Творческий проект Ложечка точеная, ручка золоченая
методическая разработка (старшая группа)

На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.

Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка вёселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_lozhechka_tochenaya_ruchka_zolochenaya.docx223.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического направления развития детей №4»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

               

http://images.vfl.ru/ii_save/1453896330/4751535b/11223122.jpg

Составлен воспитателем

Клягиной Н.В.

п. Новокумский

2020

Название проекта: «Ложечка точеная, ручка золоченая»

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Актуальность.

На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.

Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка вёселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки?

На основании выше изложенного и с целью повышения интереса к истории ложки, нами был разработан проект под названием «Ложечка точеная, ручка золоченая». Этот проект объединил коммуникативную деятельность в форме литературного творчества, музыкальную деятельность и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при котором ребенок полностью раскрепощается.

Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в нравственном воспитании детей, развитии их речи, развитии познавательного интереса к своей истории, мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.

Проблема: современные дети мало знают об истории быта своего народа, в том числе о незаменимом предмете в приеме пищи – ложке. У них нет понимания, что же значила ложка для людей раньше, как ее берегли, как еще использовали.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель,  родители воспитанников

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

По характеру участия ребёнка: ребёнок – субъект проектирования

Продолжительность проекта:1 месяц (с 01.03. по 31.03. 2020)

Цель: формирование устойчивого познавательного интереса  детей к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете – ложке через исследование, художественно – эстетическое и личностное развитие ребенка.

Задачи:

  1. Расширять представления о ложке, систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах их изготовления и использования.
  2. Объединить детей и взрослых  общим делом – созданием экспозиции «Хохломские ложки» в мини – музее ДОУ.
  3.  Знакомить детей с творческими профессиями: музыкантами, играющими на ложках, мастерами народного декоративно – прикладного искусства (ложкарей)
  4. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах, связанных с деревянной ложкой.
  5. Учить создавать узоры по мотивам хохломской росписи на деревянных ложках
  6. Воспитывать  бережное и заботливое отношение к предметам быта, нас окружающих.

Предполагаемый результат:

- Дети получат знания  об истории возникновения ложки.

- Расширятся представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке, художественных промыслах России.

- Посредством осуществления совместной поисковой и творческой деятельности, сотрудничества и соавторства педагог – ребенок – родители произойдет сплочение детско-родительского коллектива.

Предварительная работа:

-  Поиск необходимого материала по теме проекта

- Чтение стихов, сказок, загадывание загадок о ложках, материалах, из которых их изготавливают

- Дидактические игры: «Хохломские мастера», «Русский сувенир», «Разложи ложки по назначению» и др.

Роль родителей в реализации проекта

- Сбор информации по теме проекта

- Изготовление деревянных ложек

- Участие в анкетировании

- Создание экспозиции в мини – музее ДОУ «Чудесный сундучок с ложками»

Участие сотрудников ДОУ в осуществлении проекта:

- Помощь в сборе информации и подготовке к заключительной части проекта – Показа НОД «Ложечка точеная, ручка золоченая» на Дне открытых дверей в ДОУ.

- Мастер – класс для педагогов «Театр на ложках» (на примере сказки «Колобок»)

- Разработка подвижных и дидактических игр по теме проекта.

- Организация театрализованной деятельности

Продукт проектной деятельности

- Организация и проведение в мини музее ДОУ «Горница» выставки «Ложечка точеная, ручка золоченая»

Содержание проекта

Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от организованной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий потенциал и освоение новых знаний.

Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и интернету, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, т.е. в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок и народов мира.

Данный проект был разработан, в том числе, для решения этих непростых задач нравственно – патриотического воспитания через приобщение детей и их родителей к музейной педагогике.

Ведущими идеями проекта являются создание:

- нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;

- отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителей.

В рамках проекта был составлен перспективный план педагогической деятельности.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

II этап – основной

III этап – заключительный

  1. Подготовительный этап.

Задачи:

- Определение  цели и задач проекта.

- Изучение методической литературы.

- Составление  план проекта.

- Подбор художественных произведений по теме проекта.

- Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.

- Обсуждение с  родителями идеи проекта.

  1. Основной этап.

Задачи:

- Познакомить детей с историей возникновения ложки

- Формирование умения понимать главную идею русских народных сказок, учить правильно оценивать поступки героев.

- Обогащение и активизация  словаря.

- Развитие связной речи.

- Развитие познавательного  интереса к художественной литературе.

- Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности

- Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

- Создание предметной развивающей среды по данной тематике.

- Организация выставки «Чудесный сундучок с ложками».

  1. Заключительный этап.

Задачи:

- Проведение открытого занятия для педагогов ДОУ, родителей воспитанников «Ложечка точеная, ручка золоченая»

- Мастер – класс для педагогов «Театр на ложках» (на примере сказки «Колобок»)

- Подведение итогов проекта.

- Анализ полученных результатов.

Модель реализации проекта

Направление  работы

         Содержание деятельности

Срок исполнения

Педагогическая деятельность (подготовка к проекту)

Изучение методической литературы.

Составление плана проекта.

Подбор художественных произведений по теме проекта.

Подбор иллюстраций, фотографий, картинок.

01.03.-08.03.2020

Педагогическая деятельность с детьми (основной этап)

Просмотр презентаций «Как мастер баклуши бил» (история создания деревянных ложек).

Беседы: «Ай, да ложечка», «Ну-ка, ложки, встаньте в ряд!»

Познавательно-исследовательская деятельность «Из чего сделали ложку?».

Игры – эксперименты: «Тонет – не тонет», Где быстрее остынет чай?», «Узнай на ощупь».

Заучивание стихов, пословиц, поговорок о ложках.

Чтение и обсуждение русских народных сказок «Жихарка», «Каша из топора», «Три медведя», авторской сказки И.Мазнина «Как Иван баклуши бил».

Просмотр мультфильмов «Волшебная ложка», «Антошка», «Ложка Али-Бабы».

Дидактические игры: «Сказки – загадки», «Угадай по элементам росписи», «Русский сувенир», «Найди отличия», «Ко всякому угощению – своя ложка».

Сюжетно – ролевые игры: «Хохломские мастера», «Магазин посуды», «Семья», «Экскурсоводы (музей ложек)».

Подвижные игры: «Перенеси кашу в ложке», «Золотые ворота», «Передай ложку по кругу»

Пальчиковые игры: «Это ложка, это чашка», «Все, что надо ложечкой…», «Эта ложечка моя, это ложечка твоя».

Театрализованная деятельность: Инсценирование сказки «Жихарка». Заучивание литературного материала к открытому занятию.

Прослушивание русских народных мелодий в исполнении оркестра ложкарей.

Продуктивная деятельность: рисование по мотивам русских народных промыслов; обрывная аппликация «Украсим ложку», лепка «Деревянная красавица»

09.03. – 23.03.2020

Педагогическая деятельность с детьми (заключительный этап)

Показ открытого занятия для родителей и педагогов по художественно – эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности «Ложечка точеная, ручка золоченая»

24.03.2020

Работа с музыкальным руководителем

Дидактические игры «Повтори ритм», «Ложкари», «Оркестр».

Музыкальная игра «Ложкари» на утреннике 8 марта

01.03. – 06.03.2020

Работа с родителями

Участие родителей в анкетировании «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через народное творчество».

Привлечение родителей к изготовлению деревянных заготовок для ложек.

Помощь в создании экспозиции мини – музея ДОУ «Чудесный сундучок с ложками»

На протяжении всей  реализации проекта

Работа с педагогами

Мастер – класс для педагогов «Театр на ложках» (на примере сказки «Колобок»)

31.03.2020

Литература

  1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 104 с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
  4. Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”, М.: АРКТИ, 2002.
  5. М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова “Красна изба” – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: “Детство-пресс”, 2004.
  6. Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. М., 2004.
  7. Жегалова С. Роспись Хохломы. – Детская литературы, 1991 год.
  8. Матвеева Т.А. Резьба и роспись по дереву. 1983 год.
  9. Орлова Л.В. Знакомство с хохломской росписью. Методические рекомендации. 1994 год.
  10. Соломенникова О.А. Радость творчества. 2005 год
  11. В. Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. – Москва: Издательство «Плакат», 1981.
  12. В. Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
  13. С.К. Жигалова. Русская народная живопись. – Москва: Издательство «Просвещение», 1974.
  14. Е. Субочева. Хохлома. Народные промыслы. – Москва: Издательство «Околица», 1997.
  15. Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. – Москва: Издательство «Малыш», 1987.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ложечка точеная - ручка золоченая".

В формате технологии блочно-тематического планирования любая образовательная область может быть представлена как в развернутом, так и в узком варианте её реализации в работе с детьми. В соответствии...

Краткосрочный проект "Ложечка точеная-ручка золоченая"

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они ча...

Проект "Ложечка-точеная, ручка- золоченая"

Консультация для педагогов ДОУ....

Проект "Ложечка точеная - ручка золоченная"

Краткосрочный проект во второй младшей группе...

Проект Ложечка точеная- ручка золоченая"

Данный проект помогает детям младшего дошкольного возраста получше узнать о посуде. Уточнить знания о ложке....

Проект:" Ложечка точеная - ручка золоченная".

Цель. Расширять запас слов по теме «Посуда»; совершенствовать умение сравнивать и выделять нарядную посуду – ложку (цвет, форму, роспись); развитие творческих способностей. Эстетичес...

Проект "Ложечка точеная, ручка золоченая"

Название проекта: «Ложечка точеная, ручка золоченая»Тип проекта: краткосрочныйВид проекта: познавательно-исследовательскийАктуальность.На протяжении многих веков ложка изменялась, приобрет...