Поликультурное воспитание в детском саду
статья (старшая, подготовительная группа)

Хусаинова Маужида Музафаровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл husainova_m.m._statya.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ  ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ.

Хусаинова М.М. воспитатель

МБДОУ ДС  № 1 СП «Лукоморье»,

 г. Озерск Челябинской области

 

В нашем мире живет множество людей, разных по национальности, религии, характеру. Каждый из нас должен понимать и уважать друг друга, несмотря на наши отличия.

По нашим манерам, поступкам, образу жизни и даже по нашим друзьям общество строит своё мнение о нас. В каждом аспекте нашей жизни нам приходится задумываться о том, как лучше выстроить свои взаимоотношения с окружающими людьми, о том, что помогает и что мешает лучше понимать друг друга. Мы можем ненамеренно обидеть, даже оскорбить кого-то, просто общаясь в обыденной жизни.

Как говорил Джон Локк: «В оценке всех поступков, дурных и хороших, мы руководствуемся опытом предшествующих поколений». «Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда». «Хорошее воспитание заключается не в низких поклонах и соблюдении всех правил вежливости, а в непринужденном учтивом и уважительном поведении». «В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, учёность – педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – лестью».

Люди часто из-за неумения ладить с собой и окружающими причиняют друг другу моральный ущерб, вызывают душевную боль. Дефицит культурного общения привел людей к нравственному обнищанию, а нормой жизни стало грубое обращение. Для каждого индивида сутью жизненной позиции должен стать кодекс поведения.

Мы все должны научиться общаться с миром. Прежде всего, надо сердцем понять, что такое благородство души, корректность, деликатность, чуткость, совесть, честь. Необходимо учиться любить не только самого себя, но и других, не просто говорить о добре, а делать добро, не требуя отдачи или вознаграждения, быть толерантным по отношению к другим людям.

Ребенка надо воспитывать с рождения, а совершенствоваться ему предстоит всю жизнь.

«Воспитание делает ребенка русским или французом, эскимосом или немцем, каждому обществу важно, чтобы ребенок вырос достойным своего народа, а народ стал достойным своей страны».

Процессы глобализации в современном мире стали причиной обсуждения проблем формирования единого информационного, культурного, образовательного пространства, единого мирового сообщества. Значительно повышается важность воспитания личности нового формата – гражданина мира, готового к межкультурному диалогу и транснациональной коммуникативности. Необходимо разработать новые концепции и модели образования, в основу, которой будут положены методологические ориентиры мировой педагогики.

По прогнозам ученых, краеугольным камнем данной концепции станет поликультурность,  в конструирование и обоснование основ которой положены многоаспектность, фундаментальность и функциональное назначение культуры. Огромное количество национальных культур составляют многослойность мировой культуры.

Настала необходимость создания средствами культуры и науки единого поликультурного образовательного пространства, главными ориентирами которого будут гуманистические принципы духовной культуры, свободы, национальные общечеловеческие ценности.

Понятие поликультурного воспитания, получившее широкое распространение в мировой педагогике с 1960-х годов, в связи с реакцией западной части европейского континента на наплыв черных и цветных эмигрантов, определялось как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или рассовому признаку».

 В настоящее время в отечественной научной литературе достаточно широко используются термины «поликультурность», «многокультурность», «мультикультурность», которые фактически используются как синонимы, ибо первая часть этих слов обозначает одно и то же, но имеет разное происхождение (поли – латынь, мульти – греческий язык, много – русский язык) [8, с. 8].

При характеристике поликультурного воспитания используют и другие термины: «мультирассовое», «мультиэтническое», «мультикультурное», «интеркультурное» образование. В отчественной педагогике это понятие вошло в научный оборот в 1990-х годах и наиболее близкие к нему по значению следует признать «межнациональные отношения», «межкультурные контакты».

 Определение поликультурности очень ёмко дал российский исследователь В.И. Матис: «Поликультурность – сохранение и интеграция культурной самобытности личности в условиях многонационального общества, что позволяет формировать толерантные отношения между различными национальностями, воспитывать культуру межнационального общения».

Моделирование культуры в образовательном пространстве может происходить тремя способами: моделирование национальной культуры;  интеграция внешнего и внутреннего диалога культур.

Особенности поликультурности в современном образовании России связаны с рядом объективных сложностей: во-первых, с языковой, культурной и ментальной разнородностью общества; во-вторых, с задачей обеспечений духовного формирования личности как члена единого социального, экономического, политического и культурного пространства; в-третьих, с необходимостью осуществления этих целей на двуязычной, бикультурной и биментальной основе.

Принцип поликультурности рассматривается как педагогический норматив приобщения подрастающего поколения к этнической, общенациональной и мировой культуре, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.

Понятие «поликультурное образование» представлено е научной литературе в виде мультиэтнического образования (Дж. Бэнкс), мультикультурного образования (Я. Пай, Р. Лисиер), поликультурного образования (В.П. Борисенков, Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова); поликультуризма в образовании (Г.М. Коджаспирова), лолл-культурного воспитания (Е.В. Бондаревская, А.Н. Джуринский, А.А. Реан); многокультурного образования (Г.Д. Дмитриев).

А.Н.Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию, формирование  личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур,  одна  из  которых  доминирует.

М.А. Богомолова  исходит  из  того, что  поликультурное  образование  по своей  сущности  близко  межнациональному  воспитанию и  предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к  иным  культурным  ценностям.

В.В. Макаев., З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова отождествляют поликультурное  воспитание  с  формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде,  обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.

Ряд авторов (Н.Д. Гальскова, Л.Л. Парамонова, В.В. Сафонова, Э.А. Соколова) связывают  готовность воспринимать  другую  культуру,  другой образ жизни с проявлениями толерантности, ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять ненависти.

Поликультурное образование имеет смысл – это процесс формирования и развития у детей представлений о многообразии культур в мире и своей стране, воспитания у них позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развития умений и навыков гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями других культур.

Цель поликультурного образования - восхождение от личностно-этнического к общечеловеческому, формирование планетарного мышления через осознание себя частью этноса, государства, человека. Процесс поликультурного образования включает этнический, гражданский и глобальный уровни.

Первый уровень - приобщение к культуре своего этноса и знакомство с этнокультурой других народов, формирование толерантного отношения к другим людям, освоение культуры межнационального общения.

Второй уровень - развитие гражданской позиции, патриотических чувств, осознание себя гражданином страны, формирование политической, правовой, экономической культуры.

Третий уровень - знакомство с системой знаний о правах и свободах человека, направлен на формирование позитивного опыта совместного сосуществования.

Образовательное пространство раскрывается в педагогической науке  как:

- пространство, в котором происходят процессы образования, обучения, воспитания (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик);

- часть среды, в которой действует определенный педагогически сформированный образ жизни (Ю.С. Мануйлов, Ю.П. Сокольников);

- динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (В.Г. Бочарова, Д.В. Григорьев);

- результат деятельности созидательного и интеграционного характера.

Поликультурное образовательное пространство - это не только учреждения, предназначенные для воспитания и образования подрастающего поколения, но и другие социальные системы и явления - люди, учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства массовой информации, ведущие идеи, ценностные ориентации - все то, что обусловливает глубокие изменения в многокультурном обществе.

Три основные направления, которые определяют стратегические ориентиры развития национальной школы в поликультурном образовательном пространстве.

Первое направление - воспитание национального самосознания личности средствами поликультурного образования.

Вступление России на путь демократических преобразований привело к стремительному пробуждению национального самосознания населяющих ее народов. Необходимо научить детей понимать самих себя, предпринимать внутренние усилия, основанные знании своей культуры, взаимосвязи и взаимозависимости с окружающим миром. Знание культуры своего  народа способно помочь личности глубже понять национальный характер, нравственно-духовные принципы и идеалы другого народа и проникнуться  к ним уважением.

Второе, наиболее важное направление развития национальной школы в поликультурном образовательном пространстве - это воспитание культуры межнационального общения.

Способность и готовность выстраивать межкультурный диалог особенно важен сегодня в современной ситуации, так как социокультурная и политическая обстановка в мире наглядно демонстрирует тот факт, что никакие силовые методы, даже при подавляющем превосходстве в оружии, не в состоянии полностью разрешить ни один политический конфликт. По мнению М.М. Бахтина, межкультурный диалог предполагает уникальность каждого партнера и принципиальное равенство людей друг другу, различие и оригинальность точек зрения каждого человека.

Третье направление - воспитание интеркультурной коммуникабельности личности, Интеркультурная коммуникация - это акт общения культур, основанный на социальном и нсторико-социальном факторах в реальной картине мира.

Новые информационные технологии, современные СМИ, спутниковое телевидение, дистанционное обучение и мультимедийные технологии открывают новые перспективы интеркультурной коммуникации.

Поликультурное образовательное пространство призвано выступить объединяющим, консолидирующим фактором в динамичном продвижении народов и государств для  широкого национального согласия и конструктивного компромисса самых различных этнокультурных и политических сил на пути воспитания личности новой формации - Человека культуры, гражданина Мира.

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям своего народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.

Мы живем на Урале, в красивом городе Озёрске Челябинской области. Наш город расположен на берегу красивейших озёр, недаром его нарекли  звучным именем Озёрск. За озёрами тянутся Уральские горы, поросшие лесом, в основном соснами, вершинами своими уходящие в небо.

Наш край овеян  народными легендами, сказами Павла Петровича Бажова. На Урале жил Данила- мастер, охраняет сои несметные богатства – камни-самоцветы Хозяйка Медной горы.

Наш сосед – город Касли- знаменит своим чугунным литьём. Каслинское литьё знают во многих странах.

Другой наш сосед-город Кыштым. Он так же интересен своей старинной архитектурой, красивыми Храмами,  в этом городе жили и работали Демидовы, которые пополняли казну царской России серебром, оружием, добывая материал для этого в недрах Урала.  

Вот об этом мы и рассказываем детям, раскрываем красоту своей малой родины. Полюбив свой край, свой город, дети будут  любить Россию.

Среди наших воспитанников есть дети разных национальностей. Чтобы научить детей видеть многообразие культур нашего края, научить любить свой город, окружающую природу, необходимо провести кропотливую работу. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», говорили мыслители. Народ без своей истории подобен дереву без корней или дому без фундамента. Чтобы  наши дети не выросли Иванами, не знающими родства, мы, начиная с младшей группы, знакомим их с понятиями семья, семейные традиции; воспитываем уважение к отцу и матери, дедушке и бабушке и другим членам семьи.

Узнавая историю своего народа, своей Родины, мы учимся жить, творить, строить свои отношения с окружающими нас людьми. Для реализации задач поликультурного воспитания мы используем в своей работе программу «Наш дом – Южный Урал» под редакцией Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова, также программу внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Моя малая Родина», Макановой З.М.

Цели программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать её своим достоянием.

Задачи:

- способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;

- формировать эмоционально – положительное отношение к этнокультурному наследию региона;

- развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала. Приобщение детей к народной культуре предполагает развитие у детей эмоционально – действенного отношения, информационно – интеллектуальной компетентности, этнокультурную социализацию.

В программе даны показатели воспитания и развития детей на основе использования культурно – исторических традиций, использования фольклора, народного декоративно – прикладного искусства, народных игр.

Основные задачи художественно – творческого развития детей:

  1. Приобщение детей к народному искусству, к духовно – художественным ценностям, созданным народом, к определенному национальному космо – психо – логосу, т.е. к определенному национальному образу мира, образам – типам, к тому общему, что связано с национальными идеями, национальным характером, общечеловеческими ценностями.
  2. Воспитание интереса к художественным образам народного изобразительно – пластического искусства.
  3. Создание условий, способствующих погружению детей в мир художественных образов народного искусства; накоплению, обогащению и активизации эмоционально – эстетических переживаний; действенному приобщению детей к народному искусству.
  4. Формирование представлений детей об основных художественных особенностях народного изобразительно – пластического искусства больших этнических групп, проживающих на Южном Урале (русских, башкир, татар и др.); умения понимать художественный язык народного искусства.
  5. Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации; выражать собственное эмоционально – ценностное отношение к искусству, действительности, жизни.
  6. Обучение детей способам проектирования предметной среды народного быта.
  7. Развитие эмоционально – образной речи детей.

В процессе освоения поликультурного образования используем разные формы работы с детьми: интегрированную непосредственно – образовательную деятельность, которая объединяет различные виды деятельности (познавательную, художественно – изобразительную, музыкальную, игровую и др.); познавательные беседы, презентации, слайд-шоу; целевые прогулки, экскурсии; развлечения, фольклорные концерты, театрализованные представления.

Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группе мини-музея по ознакомлению детей с бытом народного жилища: с русской избой, башкирской юртой (тирмэ), самоваром, люлькой (колыбель), одежда, старинная утварь - вышитые или тканые русские, башкирские, татарские полотенца, горшки, ухват и т.д. Знакомя детей с предметами быта башкир, татар, нагай – баков, можно давать их названия на языке этих народов, однако от детей не нужно требовать знание данных слов.

В этом нам помогает пособие Тихоновой М.В., Смирновой Н.С. «Красна изба…». Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада, также в книге даны конспекты НОД, описание народных игр, тексты фольклорных произведений.

Также используем книгу «Российский этнографический музей – детям» О.А. Ботяковой, Л.Ф. Голяковой, С.А. Прокофьевой, Г.Г. Сорокиной, Е.Я. Тимофеевой, О.М. Федоровой, где представлены методические разработки по ознакомлению детей с бытом и занятиями русских крестьян, помогают проводить работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Используем в своей работе книгу «Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник» М.С. Гитис, А.П. Моисеев; «Уральские промыслы» Л.Н. Коротовских, Л.К. Месеренко, Л.А. Москвина; «Детям об Озерске» Л.Н. Коротовских.

Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение народных игрушек, используют в речи народные пословицы и поговорки, поют народные песни, используют народную атрибутику в самостоятельных играх.

        Практика показывает актуальность и эффективность моей работы. В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Конечно, дети – это маленькие проказники, но, тем не менее, у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей, нет ярко выраженной агрессии в детских отношениях.

Безусловно, проблема воспитания толерантности чрезвычайно сложна, динамична и не имеет единственного способа решения. В данном случае национальный фактор повлиял на обновление содержания педагогического процесса.

 

Литература

  1. Антипова Н.А. Программа внеурочной деятельности «Моя Малая Родина» составлена на основе программы учителя географии и краеведения МОУ Новокаолиновой СОШ Макановой З.Ш., Пермь, 2012- С.13
  2. Ботякова О.А. Российский этнографический музей - детям: Методическое пособие для педагогов ДОУ - Детство-Пресс, 2001 г.-С.192
  3. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М: АРКТИ, 2004.
  4. Гитис, М. Челябинская область : занимательная география в вопросах и ответах / М. Гиттис. – Челябинск, 2006. – 96 с. – (Познай свой край)
  5. Гитис М.С., Моисеев А.П Челябинская область/ Краткий географический справочник/ Челябинск: АБРИС, 2011 –С.176  – (Познай свой край)
  6. Гукаленко, О.С.Национальная школа в поликультурном образовательном пространстве. (Поликультурное образование и национальная школа: Материалы «круглого стола» научно-методического журнала «Педагогика» (г. Белогорск, 18-19 ноября 2004 г.) -Симферополь, 2004.- С.30-36.)
  7. Гукаленко, О. В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: Дис.  д-ра пед. наук: 13.00.01: Ростов н/Д, 2000- 404 c
  8. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование – М.: Народное образование, 1999. – 208 с.
  9. Л.В. Коломийченко «Программа социального развития» /Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание: Научно-методический журнал. - 2005. - N1. - С. 9-17
  10. Коротовских Л.Н. Детям об Озерске.- Озерск,2006г.-С.60
  11. Коротовских, Л. Уральские промыслы : нагляд. дидакт. пособие по изобр. деятельности для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Л. Коротовских, Л. Месеренко, Л. Москвина. – Челябинск, 2003. – 24
  12. Мой родной дом (Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников) / Т. Оверчук .– Москва : Мозаика-Синтез, 2004 . –136 с.
  13. «Наш дом – Южный Урал» под ред. Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова. –Магнитогорск: МаГу, 2003
  14. Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. - М., 1990.
  15. Родные сказки / Шорыгина Т. А., - М.,  Прометей, 2003- С.127
  16. Соколова О. А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — СПб.: КАРО, 2003. — 288 с, ил. — (Материалы для специалиста образовательного учреждения)
  17. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  « Сфера»,2005
  18.   Тихонова М.В., Смирнова Н.С.  Красна изба ...: Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом - Детство-Пресс,2004 – С.208
  19. Шорыгина, Т.А. Общительные сказки: социально-нравственное воспитание : учебное пособие / Т.А. Шорыгина – Москва : Книголюб, 2005. – 80 с. – (Развивающие сказки для детей)

Интернет-ресурсы:

  1. Цитаты и аффоризмы. Джон Локк

 http://citaty.info/man/dzhon-lokk 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ РОССИИ И ТАТАРСТАНА. (Поликультурно-белингвальное воспитание в детском саду.)

Формировать чувство причастности к культурному наследию России и Республики Татарстан (фольклору, народным промыслом, мифологии, праздникам и т.д.)....

Устное народное творчество как средство поликультурного воспитания в детском саду

В статье представлены основные этапы развития поликультурного  воспитания  дошкольников. На примере сравнительной характеристики сказок(русской и узбекской) ребята познают  внутренний м...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...