Проект "Путешествие в Югру"
проект

Гаврикова Лариса Павловна

Предварительный просмотр:

Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.

Тема: «Путешествие в Югру»

Знакомство с традициями  коренных народов Севера.

Актуальность темы:

Каждый народ заявляет о себе через свою культуру.

Традиционная культура народов Севера - это отношения между человеком и природой, которые отражаются  в обычаях, религиозных верованиях, праздниках.

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению.

Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Наши дети должны  знать культуру коренных народов Севера, так как они проживают на их исторической Родине.

Цель проекта:

Расширение знаний детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

Задачи:

  1. Формировать познавательный интерес к самобытной культуре коренных народов Севера,  к их богатому литературному  и музыкальному наследию.
  2. Воспитывать у детей уважение к народам Севера.
  3. Прививать любовь к малой родине.
  4.  Способствовать обогащению словарного запаса детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел.
  5. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
  6. Приобщать родителей  к участию в реализации проекта.

Участники проекта:

Дети, родители, педагогический коллектив, дети и воспитатели УСО ЦСПСД «Росток» стационарного отделения.

Вид проекта:

Долгосрочный,  информационно-творческий.

Сроки реализации:

С       Сентябрь – май.

Проблема:

Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Одной из педагогических проблем является проблема воспитания у детей чувства уважения к истории и культуре родного края, населяющих его  народов. Российская Федерация - многонациональная страна, поэтому немаловажным в образовательном процессе является национально-региональный компонент. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране-необходимые  каждому человеку качества.

Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле.

Формы и методы реализации проекта:

Музыкально-теоретический материал данного проекта ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры.

Для работы с детьми были организованы:

- встречи с коренными жителями Тихоновой Л.С., Ашараповой Л.М.

- встречи с детьми стационарного отделения ЦСПСД «Росток»;

-  выставка декоративно-прикладного искусства  «Север мой любимый»;

-  разработаны сценарии праздников и развлечений: «Путешествие в Югру», «Вороний день», «Югорская легенда», «Гнев Тайги», «Хантыйские старты»;

-  разработаны презентации «Край, где мы живем»,  «Лес и его голоса», «Лесные обитатели Тайги», «КВН  «В гостях у ханты и манси»;

-  собраны народные сказки, загадки,

-  подготовлен музыкальный материал.

-  изготовлены национальные платья, платки.

Выводы:

В полной мере невозможно ознакомить дошкольников с культурой ханты и манси, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор  детей, формируем познавательный интерес к самобытному  литературному  и музыкальному наследию народов Севера. Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых играх, играх–драматизациях, на музыкальных занятиях, в театральной  деятельности. Музыка, песни, рассказы, беседы стихи, загадки, сказки, игры помогают вовлечь детей в процесс творчества,  расширяют их знаний о жизни, быте и культуре народов ХМАО.

Результат:

Увеличились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера  ханты и манси.  У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера. Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта.

Перспективное планирование.

месяц

Вид деятельности

репертуар

участники

сентябрь

Занятие

«Знакомство детей с образом жизни и бытомкоренных народов Севера».

«Край, где мы живем»

презентация

Дети,

Музыкальный

руководитель

октябрь

Занятие

Знакомство с творчеством

ЮШесталова.

Стихи и сказки

Ю.Шесталова

Дети,

Музыкальный

руководитель

ноябрь

Инсценировка сказки

«Хотите жить – будьте мудрыми охотниками»  Ю.Шесталова

Воспитанники и воспитатели УСО ЦСПСД «Росток» стационарного отделения

декабрь

Музыкально-спортивное развлечение «Хантыйские старты»

Игры народов Севера

Дети

Физкультурный работник

Музыкальный работник

воспитатели

январь

Знакомство с обитателями Тайги

«Животные и птицы северного края»

презентация

Дети,

Музыкальный руководитель

февраль

Тематический вечер

Музыкальный калейдоскоп

«Музыка народов Севера»

Дети,

Музыкальный руководитель

март

праздник

«Путешествие в Югру»

Дети,

Воспитатели,

Музыкальный руководитель,

Родители детей.

апрель

Развлечение

«Вороний день»

Дети,

Воспитанники       и воспитатели УСО ЦСПСД «Росток» стационарного отделения.

май

Развлечение

КВН «В гостя у ханты и манси»

Дети,

Воспитатели,

Музыкальный руководитель,

Родители детей.

Литература:

1.  Анисимкова М «Сказы». Екатеринбург, издательство « Пакрус», 2003г.  

2. Вагатова М, Чучелина Т, Конькова А, «Огонь – камень» Сказки народов Тюменского Севера, Свердловск, Средне - Уральское кн. изд.-во, 1980, с. 50-55.

3.  Конькова А. М «Сказки бабушки Аннэ», ГИСТЕЛ ДРУК, А - 1031, Вена, 1993г

4.  Кузнецова Л. М., Пудикова Л. В «Творчество народов Севера». Нижневартовск, 2001г.

5. Мальцева Э.И. «История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями». Ханты-Мансийск, 2000.

6.  Нарышкина С. “Песни народов Севера”. Журнал “Культура Ямала”, № 3-4 2001 г.

7.. Новикова Н. “Вороний день”. Журнал “Северные просторы”, № 3 1995 г.

8.  Шевченко А. “Путешествие в Югру”. Тюмень, 1994 г.

        

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника                                                «Путешествие в Югру»                                                                                 (традиции народов Севера)

сканирование0007

МБДОУ «Звездочка»                                                                                     П. Игрим

Звучит  ханты-мансийская  мелодия.  Дети  собираются  в  музыкальном  зале,  усаживаются  на  стульчики.

Вед:   

Дорогие ребята,  сегодня  мы  с  вами  отправимся  в  путешествие  по удивительному  богатому  природному  краю,  где  живут  коренные  жители: ханты  и  манси,  и  где  живем  мы  с  вами.  Это  Югорский  край.

Ну  что ж,  ребята, отправляемся  в  путь  по  этому  удивительному  угорскому  краю – краю  белых  ночей,  глухариной  песни,  шелеста  зеленых  иголок  старого-престарого  красавца  тайги – кедра.

                                                   Дети  за  ведущей  обходят  зал.

Вед:

А  принесла  нас  эта  песня  на  берег  реки  Сосьва,  притока  великой  сибирской  реки  Оби,  где живут  знатоки  природы,  отличные  рыбаки  и  охотники,  ханты  и  манси.

(Вед.  предлагает  детям  сесть  вокруг  нее)

                              Звучит  мелодия, появляется  Хозяйка  тайги.

Хозяйка  тайги:

Югорский  край – заветный  край  России,

Земля  легенд  и  сказок  старины.

В  твои  просторы,  зори  молодые

Мы  с  детских  лет  всем  сердцем  влюблены.

Как  добрый  друг,  хозяйка  той  земли,

Я  вам  в  пути  поддержку  обещаю

И  в  край  угорский  всех  вас  приглашаю.

            Добро  пожаловать,  дорогие  друзья!  Кому,  как  ни  мне,  Хозяйке  тайги,  знать  землю  моих  предков,  народов  ханты  и  манси.  Очень  я  обрадовалась  гостям,  так  обрадовалась,  что  танцевать  захотелось!  А  вы  умеете  танцевать  хантыйский  танец?

                                                      (Девочки  надевают платки)

                D:\Лара\ФОТОГРАФИИ\ПРИЮТ\Сказка Ю Шесталова\DSC04297.JPG

                                                                  Танец «Куринька»

Вед: 

Молодцы,  какие  девочки!  А  что  обозначают  ваш  танец?

(Девочки  рассказывают  о  танце:  собирают  ягоды,  рвут черемуху,  чистят  рыбу,  прихорашиваются.)

Вед: 

Молодцы,  девочки, очень  нам  понравился  ваш  танец.  Присаживайтесь, Хозяйка  тайги.

Вед:       

Вы  на  карту  посмотрите

И  Игрим  на  ней  найдите,

Потому  что  здесь  наш  дом:

Мы  на  Севере  живем.

Дети читают стихи:

1.  

В  тайге  поскрипывают  ели,                                                                                                                                                        Смола  стекает,  словно  мед.

 Вдруг  шишка,  сорванная  ветром,                                                                                                                                                     Как  птенчик,  на  ладонь  порхнет.

2.

Дождь  прибежит  с  далеких  сопок,

И  зажелтеет  зверобой.

А  сколько  тут  звериных  тропок –

Побродим  по  тайге  с  тобой!

3.

И  поглядим,  кто  в  дуплах,  норах,

Кто  гнезда  на  вершинах  вьет,

Кто  в  синих  прячется  озерах

И  в  речках  медленных  живет.

Вед: 

Ребята,  очень  много  зверей  обитает  в  наших  лесах.  Сейчас  я  вам  загадаю  загадки.  Отгадав  загадки,  мы  вспомним,  кто  эти  звери.

1.

Меньше  тигра,  больше  кошки,

Над  ушами  кисти-рожки.

С  виду  кроток,  но не  верь:

Страшен  в  жизни  этот  зверь!

 (Рысь)

2.

Хозяин  лесной  

Просыпается  весной,

А  зимой  под  снежный  вой

Спит  в  избушке  снеговой.                  

(Медведь)

3.

Над  шапками  кустарника  дерево  плывет.

На  чьей же  голове  оно  уютно  так  растет?

Откроет  нам поляна  лесного  великана.   (Лось)

4.

Что  за  зверь  зимой  холодной

Ходит  в  чаще  злой,  голодный?              (Волк)

5.

Чуток,  строен  и  высок,

Гордо голову  несет,

От  рогов  густая  тень.

Вот  красивый  зверь…   (Олень)

6.

Юркий  маленький  зверек

С  ветки  прыг,  на  ветку  скок!       (Белка)

7.

Есть в  реке  работники-

Не  столяры,  не  плотники,

А  выстроят  плотину-

Хоть  пиши  картину!                      

(Бобры)

8.

Трусоват  лесной  красавец.

Догадались? Это…                             (Заяц) 

9.

Длинный  хвостище,

А  сама -  хитрища!   (Лиса)

10.

Словно  елка,  весь  в  иголках!         (Еж)

Вед: 

от  сколько  зверей  живет  в  наших  краях!  А  может,  вы  еще  кого-нибудь   назовете?

А   кто  отгадает,  чьи  это  следы?

(показывает  изображение  звериных  следов)

Вед:

Вы  любите  бывать  в  лесу?

Я  тоже  люблю  гулять  по  лесу,  слушать  звуки  леса:  шелест  деревьев,  пение  птиц… Слушая  звуки леса,  можно  подумать,  что  все  звери,  птицы и  насекомые  родились  на  свет  певцами  и  музыкантами.  Может  быть,  так  оно  и  есть:  музыку  ведь  все  любят,  и  петь  всем  хочется.   Вот  послушайте,  как  поют  птицы.  Давайте  закроем  глаза  и  представим,  что  мы  в  лесу.

                                                  Звучит  запись  пения  птиц

Вед: 

Как  будто  в  лесу  побывали!

А  кто  знает,  какие  птицы  водятся  в  наших  краях?  (Глухарь,  дятел,  кукушка)

А  как   можно  помочь  птицам  выжить  в  холодные  зимы? (кормушки)

Ребенок

              Я,  ребята,  птиц  люблю,

              Никогда  их не  ловлю –

              Ни  ловушками,  ни  в  сети.

              Не  держу  их  дома  в  клети.

     Никогда  гнезда  не  трону.

     Ни  сороки,  ни вороны,

     Ни  скворца,  ни  воробья

     Не  обидел  в  жизни  я.

Вед:   

Трудолюбивый  народ  ханты  и  манси,  день  начинается  у  них  в  заботах  и  делах:

                             

Пастухи  поедут  в  стадо,

Ладит  снасти  зверолов,

   А  рыбацкая  бригада

  Привезла  большой улов.

Танец   рыбаков  (мальчики)

                  сканирование0008

Вед:  

А  кто  же  мне  скажет, какая  рыба  водится  в  нашей  реке?  

(Щука,  язь,  сырок,  окунь)

Молодцы,  правильно!

Вед:

Послушайте! Что  это  такое?

          Не  море,  не  земля,

    Корабли  не  плавают

     И  ходить нельзя!            

(Болото)

А  какие  ягоды  можно  встретить  на  болоте  и  в  тайге?  

(Клюква,  черника,  голубика,  морошка…)

Ребенок:

               В  лес  бежим  мы  по  тропинке

              Мимо  сосен  и  берез,

        А  в  руках у  нас  корзинки

        Для  морошки и  грибов.

Вед: 

А  вы  можете  отличить  съедобный  гриб  от  ядовитого?

Сейчас  проверим!  Я  буду  называть  грибы,    если  гриб   съедобный  -  вы     хлопайте,  а  если   ядовитый  -  топайте.  Начинаем!

                                                         

                                                              Игра   «Грибы»

Вед: 

Ну  а  сейчас  мы  посмотрим,  кто больше  грибов  насобирает!

                                 

                                   Игра «Кто больше  насобирает  грибов»

(Вед. рассыпает  грибы  по  залу,  дети  собирают  их  в  корзинки,  считаем)

Вед: 

Вот  такой   богатый  наш  Северный  край!  А  еще,  вы  знаете,  что  в  нашем  крае  добывают  нефть  и  газ.  Не  всегда  людям  удается  сохранить  природу.  Много  буровых  вышек  возвышается  над  тайгой.  И  в  этих  местах   совсем  нет  зверей,   вырубаются  леса.

 

Ребенок:           

Дерево,  цветок,  трава  и  птица

Не  всегда  умеют  защититься.

Если  будут  уничтожены  они,

На  планете  мы  останемся  одни.

Нор  звериных,  птичьего  гнезда

Разорять  не  нужно  никогда.

 Пусть  птенцам  и  маленьким  зверятам

 Хорошо  живется  с  нами  рядом.

 

Вед: 

Молодец,  (имя),  какое  поучительное  стихотворение  нам  рассказал.

Вот  мы  с  вами  и  совершили  путешествие  по  Югорскому  краю.  Надеюсь,  что  вы  полюбите  землю,  на  которой  живете  еще  сильнее!

Хозяйка тайги: 

Кто  не  бывал  в  тайге  Югры,

Я  приглашаю  вас  сюда.

Сейчас  она  не  снежная  пустыня-

 Полюбите  наш  край  вы  навсегда!

Суров  мой  Север  лишь  на  первый  взгляд:

Пусть  ветры  завывают  за  стеною,

Здесь  каждый  будет  вас  увидеть  рад

И  обогреть  душевной  теплотою!

Я  для  вас  припасла  угощение,  кушайте  на  здоровье!

Вед: 

Спасибо  тебе,  Хозяйка тайги.   Ну  а  нам  пора  домой  в  детский  сад.

Хозяйка тайги: 

 До  свидания,  дорогие  дети,  приходите  еще!

Звучит  музыка,  дети   машут «до  свидания»,

за  ведущей  выходят  из  зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...