Знакомство с родным краем через организацию мини-музея.
материал
Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Один из способов работы в данном направлении в нашем ДОУ - это организация краеведческого мини-музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_rodnym_kraem_cherez_organizatsiyu_mini.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Семечкова Наталья Николаевна
Воспитатель
1 квалификационная категория
«Детский сад № 29 присмотра и оздоровления»
города Мончегорска Мурманской области
Знакомство с родным краем через организацию мини-музея.
Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Один из способов работы в данном направлении в нашем ДОУ - это организация краеведческого мини-музея.
Слайд2
В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки).
Слайд3
Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.
Слайд4
Для организации образовательной деятельности выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного города, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.
Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.
Дети в любом возрасте – любознайки и почемучки. Они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно отвечать на тысячи детских «почему», мы организовываем в группах мини-музеи.
Слайд5
Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает дошколятам понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
В настоящее время для развития музейного дела характерно существенное повышение значения его образовательной функции, поиск новых форм работы с детьми и педагогами. Музейная педагогика в ДОУ — область образовательно-воспитательной деятельности, которую мы успешно направляем на формирование у ребенка краеведческой культуры, ценностного отношения к истории своего края, нынешней действительности, осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Слайд6
-Создать условия для развития познавательной активности детей через
совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
-способствовать сохранению традиций, возвращение детей к исконно
духовным ценностям;
- Привлечение родителей к созданию мини-музея.
‒ Знакомство детей и родителей с ближайшим окружением; достопримечательностями родного края; знаменитыми людьми, с предприятиями, их продукцией; с животным и растительным миром своей малой Родины.
‒ Создание условий для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике края.
‒ Воспитание у дошкольников и взрослых патриотических чувств, гордость за свою «малую Родину»; привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; гуманное, экологически целесообразное отношение к природе; любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым; гордость за своих предков; эмоционально-ценностное отношение к краю.
‒ Приобщение дошкольников и взрослых к современной жизни города, желание посещать музеи, театры, участвовать в праздниках; развитие любознательности и интереса к познанию родного края.
Задачи, которые мы ставим перед собой, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики:
Слайд7
- учёт возрастных особенностей дошкольников;
- опора на интересы детей;
- наглядность;
-интерактивность (сотрудничество воспитателя, детей и родителей)
- предметность
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Очень важно, чтобы мини-музей в детском саду не стал просто организацией экспозиций или выставок. Это, прежде всего, многообразные формы деятельности, включающие в себя:
-поиск и сбор материалов,
-проведение досугов и праздников,
-исследовательская и проектная деятельность.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.
Слайд6 (фото детей с рассматриванием экспонатов)
Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:
Слайд7
восприятие — понимание — осмысление — закрепление — применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, — важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
В процессе создания модели музейно-образовательного пространства выделяются следующие средства музейной педагогики: художественные, социально-средовые, деятельностные.
Слайд8
1.Художественные — это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края.
Слайд9
2.Социально-средовые средства — включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы, ДОУ; среду музеев города и области; субкультуру события в жизни ребенка.
Слайд10
3.Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческо- туристической деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает: ‒ Собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно — творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее группы, детского сада; • Совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов; ‒ Экспериментальную деятельность — опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета). Краеведческо-туристическая деятельность включает походы, экскурсии.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения. Родители являются активными помощниками в создании мини музея. Взаимодействие педагогов и родителей по принципу равноправных субъектов педагогической деятельности обусловливает эффективность процесса воспитания. Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми — мамами, папами, бабушками, дедушками. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых. Именно вовлечение родителей в совместную активную деятельность с детьми и педагогом придает группе “открытость”, т. е. делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, помогает гуманизировать отношения между детьми, педагогом, родителями. Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп.
Слайд11
Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагога, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит, близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Патриотическое воспитание ставит цель: формирование у дошкольников представлений об истории, природе и культуре родного края, воспитание любви к малой Родине. Малая Родина для нас Кольский полуостров. Наш край населяют разные народы: русские, украинцы, белорусы, татары, карелы и т. д. но коренное население саамы. Земля, где они проживают, раньше называлась – Лапландия. Коренных жителей называли лапландцами или лопарями. Современные саамы точно так же как и мы с вами имеют разные профессии, живут цивилизованно. Но основное занятие саамов осталось оленеводство, так же они занимаются охотой и рыболовством. Саамы-пастухи разводят домашних оленей, это называется оленеводством. Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями кочуют за оленьими стадами по северной тундре. Олени добывают питание, которое называется ягель, копая снег.
Модели-макеты имеют огромное значение для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир.
Слайд 12
Данный макет сделан с целью решить, несколько задач: закрепить и обобщить знания детей о жизни северного края, его специфичной природы и традиций коренных жителей - саамов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
А сейчас уважаемые педагоги мы с вами изготовим макет Саамской деревни. (Проведение мастер класса)
Список использованной литературы:
1.Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. — 2013. — № 2. — 84с. 2.Лихачев Д. С. Любить родной край. Отечество. Краеведческий альманах. Вып. 1. 1990. 224 с.
3. Морозова А. Н., Мельникова О. В. «Музейная педагогика» М.; Издательство «ТЦ Сфера», 2006–416 с.
4.Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А. «Мини-музей в детском саду» М.; Линка-Пресс, 2008 г. — 256 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2015.- 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"
26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...
Создание условий для развития нравственно-патриотических чувств через организацию мини-музея «Кубанская горница»
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усвоив культурно-исторический опыт народа...
Статья. "Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини- музея в ДОУ".
quot;Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в ДОУ"Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена, в Российском госу...
Проект «Источник вдохновения» Художественно эстетическое - воспитание дошкольников через организацию мини - музея.
Проек предназначен для воспитателей детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Проект спосоьствует формированию фундамента будущих ченителей искусства и культуры нашей стр...
Знакомство с родным краем через организацию мини-музея.
Дети в любом возрасте – любознайки и почемучки. Они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно отвечать на тысячи детских «почему»...
"Создание предметно-развивающей среды в ДОО через организацию мини-музея Победы Великой Отечественной Войны"
Создание мини-музея Победы в Великой Отечественной войне - важная составляющая организации предметно-развивающей среды в ДОО, это использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деят...
Выступление на городском методическом объединении Тема: «Формирование представлений о природе, истории, этнографии родного края через организацию мини – музеев в ДОУ»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:«Творческий проект для детей и родителей старшей группы.Мини-музей: «Народные промыслы»(из опыта работы)...