Конспект НОД " Русская изба"
план-конспект занятия (средняя группа)

Карачева Наталья Владимировна

 

Цель: Дать детям представление о старинном русском быте.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи.

Познакомить с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, лапти,сундук, самовар)

Развивающие:

Развивать интерес к русскому фольклору, умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей. Пополнять пассивный и расширять активный словарь детей. Расширять кругозор.

Воспитательные:

Формировать любовь и бережное отношение к предметам старины.

Воспитывать интерес к истории России.

Словарная работа: печь, чугунок, ухват, лапти, сундук, самовар.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: мини-музей “Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар, лапти,русские народные костюмы, иллюстрации к сказкам, игрушка – домовенок Кузя, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры “Вышел Ваня погулять», два разноса, книги с потешками, пословицами, поговорками и небылицами.

Раздаточный материал: картинки к игре «Что было, что стало», соленое тесто для лепки калачей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание стихотворений «Самовар»«Печка»; хороводов «Вышел Ваня погулять»«Арина»; пословиц, поговорок; отгадывание загадок о предметах быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар); чтение русских народных сказок «Курочка Ряба»«Репка»«Колобок»«Теремок»«Волк и семеро козлят»«Маша и медведь»«Три медведя».

Форма проведения: подгрупповое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Конспект НОД

на тему «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

средняя возрастная группа

Воспитатель первой квалификационной категории Карачева Н.В.

Цель: Дать детям представление о старинном русском быте.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи.

Познакомить с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, лапти,сундук, самовар)

Развивающие:

Развивать интерес к русскому фольклору, умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей. Пополнять пассивный и расширять активный словарь детей. Расширять кругозор.

Воспитательные:

Формировать любовь и бережное отношение к предметам старины.

Воспитывать интерес к истории России.

Словарная работа: печь, чугунок, ухват, лапти, сундук, самовар.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: мини-музей “Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар, лапти,русские народные костюмы, иллюстрации к сказкам, игрушка – домовенок Кузя, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры “Вышел Ваня погулять», два разноса, книги с потешками, пословицами, поговорками и небылицами.

Раздаточный материал: картинки к игре «Что было, что стало», соленое тесто для лепки калачей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание стихотворений «Самовар»«Печка»; хороводов «Вышел Ваня погулять»«Арина»; пословиц, поговорок; отгадывание загадок о предметах быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар); чтение русских народных сказок «Курочка Ряба»«Репка»«Колобок»«Теремок»«Волк и семеро козлят»«Маша и медведь»«Три медведя».

Форма проведения: подгрупповое.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель и дети одеты в русские народные костюмы. Заходят в музей «Русская изба».

Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». В музее шуметь и громко разговаривать нельзя. Обратите внимание на предметы, которые находятся в музее, они очень древние, старинные и называются экспонатами, их трогать руками нельзя, можно только рассматривать.

Воспитатель: Что считалось самым главным в избе и необходимым для проживания?

Дети: Печь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кажется, кто-то шумит за печкой? (Достает домовенка Кузю)

Да это же домовенок, хранитель нашего музея. Давайте с ним поздороваемся.

А сейчас покажем Кузе, как мы умеем отгадывать загадки:

1) " Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча".

Дети: Печь.

Воспитатель: Правильно, печь. А как вы думаете, в деревенской избе для чего ставили обязательно печь? Для чего она нужна была?

Дети: В ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, топили избу, грели воду, спали на ней.

Воспитатель: Как раньше называли печь?

Дети: Кормилица, поилица, Матушка.

2) «Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит…»

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, для чего он был нужен?

Дети: В чугунке варили кашу, щи.

4) «Прячет бабушка в нем вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите,

Этот шкаф зовут …»

Дети: Сундук.

Воспитатель: Правильно ребятушки, это сундук. Для чего нужен был сундук?

Дети: Чтобы хранить в нем ценные вещи.

Воспитатель: Молодцы! Слушайте последнюю загадку:

5) «Выпускает жаркий пар

Древний чайник…»

Дети: Самовар.

Воспитатель: Правильно. Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки пили чай из блюдечка с мёдом, вареньем и баранками.

Воспитатель: А сейчас давайте для Кузи расскажем стихи, пословицы и поговорки:

1) Сверху пар, снизу пар -

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

2) Ой, ты печка - сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

3) «Не красна изба углами, а красна пирогами»

4) «Без печи хата – не хата»

5) «Домом жить – обо всем тужить»

Воспитатель: Дети, раньше не было на Руси в деревнях ни света, ни телевизора, ни компьютера и чтобы жилось не скучно, народ сочинял сказки, которые так и назывались русские народные сказки. А вы знаете такие сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас и проверим. Я буду показывать картинки с изображением сюжета из сказки, а вы должны будете отгадать название этой сказки. (Показывает иллюстрации из сказок «Курочка Ряба»«Колобок»«Теремок»«Три медведя»«Маша и медведь» и т. д.)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:

Коли народ невесел-

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора,

Становитесь в хоровод.

Давайте мы с вами поиграем в хороводную игру «Вышел Ваня погулять»

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как печь печет калачи.

Включается русская народная музыка.

Дети раскатывают соленое тесто прямыми движениями, скрепляют концы.

Готовые калачи кладут на разнос и ставят в печь.

Воспитатель: А пока пекутся наши калачи, мы с вами поиграем в игру, которая называется

“Что было, что стало”.

Покажем Кузе, как изменились предметы со временем. Например: Был самовар, стал чайник.

Давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Затем одна команда называет свои пары, а другая команда проверяет)

Воспитатель: Дети, пока мы с вами играли, наши калачи уже испеклись. (Достает разнос с готовыми калачами)Воспитатель: Понравилось вам у Кузи в избе?

Дети: Да.

Воспитатель: Что больше всего запомнилось?

Дети: Как играли в игры, пекли калачи и т. д.

Воспитатель: Ребята, Кузя говорит, что ему было с нами весело и что вы много знаете о русском быте. Если вам понравилось в избе, то попрыгайте, а если нет, то сядьте на лавочку.

Кузя очень рад, что мы пришли к нему в гости. И на память о нашей встрече он нам дарит книги с потешками, пословицами, поговорками и небылицами.

Воспитатель: Нам тоже, Кузя, очень приятно было побывать в твоей избе. Мы тоже хотим сделать тебе подарок и подарить Птицу Счастья. А сейчас мы пойдем в группу пить чай с калачами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №8 с.Кривояр Ровенского муниципального района Саратовской области» Презентация на тему: «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»» средняя возрастная группа Воспитатели:Карачева Н.В. Сапаргалиева А.Т. 2017

Слайд 2

Цель: формировать у детей представления о старинном русском быте. Задачи: Образовательные : познакомить с предметами старинного русского быта, убранством избы; приобщить к русской культуре. Развивающие: развивать интерес к русской культуре, умение отвечать на вопросы полными предложениями, слушать своих сверстников; пополнять пассивный и обогащать активный словарь детей; расширять кругозор. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к предметам старины; вызвать интерес к истории России. Словарная работа: печь, чугунок, лапти, сундук, самовар, веретено, рушник. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Русская изба», беседа о предметах крестьянского русского быта, разучивание стихотворений «Самовар», « Печка», пословиц, поговорок, отгадывание загадок на данную тему, чтение русских народных сказок.

Слайд 3

Русская изба просторна и светла, в гости приглашает нас она!!!!

Слайд 4

Печка-матушка, кормилица, поилица… Он как круглая кастрюля. Он чумазый, не чистюля. Там, где в печке уголёк, Кашу сварит… чугунок!

Слайд 5

Прячет бабушка в нём вещи- Сапоги, кафтан, сюртук. Вы мне дружно все скажите, Этот шкаф зовут …сундук!

Слайд 6

Сверху пар, снизу пар- Шипит наш русский самовар! Милости просим на чашку чая!!!

Слайд 7

В нашей горнице светло…

Слайд 8

Балалаечка-душа, до чего ж ты хороша!!!!

Слайд 10

До новых встреч! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русская изба"

Продолжать  знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), ...

конспект НОД "Русская изба"

Используя информационно-коммуникационную, здоровьесберегающую технологию, интерактивный метод дети знакомились с бытом и устройством русской избы Омского Прииртышья, традициями....

Конспект занятия "Русская изба"

Познакомить с бытом и утварью русской избы...

Конспект НОД "Русская изба"

Познакомить  детей с бытом русского народа....

Конспект занятия "Русская изба"

Занятие "Знакомство с русской избой" было проведено на занятии  по плану ссамообразования по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Конспект "Загадки русской избы"

Знакомитво детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством....

Конспект занятия " Русская изба"

Конспект занятия " Русская изба"...