Творческий проект Ложечка точеная, ручка золоченая
методическая разработка (старшая группа)
На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.
Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка вёселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_lozhechka_tochenaya_ruchka_zolochenaya.docx | 223.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического направления развития детей №4»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Составлен воспитателем
Клягиной Н.В.
п. Новокумский
2020
Название проекта: «Ложечка точеная, ручка золоченая»
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Актуальность.
На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.
Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка вёселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки?
На основании выше изложенного и с целью повышения интереса к истории ложки, нами был разработан проект под названием «Ложечка точеная, ручка золоченая». Этот проект объединил коммуникативную деятельность в форме литературного творчества, музыкальную деятельность и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при котором ребенок полностью раскрепощается.
Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в нравственном воспитании детей, развитии их речи, развитии познавательного интереса к своей истории, мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
Проблема: современные дети мало знают об истории быта своего народа, в том числе о незаменимом предмете в приеме пищи – ложке. У них нет понимания, что же значила ложка для людей раньше, как ее берегли, как еще использовали.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
По характеру участия ребёнка: ребёнок – субъект проектирования
Продолжительность проекта:1 месяц (с 01.03. по 31.03. 2020)
Цель: формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете – ложке через исследование, художественно – эстетическое и личностное развитие ребенка.
Задачи:
- Расширять представления о ложке, систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах их изготовления и использования.
- Объединить детей и взрослых общим делом – созданием экспозиции «Хохломские ложки» в мини – музее ДОУ.
- Знакомить детей с творческими профессиями: музыкантами, играющими на ложках, мастерами народного декоративно – прикладного искусства (ложкарей)
- Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах, связанных с деревянной ложкой.
- Учить создавать узоры по мотивам хохломской росписи на деревянных ложках
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к предметам быта, нас окружающих.
Предполагаемый результат:
- Дети получат знания об истории возникновения ложки.
- Расширятся представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке, художественных промыслах России.
- Посредством осуществления совместной поисковой и творческой деятельности, сотрудничества и соавторства педагог – ребенок – родители произойдет сплочение детско-родительского коллектива.
Предварительная работа:
- Поиск необходимого материала по теме проекта
- Чтение стихов, сказок, загадывание загадок о ложках, материалах, из которых их изготавливают
- Дидактические игры: «Хохломские мастера», «Русский сувенир», «Разложи ложки по назначению» и др.
Роль родителей в реализации проекта
- Сбор информации по теме проекта
- Изготовление деревянных ложек
- Участие в анкетировании
- Создание экспозиции в мини – музее ДОУ «Чудесный сундучок с ложками»
Участие сотрудников ДОУ в осуществлении проекта:
- Помощь в сборе информации и подготовке к заключительной части проекта – Показа НОД «Ложечка точеная, ручка золоченая» на Дне открытых дверей в ДОУ.
- Мастер – класс для педагогов «Театр на ложках» (на примере сказки «Колобок»)
- Разработка подвижных и дидактических игр по теме проекта.
- Организация театрализованной деятельности
Продукт проектной деятельности
- Организация и проведение в мини музее ДОУ «Горница» выставки «Ложечка точеная, ручка золоченая»
Содержание проекта
Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от организованной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий потенциал и освоение новых знаний.
Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и интернету, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, т.е. в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок и народов мира.
Данный проект был разработан, в том числе, для решения этих непростых задач нравственно – патриотического воспитания через приобщение детей и их родителей к музейной педагогике.
Ведущими идеями проекта являются создание:
- нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
- отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителей.
В рамках проекта был составлен перспективный план педагогической деятельности.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
II этап – основной
III этап – заключительный
- Подготовительный этап.
Задачи:
- Определение цели и задач проекта.
- Изучение методической литературы.
- Составление план проекта.
- Подбор художественных произведений по теме проекта.
- Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.
- Обсуждение с родителями идеи проекта.
- Основной этап.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения ложки
- Формирование умения понимать главную идею русских народных сказок, учить правильно оценивать поступки героев.
- Обогащение и активизация словаря.
- Развитие связной речи.
- Развитие познавательного интереса к художественной литературе.
- Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности
- Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
- Создание предметной развивающей среды по данной тематике.
- Организация выставки «Чудесный сундучок с ложками».
- Заключительный этап.
Задачи:
- Проведение открытого занятия для педагогов ДОУ, родителей воспитанников «Ложечка точеная, ручка золоченая»
- Мастер – класс для педагогов «Театр на ложках» (на примере сказки «Колобок»)
- Подведение итогов проекта.
- Анализ полученных результатов.
Модель реализации проекта
Направление работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
Педагогическая деятельность (подготовка к проекту) | Изучение методической литературы. Составление плана проекта. Подбор художественных произведений по теме проекта. Подбор иллюстраций, фотографий, картинок. | 01.03.-08.03.2020 |
Педагогическая деятельность с детьми (основной этап) | Просмотр презентаций «Как мастер баклуши бил» (история создания деревянных ложек). Беседы: «Ай, да ложечка», «Ну-ка, ложки, встаньте в ряд!» Познавательно-исследовательская деятельность «Из чего сделали ложку?». Игры – эксперименты: «Тонет – не тонет», Где быстрее остынет чай?», «Узнай на ощупь». Заучивание стихов, пословиц, поговорок о ложках. Чтение и обсуждение русских народных сказок «Жихарка», «Каша из топора», «Три медведя», авторской сказки И.Мазнина «Как Иван баклуши бил». Просмотр мультфильмов «Волшебная ложка», «Антошка», «Ложка Али-Бабы». Дидактические игры: «Сказки – загадки», «Угадай по элементам росписи», «Русский сувенир», «Найди отличия», «Ко всякому угощению – своя ложка». Сюжетно – ролевые игры: «Хохломские мастера», «Магазин посуды», «Семья», «Экскурсоводы (музей ложек)». Подвижные игры: «Перенеси кашу в ложке», «Золотые ворота», «Передай ложку по кругу» Пальчиковые игры: «Это ложка, это чашка», «Все, что надо ложечкой…», «Эта ложечка моя, это ложечка твоя». Театрализованная деятельность: Инсценирование сказки «Жихарка». Заучивание литературного материала к открытому занятию. Прослушивание русских народных мелодий в исполнении оркестра ложкарей. Продуктивная деятельность: рисование по мотивам русских народных промыслов; обрывная аппликация «Украсим ложку», лепка «Деревянная красавица» | 09.03. – 23.03.2020 |
Педагогическая деятельность с детьми (заключительный этап) | Показ открытого занятия для родителей и педагогов по художественно – эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности «Ложечка точеная, ручка золоченая» | 24.03.2020 |
Работа с музыкальным руководителем | Дидактические игры «Повтори ритм», «Ложкари», «Оркестр». Музыкальная игра «Ложкари» на утреннике 8 марта | 01.03. – 06.03.2020 |
Работа с родителями | Участие родителей в анкетировании «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через народное творчество». Привлечение родителей к изготовлению деревянных заготовок для ложек. Помощь в создании экспозиции мини – музея ДОУ «Чудесный сундучок с ложками» | На протяжении всей реализации проекта |
Работа с педагогами | Мастер – класс для педагогов «Театр на ложках» (на примере сказки «Колобок») | 31.03.2020 |
Литература
- Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 104 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
- Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”, М.: АРКТИ, 2002.
- М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова “Красна изба” – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: “Детство-пресс”, 2004.
- Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. М., 2004.
- Жегалова С. Роспись Хохломы. – Детская литературы, 1991 год.
- Матвеева Т.А. Резьба и роспись по дереву. 1983 год.
- Орлова Л.В. Знакомство с хохломской росписью. Методические рекомендации. 1994 год.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. 2005 год
- В. Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. – Москва: Издательство «Плакат», 1981.
- В. Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
- С.К. Жигалова. Русская народная живопись. – Москва: Издательство «Просвещение», 1974.
- Е. Субочева. Хохлома. Народные промыслы. – Москва: Издательство «Околица», 1997.
- Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. – Москва: Издательство «Малыш», 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ложечка точеная - ручка золоченая".
В формате технологии блочно-тематического планирования любая образовательная область может быть представлена как в развернутом, так и в узком варианте её реализации в работе с детьми. В соответствии...
Краткосрочный проект "Ложечка точеная-ручка золоченая"
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они ча...
Проект "Ложечка-точеная, ручка- золоченая"
Консультация для педагогов ДОУ....
Проект "Ложечка точеная - ручка золоченная"
Краткосрочный проект во второй младшей группе...
Проект Ложечка точеная- ручка золоченая"
Данный проект помогает детям младшего дошкольного возраста получше узнать о посуде. Уточнить знания о ложке....
Проект:" Ложечка точеная - ручка золоченная".
Цель. Расширять запас слов по теме «Посуда»; совершенствовать умение сравнивать и выделять нарядную посуду – ложку (цвет, форму, роспись); развитие творческих способностей. Эстетичес...
Проект "Ложечка точеная, ручка золоченая"
Название проекта: «Ложечка точеная, ручка золоченая»Тип проекта: краткосрочныйВид проекта: познавательно-исследовательскийАктуальность.На протяжении многих веков ложка изменялась, приобрет...