантов.

Важно знать, что в основе синдрома гиперактивности как заболевания лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это неправильная работа некоторых структур головного мозга, отвечающих за движение и внимание. Появляются сбои в работе клеток, отвечающих за тормозящие процессы нервной системы, препятствующие возбуждению организма. Наличие ММД может определить только специалист  врач-невропатолог или невролог. Правильно диагностировать СДВГ может только специалист.

Для ММД характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из них. И, таким образом, осуществление регуляции собственной активности с помощью разрегулированного мозга оказывается очень проблематичным. Более того, когда деятельность различных подструктур не согласована и не скоординирована, то много энергии затрачивается неэффективно, и общая работоспособность мозга оказывается низкой.

ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Это, скорее, только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, который  выступает как данность, с которым мы – психологи и педагоги -   сделать ничего не можем и не должны.  ММД не является препятствием к обучению не только в общеобразовательной школе, но и в гимназии, а впоследствии и в ВУЗе. У большинства детей с ММД, при соответствующем режиме обучения, к 5-7 классу работа мозга нормализуется. Однако при резком возрастании учебных нагрузок или после тяжелых заболеваний отдельные симптомы ММД (повышенная умственная утомляемость, расстройства памяти, внимания и самоуправления) могут проявиться у ребят и в старших классах, несмотря на то, что проводившиеся ранее неврологические обследования свидетельствовали о полном излечении.

 Специфика же интеллектуальной деятельности детей с ММД состоит в цикличности. Время, в течение которого они могут произвольно продуктивно работать, очень незначительно и может не превышать 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3-7 минут) мозг "отдыхает", накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать 5-15 минут, после чего мозг снова "отключается", и произвольное управление собственной активностью оказывается невозможным. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время отдыха - пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон. Если интеллектуальная работа ребенка хорошо организована, продумана и распределена так, что осуществляется только в эти активные периоды, то обучение проходит очень эффективно.

 В то время, когда мозг "отключается" и "отдыхает", ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, "дикими" ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение. Но самое ужасное состоит в том, что ребенок, усваивая именно эти абсурдные правила и алгоритмы действия, руководствуется ими в дальнейшем. Закрепляясь, они становятся препятствиями для последующего обучения.

     Выводы о том, что дети с ММД не успевают в школе из-за большого объема и слишком высокого уровня сложности общеобразовательных программ, несостоятельны. Практическая работа с детьми показала, что ММД не накладывает каких-либо ограничений на интеллектуальное развитие.

В дошкольном возрасте только по поведению  очень сложно  отличить детей с ММД от просто, повышено подвижных, утомляемых, неорганизованных, и капризных.  Необходимо знать, что проявления гиперактивности существуют в 2-ух видах: 1) если гиперактивность – это неврологический диагноз и 2) гиперактивность как активный характер, как своеволие и проявление личностных черт ребенка. Как же отличить просто гипреактивного ребенка от ребенка с СДВГ? И действительно неуправляемого - от своевольного?

Очень важно понимать, что в случае  гиперактивности как болезни ребенок без помощи специалистов не может нормально жить, развиваться, общаться со сверстниками, а в случае от гиперактивности как характера, повышенная активность не мешает жить и развиваться, быть полноправным членом общества, это особенность личности человека. Кратко я бы сказала так: гиперактивный ребенок искренне хотел бы сдержаться, но не может. В его поведении нет злонамеренности. Он собой действительно не владеет. Им владеют. Владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой куда-то бурным потоком страстей. То есть при всей своей внешней активности внутренне он совершенно пассивен. Куда его понесет - туда он и понесется. Конечно, каждый ребенок может войти в раж и на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.

Здоровые, но своевольные дети вполне могут сдерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они обычно ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. Получив решительный отпор, строптивцы быстро «входят в разум». Гиперактивные же дети, наоборот, на людях ведут себя хуже, чем дома, поскольку контакты с чужими действуют на них растормаживающее. В отличие от своевольных детей, мастерски умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует цели повыкаблучиваться и добиться-таки своего. Строптивец НЕ ВЕРИТ в то, что его плохое поведение может повлечь за собой какие-то неприятные последствия. Гиперактивный ребенок этого НЕ ПОНИМАЕТ. Он часто совершает какие-то опасные поступки, но делает это из-за своей неспособности прогнозировать то, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений или хочет пощекотать кому-то нервы. Своевольный ребенок не желает показывать себя с плохой стороны. Он прекрасно понимает, что поступает нехорошо, и ему стыдно. У гиперактивного  ребенка снижена самокритика. Складывается впечатление, что он не отдает себе отчета в своих поступках, не может остановиться, быстро теряет сюжетную нить. Такой ребенок довольно часто спорит и ссорится с другими детьми, может устраивать истерики на ровном месте. Его ругают, пропесочивают, стыдят, обуздывают и увещевают. Однако иногда ребенок не так уж и виноват в том, что с ним это случается.

В дошкольный период дети с ММД могут не иметь никаких особых проблем в развитии, связанных с их дефектом. Им свойственны те же самые проблемы, что и всем остальным дошкольникам. Однако ситуация резко меняется с момента поступления в школу. С первого дня повышенные требования начинают предъявляться именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены. Почти непреодолимым препятствием для детей с ММД является режим школьного обучения: 40-минутные уроки, в течение которых требуются постоянное внимание и продуктивная работа, без отвлечений, с соблюдением дисциплинарных требований.  

Помощь гиперактивному ребенку - это очень сложный процесс, включающий в себя тесное взаимодействие родителей и специалистов, родителей и ребенка, родителей и педагогов, родителей и других родственников, и между родителями должно быть полная согласованность в воспитании.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Ветряная оспа (ветрянка) у ребенка. Причины, симптомы и лечение ветряной оспы».

Ветряная оспа (ветрянка) — инфекционное заболевание, отличительной особенностью которого является образование на коже специфической сыпи в виде мелких пузырьков. Переболевшие ветрянкой приоб...

Ветряная оспа (ветрянка) у ребенка. Причины, симптомы и лечение.

Рекомендации родителям на время карантина по ветряной оспе....

Консультация по теме «Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии»

Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн...

Аутизм. Причины.Симптомы.

В статье рассказывается о  аутизме: причинах, симптомах, особенностях детей с данным нарушением, о методах диагностики данной категории детей....

"Кризис 3-х лет. Причины, симптомы, рекомендации"

Кризис 3-х лет - важный этап в становлении пссихического развития ребенка. Предлагаю разобраться в сути этого кризиса, как он проявляется и чем можно помочь ребенку и Вам родителям....

Дислалия (Классификация. Причины. Симптомы. Диагностика. Коррекция)

Данный материал предназначен для учителей-логопедов....

СДВГ- что это такое: симптомы, причины, пути помощи ребенку и семье

В презентации демонстрируется вся необходимая для родителей и педагогов информация о СДВГ: симптомы, признаки и проявления в поведении, причины, отличия СДВГ от темпераментного характера, путь помощи,...