Фольклорный праздник "Карга буткахы"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Фольклорный башкирский праздник "Карга буткахы" проводится весной, когда из теплых стран прилетают перелетные птицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karga_butkahy.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий башкирского праздника
«Карга боткахы («Грачиная каша»)
Цель: познакомить детей с национальным башкирским праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа.
Задачи: расширить представление о традициях башкирского народа;
развивать интерес к быту и культуре башкирского народа; воспитывать межнациональную дружбу.
Предварительная работа: подбор литературы о быте и культуре башкирского народа; беседа с детьми о празднике «Грачиная каша», чтение башкирских народных сказок; изучение башкирских народных пословиц, поговорок, потешек,песен; знакомство с подвижными играми башкирского народа; разучивание башкирских стихов; знакомство с костюмами башкирского народа.
Ход праздника.
Звучит башкирская музыка, дети старшей группы собираются
в музыкальном зале, украшенном шарами, цветами и птицами.
Ведущая: Ребята, посмотрите, как нарядно в зале. Кажется, намечается какой-то праздник.
Вед: Вот и кончилось время снега и льда. Берег реки затопляет вода. День удлиняет, ночь убывает. Как это время дети называют?
Дети: Весна!
Вед: Человек открыл дверь дома , за порог он вышел. И увидел ручеёк и капель услышал. И понятно стало всем, что зима устала. Что состарилась она и весна настала.
Бик күӊелле тышта, Кар эри, боз китә. Сабышып йоризәр, Малайзар бер ситтә!
Песня «Яз етә»
Вед: В давние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи. Поэтому, как только начинал таять снег и появлялись первые ручьи, в честь прилёта грачей устраивался праздник «Карга ботках ы» - «Грачиная каша». Они радовались прилёту птиц и весне. Вы хотите пойти на праздник?
Дети: Да.
Вед: Тогда пойдём собирать для каши крупу, масло, молоко, яйца, сахар на стол – угощение.
Реб: Здравствуй, милая весна.
Ты душиста и ясна. Зеленеют лес и луг! И зовёт тепло лучей,
На прогулку всех детей.
Звучит башкирская музыка. В зал заходят дети, одетые в национальные башкирские костюмы. Впереди идут мальчики с кураем, гармошкой, девочки с корзинками в руках. Дети останавливаются у первого дома.
1-ый ребёнок. Эй, хозяева!
Открывай ворота. Если дашь нам пять яиц, Твоя курочка снесёт сто яиц!
Из домика выходит хозяйка и даёт детям яйца. Дети под музыку с песней идут к следующему домику.
Алза итәрбез әле, гөл зә итәрбез әле. Матур йырзар йырлар- йырлай. Байрам итәрбез әле.
2-ой ребёнок. Эй, хозяева! Дайте нам масло, дайте крупу, Не жалейте ещё и муку.
Из дома выходит хозяйка и даёт детям муку.
3-ий ребёнок. Кар-кар кричат грачи, Есть бялеш в печи, Если в печи бялеш есть. Значит дома гости есть!
В зал входят под музыку бабушка и дедушка.
Бабушка: Вот и мы пришли, крупу, соль, казанок принесли. Здравствуйте, дорогие дети! Я - бабушка Халима, я – дедушка Халим, мы пришли к вам на праздник.
Вед: Бабушка Халима, дедушка Халим, помогите нам приготовить кашу. У нас сегодня праздник «Грачиная каша».
Дедушка: Надо разжечь костёр, возьмём дрова, котёл и поставим кашу вариться.
Вед: Пока каша варится, вы Халим бабай и Халима әби посмотрите, как наши дети пляшут, поют и играют в народные игры.
Танец «Ете кыз » исполняют девочки
Уендар бит, дустарым, Витамин кеуек улар; күӊелләрде үстерә, йөрәктәргә көс бирә. Әйдәгез, без зә хезнеӊ менан уйнап алаек.
Игра «Уголки». По четырём сторонам зала ставятся стулья выбирают 5-х детей, играет негромкая мелодия и произносятся слова.
Менә хезгә тура мойош Берегезгә юк мойош. Етезрак кылансагыз. Алырхыгыз берәр мойош.
По окончании стихотворения дети должны быстро занять стулья, кто не успел, выходит из игры, приглашается другой ребёнок.
Игра «Птицы перелётные - зимующие». Ведущая называет птиц, если птица перелётная дети летают по залу, машут крыльями. Называет зимующую птицу, дети останавливаются и присаживаются на корточки.
Игра «Курай»
Бабушка: Мы вам загадаем загадки, вы найдите на них отгадки.
- Всех перелётных птиц черней. Чистит пашню от червей. (ГРАЧ) - Меня часто зовут, дожидаются. А приду - от меня укрываются. (ДОЖДЬ) - В дверь, в окно стучать не будет. А взойдёт и всех разбудит. (СОЛНЦЕ) - Была белая да седая. Пришла, зелёная, молодая. (ЗИМА И ВЕСНА)
Вед: Спасибо, бабушка Халима дедушка Халим. Может танец, для нас станцуете? (Бабушка и дедушка исполняют башкирский танец).
В зал входят дети – грачи в костюмах
Грачи: 1. Летим, летим из тёплых стран.
Летим, летим к своим друзьям.
2. Здравствуйте, здравствуйте, дети.
Рады мы нашей встрече.
Вос-ль: Расскажите, птицы, где вы побывали?
Расскажите, птицы, что вы повидали?
Грачи: 3 В жарких странах жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.
Бродят там слоны – великаны.
4. Целый день кричат обезьяны.
Там растут деревья – лианы.
Там растут на пальмах бананы.
Вос: Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем Вы дружили в странах незнакомых?
Грачи: 5 Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью.
6. По скворечне, по деревьям.
По соседу-воробью.
Вос: Все мы рады вам, друзья.
Будьте с нами вы всегда.
Танец башкирский исполняют дети .
Вед: Очень вкусно пахнет «Карга боткахы». По – моему самое время попробовать кашу. Вот и каша готова. Поиграли и плясали. Грачей весело встречали. А теперь пора настала. Вкусной кашей угощаться.
Халим бабай: Первую порцию каши отдадим Земле с пожеланием всем мира, спокойствия, богатого урожая.
Вторую порцию – Воде (ручью), чтобы вода сохранила живность на земле.
Халима бабушка: Третью порцию – Небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди. Четвёртую - грачам с благодарностью за то, что они принесли весну.
Вед: Следующая порция вам, ребята, чтобы жили дружно, росли счастливыми. Шестая порция – гостям. «Кто гостей не любит звать, тому радости не знать».
Вот наш праздник и подошёл к концу. Шумный праздник отыгрался, Всем раздав тепло и свет. В сердце каждого остался. Чистый, долгий, светлый след.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фольклорная гимнастика
Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим, музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...
Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...
Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"
Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...
Тематический план фольклорных занятий детского фольклорного кружка «Сударушка»
Актуальной проблемой является сохранение и передача детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восста...