Проект "Сказки - батюшки Дона" для детей подготовительной группы
проект (подготовительная группа)

Богомазова Алла Юрьевна

Проект "Сказки -  батюшки Дона" для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki_batyushki_dona.docx161.07 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47

Проект

«Сказки – Батюшки Дона»

                      Сказка – складка, да дело гутарит.


https://present5.com/presentacii/20170505/5-baytalghi_skazki_tihogo_dona.ppt_images/5-baytalghi_skazki_tihogo_dona.ppt_27.jpg

                                                                                                                                                                                         

г. Новочеркасск

2019-2020

Наименование

(тема) проекта

«Сказки – Батюшки Дона»

Изучение региональных особенностей Донского края на основе проектной деятельности через сказки Донского  края

Приоритетная образовательная область

Художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей

 Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, музыкальное развитие, физическое развитие.

Классификация проекта

 Долгосрочный. Познавательно -творческий

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный.

01.09.2019г. по 30.05.2020г.

Основание для разработки проекта (актуальность)

 В современных условиях жизни главным социальным и государственным приоритетом становится возрождение и развитие национальной культуры, духовно – нравственных ценностей народа, а важнейшей задачей Федерального государственного образовательного стандарта является воспитание достойного гражданина, знающего и любящего свою большую и малую Родину.

Именно детство – то время, когда возможно: подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; воспитание в детях личности, которая сможет в будущем искренне любить свою Родину; развитие и сохранение традиций Донского края и всей России.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знании сказок  Донских казаков, поможет в дальнейшим с уважением и интересом относится к культурным традициям, чтить их

 Проектная деятельность по изучению  казачьих сказок в сочетании с театрализованной деятельностью позволят обеспечить комплексное изучение культуры казаков, а в частности  о роли сказки в повседневной жизни казаков.

Проблема

Беседа с родителями, детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества.

 Неточное толкование и использование в речи знакомых слов и выражений, малый казачий лексикон.

Не часто используют в общении с детьми устное народное творчество: сказки, пословицы.

 Слабое знание традиций и как следствие этого непонимание их ценности.

 Дети и родители: редко посещают музеи; не интересуются предметами старины, которые сохранились в единичных экземплярах

 Но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому мы решили разработать и реализовать  проект «Сказки – Батюшки Дона»

Цель проекта

Расширить круг знаний и представлений детей за счет произведений региональной фольклорной литературы, воспитать социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота большой и малой родины.

Задачи проекта

Образовательные.

Обогатить детский замысел яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально - театральную деятельность, художественное творчество;

создать условия для активного включения детей в речевую, художественную, театрально-игровую деятельность, связанную с сюжетом сказок;

способствовать формированию у родителей представлений о культуре, красоте, благородстве и жизни донского народа.

Развивающие.

Развивать у детей творческий потенциал посредством музыкально – театрального искусства, художественно-изобразительной, речевой, игровой деятельности;

развивать эмоционально-эстетическую сферу ребёнка в процессе восприятия  казачьих сказок.

Воспитательные.

Воспитывать устойчивый интерес к казачьей народной культуре через  сказки;

Воспитывать нравственные качества личности, любви к родному краю, к донскому фольклору;

Воспитывать духовность, давать через народное творчество, через театральную деятельность, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Этапы проектно-исследовательской деятельности

1 этап – Подготовительный)

Определение перспектив, отбор содержания и форм работы с детьми и родителями.

2 этап – Основной Внесение корректив в содержание;

  • Использование разных форм и методов работы с детьми и родителями.

3 этап – Итоговый

Определение эффективности проделанной работы в результате опроса.

 Проведение праздника «Сказки тихого Дона»

Ресурсы, необходимые для реализации проекта 

- музыкальный зал, групповая комната, театрализованный  мини - музей

- аппаратура для трансляции музыки, сказок, презентаций (ноутбук с колонками, мультимедийный проектор, экран);

- музыкальные  видеоматериалы;

- литература и интернет  издательства по теме проекта

- театрализованные куклы, костюмы для драматизации.

 Предполагаемый результат

 (проектный продукт)

-Обогатились знания детей о традициях донского казачества (сказках);

-Получают эмоциональный отклик детей на совместную деятельность (песни, сказки, игры);

- Дети  понимают, что в каждой пословице, сказке заключена народная мудрость.

-Самостоятельно проявляют творчество в музыкально – театральной, художественно-изобразительной, речевой, игровой деятельности

- Повысилась компетентность педагогов и родителей по представленному проекту.

- Пополнилась предметно - развивающая среда

- Создались партнерские взаимодействия детского сада и семьи воспитанников.

- Родители используют   полученные знаний о культуре, жизни донского народа при общении с ребёнком дома.

Продукт проектно-исследовательской деятельности:

Совместная театрализованная творческая работа детей и взрослых на материале донского фольклора.

                                               1 этап Подготовительный 

Цель которого, создание организационных моментов, обеспечивающих реализацию проекта.

Включает в себя:

- планирование проектной  деятельности.

- изучить литературу по проекту, а также опыт других педагогов

- разработать план работы со сказками, цикл занятий по художественно-эстетической направленности

- постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта

-подбор методической литературы для реализации проекта        

- собрать картотеку Донских сказок, подбор пословиц,  поговорок

 -написание сценария к казачьим сказкам

- сделать разные виды театра: пальчиковые, топотушек, театр ложек, театр живой руки, би-ба-бо.

- подготовить наглядный материал, образцы для творческих работ.

- определили формы работы с родителями.

- провести беседу по выявлению знаний у родителей о культуре и традициях Донского казачества

                            2 Основной этап  Практический  (творческий)


  целью которого является организация педагогической деятельности по осуществлению активного взаимодействия с родителями по реализации проекта. «Сказки Тихого Дона»

                   Работа с детьми по проекту ««Сказки – Батюшки Дона»

- проведение цикла занятий и мероприятий по реализации содержания регионального компонента в ДОУ

- беседы, рассматривание картин, иллюстраций по приобщению к культуре и традициям Донского казачества.

- цикл занятий по темам: «Животные в сказках», «Разыграем сказку», «Весёлые музыканты», «Путешествие в мир театра», «В какие игры играли на Дону?», «Отгадайте загадки о героях казачьих сказок»  и др.

- знакомство с новыми сказками, рассматривание их особенностей, работа над словарём, инсценировки.

Чтение казачьих сказок: «Казак и Лиса», «Глупец и жеребец», «Кот и лиса», ««Поречни и жемчуг», «Чёрная коровушка и Аннушка», «Танюша и мачеха», «Ванюша и Баба-Яга», «Доброе сердце дороже красоты» и др

Музыкальная деятельность:

- прослушивание казачьих песен, знакомство с казачьими танцами и играми..

- совершенствовать и обучать управлению персонажей кукольных театров: пальчиковых, театр - ходилок, театр ложек, театр живой руки, би-ба-бо.

Художественная деятельность:  рисование , лепка, аппликация  по мотивам  казачьих сказок  и др

Игровая деятельность:

дидактические игры: «Из какой сказки?» (отгадать сказку по предметам, действиям, отдельным фразам), «Собери фигурку» и др

Подвижные игры: «Папаха», «Балван», «Перетяжка», «Игра в шапку», «Заря- заряница», «Заплетайся плетень», «Перенеси воду», «Всадники», «Кто быстрее сядет на коня», «Казаки», «Достань платочек», «Казак – казачка».

Культурно - досуговая деятельность:

Викторина «Знатоки казачьих сказок»

 Выставка  рисунков совместно с родителями

Экскурсия: в казачий  уголок  детского сада.

Театрализованная деятельность:

-драматизация казачьих сказок детьми и обыгрывание с использование разных видов театра.

- драматизация сказки «Казак и лиса» для показа детям младшего дошкольного возраста.

- показ сказки кукольного театра «Черная коровушка и Аннушка»

- драматизация в сочетании с кукольным театром:  сказка «Поречни и жемчуг»

- драматизация сказки «Доброе сердце дороже красоты»

- Создание условий для самостоятельной деятельности детей: рассматривание иллюстраций казачьих костюмов, природы родного края, рассматривание альбомов, книг.

        

             Работа с родителями  по проекту ««Сказки – Батюшки Дона»

Важная роль в процессе приобщения дошкольников к культуре и традициям Донского казачества отводится семье.

- рекомендация для родителей:  экскурсия в краеведческий музей Донского казачества «Природа Донского края», в Атаманский дворец,  и музея им. Грекова.

- создание с родителями альбома: «Донские пословицы и поговорки».

- сделать разные виды театра: пальчиковые, топотушек, театр ложек, театр живой руки.

- организация выставки творческих работ детей и родителей: «Казачьи сказки».

- проведение праздника» Пришла коляда – накануне Рождества», «Троица», «Покров».

- фотовыставка «Мой любимый город».

- буклеты «Мир Донских сказок», «Казачьи народные подвижные игры», «Казачьи пословицы и поговорки».

 - родительское собрание в форме мастер-классов по знакомству с донскими сказками.

Консультации:

«Знакомство с историей и культурой Донского края», «Театр своими руками»,

«Учимся и играем вместе со сказками», «Казачьи  праздники»

Практические и творческие задания: «прочитайте с ребенком казачью сказку и нарисуйте к ней иллюстрацию»

- изготовить атрибуты к сказкам, сшить театральные куклы для показа казачьих сказок

Использование таких форм работы смогут пробудить у родителей интерес к данной теме и повысить их компетентность.

                                                3 этап Заключительный

-создание книги  «Казачьи сказки».  Сказки, проиллюстрированные детьми  и их родителями (сборник   иллюстраций к казачьим сказкам).

- проведение театрализованного  праздника «Сказки Тихого Дона» (совместная работа детей с родителями)

Примерный  план работы с Донской  сказкой

Познакомить с содержанием сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

Подбор иллюстраций, картинок к  сказкам.

Помочь запомнить содержание сказки.

Развивать интонационную выразительность речи ,вызвать эмоциональную отзывчивость к созданию образа своего героя

Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки.

Знакомство с песенным и музыкальным сопровождением сказки

Развивать умение слышать в музыке характерные особенности для передачи образов людей и животных.

Поощрять участие и проявление творчестват в разыгрывании.

«Художественное творчество» рисование, лепка, аппликация  ( понравившихся эпизодов по сказке, создание альбома .индивидуальная и коллективная работа)

Изготовление костюмов для разыгрывания сказки.

 Изготовление кукол для показа сказки.

Драматизация сказки или показ сказки разными видами театра.

Литература

1. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994.

2. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006.

3. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков... Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.

4.Цветкова Г.Ю. Программа «Донской подсолнушек»- 2012г.

5.Донские казачьи сказки. – Ростов н/Д: ООО «КАСС», 2004

6.П.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». Ростов н/Д, 1969


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект развлечения «Енисей-батюшка» для детей подготовительной к школе группы детского сада

Сценария для про ведения развлечения на экскурсии на берегу реки...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...

Таблица результатов освоения программы по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография» как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада». 2023-2024 учебный год

Таблица результатов освоения программы  по художественно-эстетическому  развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография»  как средство подготовки руки к...