Проект "Путешествие в Югру"
проект
Знакомство с традициями коренных народов Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Путешествие в Югру" | 26.59 КБ |
"Гнев Тайги" театрализованное представление | 2 МБ |
"Хотите жить - будьте мудрыми охотниками" театрализованное представление | 1.45 МБ |
"Путешествие в Югру" сценарий праздника | 992.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Тема: «Путешествие в Югру» Знакомство с традициями коренных народов Севера. |
Актуальность темы: Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера - это отношения между человеком и природой, которые отражаются в обычаях, религиозных верованиях, праздниках. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Наши дети должны знать культуру коренных народов Севера, так как они проживают на их исторической Родине. |
Цель проекта: Расширение знаний детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы. |
Задачи:
|
Участники проекта: Дети, родители, педагогический коллектив, дети и воспитатели УСО ЦСПСД «Росток» стационарного отделения. |
Вид проекта: Долгосрочный, информационно-творческий. |
Сроки реализации: С Сентябрь – май. Проблема: Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Одной из педагогических проблем является проблема воспитания у детей чувства уважения к истории и культуре родного края, населяющих его народов. Российская Федерация - многонациональная страна, поэтому немаловажным в образовательном процессе является национально-региональный компонент. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране-необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле. Формы и методы реализации проекта: Музыкально-теоретический материал данного проекта ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры. Для работы с детьми были организованы: - встречи с коренными жителями Тихоновой Л.С., Ашараповой Л.М. - встречи с детьми стационарного отделения ЦСПСД «Росток»; - выставка декоративно-прикладного искусства «Север мой любимый»; - разработаны сценарии праздников и развлечений: «Путешествие в Югру», «Вороний день», «Югорская легенда», «Гнев Тайги», «Хантыйские старты»; - разработаны презентации «Край, где мы живем», «Лес и его голоса», «Лесные обитатели Тайги», «КВН «В гостях у ханты и манси»; - собраны народные сказки, загадки, - подготовлен музыкальный материал. - изготовлены национальные платья, платки. Выводы: В полной мере невозможно ознакомить дошкольников с культурой ханты и манси, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей, формируем познавательный интерес к самобытному литературному и музыкальному наследию народов Севера. Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых играх, играх–драматизациях, на музыкальных занятиях, в театральной деятельности. Музыка, песни, рассказы, беседы стихи, загадки, сказки, игры помогают вовлечь детей в процесс творчества, расширяют их знаний о жизни, быте и культуре народов ХМАО. Результат: Увеличились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера ханты и манси. У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера. Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта. |
Перспективное планирование. |
месяц | Вид деятельности | репертуар | участники |
сентябрь | Занятие «Знакомство детей с образом жизни и бытомкоренных народов Севера». | «Край, где мы живем» презентация | Дети, Музыкальный руководитель |
октябрь | Занятие Знакомство с творчеством ЮШесталова. | Стихи и сказкиЮ.Шесталова | Дети, Музыкальный руководитель |
ноябрь | Инсценировка сказки | «Хотите жить – будьте мудрыми охотниками» Ю.Шесталова | Воспитанники и воспитатели УСО ЦСПСД «Росток» стационарного отделения |
декабрь | Музыкально-спортивное развлечение «Хантыйские старты» | Игры народов Севера | Дети Физкультурный работник Музыкальный работник воспитатели |
январь | Знакомство с обитателями Тайги | «Животные и птицы северного края» презентация | Дети, Музыкальный руководитель |
февраль | Тематический вечер | Музыкальный калейдоскоп «Музыка народов Севера» | Дети, Музыкальный руководитель |
март | праздник | «Путешествие в Югру» | Дети, Воспитатели, Музыкальный руководитель, Родители детей. |
апрель | Развлечение | «Вороний день» | Дети, Воспитанники и воспитатели УСО ЦСПСД «Росток» стационарного отделения. |
май | Развлечение | КВН «В гостя у ханты и манси» | Дети, Воспитатели, Музыкальный руководитель, Родители детей. |
Литература:
1. Анисимкова М «Сказы». Екатеринбург, издательство « Пакрус», 2003г.
2. Вагатова М, Чучелина Т, Конькова А, «Огонь – камень» Сказки народов Тюменского Севера, Свердловск, Средне - Уральское кн. изд.-во, 1980, с. 50-55.
3. Конькова А. М «Сказки бабушки Аннэ», ГИСТЕЛ ДРУК, А - 1031, Вена, 1993г
4. Кузнецова Л. М., Пудикова Л. В «Творчество народов Севера». Нижневартовск, 2001г.
5. Мальцева Э.И. «История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями». Ханты-Мансийск, 2000.
6. Нарышкина С. “Песни народов Севера”. Журнал “Культура Ямала”, № 3-4 2001 г.
7.. Новикова Н. “Вороний день”. Журнал “Северные просторы”, № 3 1995 г.
8. Шевченко А. “Путешествие в Югру”. Тюмень, 1994 г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Путешествие в Югру» (традиции народов Севера)
МБДОУ «Звездочка» П. Игрим
Звучит ханты-мансийская мелодия. Дети собираются в музыкальном зале, усаживаются на стульчики.
Вед:
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители: ханты и манси, и где живем мы с вами. Это Югорский край.
Ну что ж, ребята, отправляемся в путь по этому удивительному угорскому краю – краю белых ночей, глухариной песни, шелеста зеленых иголок старого-престарого красавца тайги – кедра.
Дети за ведущей обходят зал.
Вед:
А принесла нас эта песня на берег реки Сосьва, притока великой сибирской реки Оби, где живут знатоки природы, отличные рыбаки и охотники, ханты и манси.
(Вед. предлагает детям сесть вокруг нее)
Звучит мелодия, появляется Хозяйка тайги.
Хозяйка тайги:
Югорский край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю
И в край угорский всех вас приглашаю.
Добро пожаловать, дорогие друзья! Кому, как ни мне, Хозяйке тайги, знать землю моих предков, народов ханты и манси. Очень я обрадовалась гостям, так обрадовалась, что танцевать захотелось! А вы умеете танцевать хантыйский танец?
(Девочки надевают платки)
Танец «Куринька»
Вед:
Молодцы, какие девочки! А что обозначают ваш танец?
(Девочки рассказывают о танце: собирают ягоды, рвут черемуху, чистят рыбу, прихорашиваются.)
Вед:
Молодцы, девочки, очень нам понравился ваш танец. Присаживайтесь, Хозяйка тайги.
Вед:
Вы на карту посмотрите
И Игрим на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем.
Дети читают стихи:
1.
В тайге поскрипывают ели, Смола стекает, словно мед.
Вдруг шишка, сорванная ветром, Как птенчик, на ладонь порхнет.
2.
Дождь прибежит с далеких сопок,
И зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок –
Побродим по тайге с тобой!
3.
И поглядим, кто в дуплах, норах,
Кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах
И в речках медленных живет.
Вед:
Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Сейчас я вам загадаю загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто эти звери.
1.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь!
(Рысь)
2.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
3.
Над шапками кустарника дерево плывет.
На чьей же голове оно уютно так растет?
Откроет нам поляна лесного великана. (Лось)
4.
Что за зверь зимой холодной
Ходит в чаще злой, голодный? (Волк)
5.
Чуток, строен и высок,
Гордо голову несет,
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь… (Олень)
6.
Юркий маленький зверек
С ветки прыг, на ветку скок! (Белка)
7.
Есть в реке работники-
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину-
Хоть пиши картину!
(Бобры)
8.
Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это… (Заяц)
9.
Длинный хвостище,
А сама - хитрища! (Лиса)
10.
Словно елка, весь в иголках! (Еж)
Вед:
от сколько зверей живет в наших краях! А может, вы еще кого-нибудь назовете?
А кто отгадает, чьи это следы?
(показывает изображение звериных следов)
Вед:
Вы любите бывать в лесу?
Я тоже люблю гулять по лесу, слушать звуки леса: шелест деревьев, пение птиц… Слушая звуки леса, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Вот послушайте, как поют птицы. Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу.
Звучит запись пения птиц
Вед:
Как будто в лесу побывали!
А кто знает, какие птицы водятся в наших краях? (Глухарь, дятел, кукушка)
А как можно помочь птицам выжить в холодные зимы? (кормушки)
Ребенок
Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сети.
Не держу их дома в клети.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
Вед:
Трудолюбивый народ ханты и манси, день начинается у них в заботах и делах:
Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти зверолов,
А рыбацкая бригада
Привезла большой улов.
Танец рыбаков (мальчики)
Вед:
А кто же мне скажет, какая рыба водится в нашей реке?
(Щука, язь, сырок, окунь)
Молодцы, правильно!
Вед:
Послушайте! Что это такое?
Не море, не земля,
Корабли не плавают
И ходить нельзя!
(Болото)
А какие ягоды можно встретить на болоте и в тайге?
(Клюква, черника, голубика, морошка…)
Ребенок:
В лес бежим мы по тропинке
Мимо сосен и берез,
А в руках у нас корзинки
Для морошки и грибов.
Вед:
А вы можете отличить съедобный гриб от ядовитого?
Сейчас проверим! Я буду называть грибы, если гриб съедобный - вы хлопайте, а если ядовитый - топайте. Начинаем!
Игра «Грибы»
Вед:
Ну а сейчас мы посмотрим, кто больше грибов насобирает!
Игра «Кто больше насобирает грибов»
(Вед. рассыпает грибы по залу, дети собирают их в корзинки, считаем)
Вед:
Вот такой богатый наш Северный край! А еще, вы знаете, что в нашем крае добывают нефть и газ. Не всегда людям удается сохранить природу. Много буровых вышек возвышается над тайгой. И в этих местах совсем нет зверей, вырубаются леса.
Ребенок:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не нужно никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Вед:
Молодец, (имя), какое поучительное стихотворение нам рассказал.
Вот мы с вами и совершили путешествие по Югорскому краю. Надеюсь, что вы полюбите землю, на которой живете еще сильнее!
Хозяйка тайги:
Кто не бывал в тайге Югры,
Я приглашаю вас сюда.
Сейчас она не снежная пустыня-
Полюбите наш край вы навсегда!
Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
Я для вас припасла угощение, кушайте на здоровье!
Вед:
Спасибо тебе, Хозяйка тайги. Ну а нам пора домой в детский сад.
Хозяйка тайги:
До свидания, дорогие дети, приходите еще!
Звучит музыка, дети машут «до свидания»,
за ведущей выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
нормативно - правовой документ...
Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"
Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....
Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)
Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....
Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»
Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...
Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...