Проект "Сказки - батюшки Дона" для детей подготовительной группы
проект (подготовительная группа)
Проект "Сказки - батюшки Дона" для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazki_batyushki_dona.docx | 161.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47
Проект
«Сказки – Батюшки Дона»
Сказка – складка, да дело гутарит.
г. Новочеркасск
2019-2020
Наименование (тема) проекта | «Сказки – Батюшки Дона» Изучение региональных особенностей Донского края на основе проектной деятельности через сказки Донского края |
Приоритетная образовательная область | Художественно-эстетическое развитие. |
Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, музыкальное развитие, физическое развитие. |
Классификация проекта | Долгосрочный. Познавательно -творческий |
Участники проекта | Воспитанники подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители. |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный. 01.09.2019г. по 30.05.2020г. |
Основание для разработки проекта (актуальность) | В современных условиях жизни главным социальным и государственным приоритетом становится возрождение и развитие национальной культуры, духовно – нравственных ценностей народа, а важнейшей задачей Федерального государственного образовательного стандарта является воспитание достойного гражданина, знающего и любящего свою большую и малую Родину. Именно детство – то время, когда возможно: подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; воспитание в детях личности, которая сможет в будущем искренне любить свою Родину; развитие и сохранение традиций Донского края и всей России. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знании сказок Донских казаков, поможет в дальнейшим с уважением и интересом относится к культурным традициям, чтить их Проектная деятельность по изучению казачьих сказок в сочетании с театрализованной деятельностью позволят обеспечить комплексное изучение культуры казаков, а в частности о роли сказки в повседневной жизни казаков. |
Проблема | Беседа с родителями, детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества. Неточное толкование и использование в речи знакомых слов и выражений, малый казачий лексикон. Не часто используют в общении с детьми устное народное творчество: сказки, пословицы. Слабое знание традиций и как следствие этого непонимание их ценности. Дети и родители: редко посещают музеи; не интересуются предметами старины, которые сохранились в единичных экземплярах Но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому мы решили разработать и реализовать проект «Сказки – Батюшки Дона» |
Цель проекта | Расширить круг знаний и представлений детей за счет произведений региональной фольклорной литературы, воспитать социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота большой и малой родины. |
Задачи проекта | Образовательные. Обогатить детский замысел яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально - театральную деятельность, художественное творчество; создать условия для активного включения детей в речевую, художественную, театрально-игровую деятельность, связанную с сюжетом сказок; способствовать формированию у родителей представлений о культуре, красоте, благородстве и жизни донского народа. Развивающие. Развивать у детей творческий потенциал посредством музыкально – театрального искусства, художественно-изобразительной, речевой, игровой деятельности; развивать эмоционально-эстетическую сферу ребёнка в процессе восприятия казачьих сказок. Воспитательные. Воспитывать устойчивый интерес к казачьей народной культуре через сказки; Воспитывать нравственные качества личности, любви к родному краю, к донскому фольклору; Воспитывать духовность, давать через народное творчество, через театральную деятельность, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. |
Этапы проектно-исследовательской деятельности | 1 этап – Подготовительный) Определение перспектив, отбор содержания и форм работы с детьми и родителями. 2 этап – Основной Внесение корректив в содержание;
3 этап – Итоговый Определение эффективности проделанной работы в результате опроса. Проведение праздника «Сказки тихого Дона» |
Ресурсы, необходимые для реализации проекта | - музыкальный зал, групповая комната, театрализованный мини - музей - аппаратура для трансляции музыки, сказок, презентаций (ноутбук с колонками, мультимедийный проектор, экран); - музыкальные видеоматериалы; - литература и интернет издательства по теме проекта - театрализованные куклы, костюмы для драматизации. |
Предполагаемый результат (проектный продукт) | -Обогатились знания детей о традициях донского казачества (сказках); -Получают эмоциональный отклик детей на совместную деятельность (песни, сказки, игры); - Дети понимают, что в каждой пословице, сказке заключена народная мудрость. -Самостоятельно проявляют творчество в музыкально – театральной, художественно-изобразительной, речевой, игровой деятельности - Повысилась компетентность педагогов и родителей по представленному проекту. - Пополнилась предметно - развивающая среда - Создались партнерские взаимодействия детского сада и семьи воспитанников. - Родители используют полученные знаний о культуре, жизни донского народа при общении с ребёнком дома. Продукт проектно-исследовательской деятельности: Совместная театрализованная творческая работа детей и взрослых на материале донского фольклора. |
1 этап Подготовительный
Цель которого, создание организационных моментов, обеспечивающих реализацию проекта.
Включает в себя:
- планирование проектной деятельности.
- изучить литературу по проекту, а также опыт других педагогов
- разработать план работы со сказками, цикл занятий по художественно-эстетической направленности
- постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта
-подбор методической литературы для реализации проекта
- собрать картотеку Донских сказок, подбор пословиц, поговорок
-написание сценария к казачьим сказкам
- сделать разные виды театра: пальчиковые, топотушек, театр ложек, театр живой руки, би-ба-бо.
- подготовить наглядный материал, образцы для творческих работ.
- определили формы работы с родителями.
- провести беседу по выявлению знаний у родителей о культуре и традициях Донского казачества
2 Основной этап Практический (творческий)
целью которого является организация педагогической деятельности по осуществлению активного взаимодействия с родителями по реализации проекта. «Сказки Тихого Дона»
Работа с детьми по проекту ««Сказки – Батюшки Дона»
- проведение цикла занятий и мероприятий по реализации содержания регионального компонента в ДОУ
- беседы, рассматривание картин, иллюстраций по приобщению к культуре и традициям Донского казачества.
- цикл занятий по темам: «Животные в сказках», «Разыграем сказку», «Весёлые музыканты», «Путешествие в мир театра», «В какие игры играли на Дону?», «Отгадайте загадки о героях казачьих сказок» и др.
- знакомство с новыми сказками, рассматривание их особенностей, работа над словарём, инсценировки.
Чтение казачьих сказок: «Казак и Лиса», «Глупец и жеребец», «Кот и лиса», ««Поречни и жемчуг», «Чёрная коровушка и Аннушка», «Танюша и мачеха», «Ванюша и Баба-Яга», «Доброе сердце дороже красоты» и др
Музыкальная деятельность:
- прослушивание казачьих песен, знакомство с казачьими танцами и играми..
- совершенствовать и обучать управлению персонажей кукольных театров: пальчиковых, театр - ходилок, театр ложек, театр живой руки, би-ба-бо.
Художественная деятельность: рисование , лепка, аппликация по мотивам казачьих сказок и др
Игровая деятельность:
дидактические игры: «Из какой сказки?» (отгадать сказку по предметам, действиям, отдельным фразам), «Собери фигурку» и др
Подвижные игры: «Папаха», «Балван», «Перетяжка», «Игра в шапку», «Заря- заряница», «Заплетайся плетень», «Перенеси воду», «Всадники», «Кто быстрее сядет на коня», «Казаки», «Достань платочек», «Казак – казачка».
Культурно - досуговая деятельность:
Викторина «Знатоки казачьих сказок»
Выставка рисунков совместно с родителями
Экскурсия: в казачий уголок детского сада.
Театрализованная деятельность:
-драматизация казачьих сказок детьми и обыгрывание с использование разных видов театра.
- драматизация сказки «Казак и лиса» для показа детям младшего дошкольного возраста.
- показ сказки кукольного театра «Черная коровушка и Аннушка»
- драматизация в сочетании с кукольным театром: сказка «Поречни и жемчуг»
- драматизация сказки «Доброе сердце дороже красоты»
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей: рассматривание иллюстраций казачьих костюмов, природы родного края, рассматривание альбомов, книг.
Работа с родителями по проекту ««Сказки – Батюшки Дона»
Важная роль в процессе приобщения дошкольников к культуре и традициям Донского казачества отводится семье.
- рекомендация для родителей: экскурсия в краеведческий музей Донского казачества «Природа Донского края», в Атаманский дворец, и музея им. Грекова.
- создание с родителями альбома: «Донские пословицы и поговорки».
- сделать разные виды театра: пальчиковые, топотушек, театр ложек, театр живой руки.
- организация выставки творческих работ детей и родителей: «Казачьи сказки».
- проведение праздника» Пришла коляда – накануне Рождества», «Троица», «Покров».
- фотовыставка «Мой любимый город».
- буклеты «Мир Донских сказок», «Казачьи народные подвижные игры», «Казачьи пословицы и поговорки».
- родительское собрание в форме мастер-классов по знакомству с донскими сказками.
Консультации:
«Знакомство с историей и культурой Донского края», «Театр своими руками»,
«Учимся и играем вместе со сказками», «Казачьи праздники»
Практические и творческие задания: «прочитайте с ребенком казачью сказку и нарисуйте к ней иллюстрацию»
- изготовить атрибуты к сказкам, сшить театральные куклы для показа казачьих сказок
Использование таких форм работы смогут пробудить у родителей интерес к данной теме и повысить их компетентность.
3 этап Заключительный
-создание книги «Казачьи сказки». Сказки, проиллюстрированные детьми и их родителями (сборник иллюстраций к казачьим сказкам).
- проведение театрализованного праздника «Сказки Тихого Дона» (совместная работа детей с родителями)
Примерный план работы с Донской сказкой
Познакомить с содержанием сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
Подбор иллюстраций, картинок к сказкам.
Помочь запомнить содержание сказки.
Развивать интонационную выразительность речи ,вызвать эмоциональную отзывчивость к созданию образа своего героя
Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки.
Знакомство с песенным и музыкальным сопровождением сказки
Развивать умение слышать в музыке характерные особенности для передачи образов людей и животных.
Поощрять участие и проявление творчестват в разыгрывании.
«Художественное творчество» рисование, лепка, аппликация ( понравившихся эпизодов по сказке, создание альбома .индивидуальная и коллективная работа)
Изготовление костюмов для разыгрывания сказки.
Изготовление кукол для показа сказки.
Драматизация сказки или показ сказки разными видами театра.
Литература
1. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994.
2. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006.
3. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков... Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
4.Цветкова Г.Ю. Программа «Донской подсолнушек»- 2012г.
5.Донские казачьи сказки. – Ростов н/Д: ООО «КАСС», 2004
6.П.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». Ростов н/Д, 1969
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Конспект развлечения «Енисей-батюшка» для детей подготовительной к школе группы детского сада
Сценария для про ведения развлечения на экскурсии на берегу реки...
Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас
Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...
Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж
Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг
quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...
Таблица результатов освоения программы по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография» как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада». 2023-2024 учебный год
Таблица результатов освоения программы по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография» как средство подготовки руки к...