ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИГРУ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
статья
В статье рассматриваются приобщение старших дошкольников к традициям и культуре живущих в Чувашской республике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_i_roditeley_na_formirovanie_lichnosti_rebenka_cherez_igru.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИГРУ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Горзина Т. М.
МБДОУ «Детский сад № 130», г. Чебоксары, gorzinatm@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются приобщение старших дошкольников к традициям и культуре живущих в Чувашской республике.
Ключевые слова. Поликультурная среда, поликультурное образование.
Поликультурная среда – эта часть педагогической среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах. Поликультурное образование дошкольников начинается в прикосновения к истории своей семьи, так как корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлого края и страны.
ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу создания условий для развития детской инициативы в различных видах деятельности, возможности самостоятельного выбора способов деятельности в игре, познании, общении с другими детьми. Выстраивание модели образовательного процесса позволяет обеспечить целостность, комплексность в процессе решения задач поликультурного образования. В модели поликультурного образования отражены условия, принципы, содержание, технологии и способы оценивания результатов деятельности. Серьезное внимание уделяется способам организации культурных практик, где ребенок осваивает позицию субъекта деятельности: учится целеполаганию, имеет возможность проявить активность, взаимодействовать со сверстниками и предъявить продукт совместного творчества. Предъявление результатов совместной деятельности детей и взрослых успешно реализуется в формате событийности, который эмоционально сближает и формирует уклад жизни детского сада. Образовательная деятельность современной дошкольной образовательной организации должна учитывать специфику полиэтнического региона, ее культурное разнообразие.
2020 год – год празднования 100–летия Чувашской Автономной области. Это значимое событие не только для города Чебоксар, но и для Чувашской республики. Основное население Чебоксар это чуваши, остальные русские, татары и другие народности. Каждый год 24 июня мы отмечем день рождение Чувашской республики и по традиции, проводится праздник «Родники России», где все народности, проживающие в Чувашии, делятся своими традициями и исполняют свои песни.
В нашем детском саду много деток других национальностей. А чтобы каждому дошкольнику было комфортно необходимо учить детей уважительному отношению друг к другу. Все, что происходит в мире и в стране, где живет ребенок, тем или иным образом повлияет на его настроение, и будущее. Именно поэтому мы понимаем толерантность, не как безразличие и вседозволенность, а как воспитание самоуважения человека и уважения к другим людям.
Мы начали свою работу с родителей. Для определения условий семейного воспитания и атмосферы семьи, было проведено собрание - чаепитие. Нашей главной целью было научить взрослых и детей по-доброму относиться друг к другу, не вступать в конфликт, либо решать его мирным путем. Очень трудно бывает детям, практически неговорящих на русском языке, в силу того, что в семье общение происходит на родном языке. К такому ребенку дети относятся настороженно, нередки и насмешки в его адрес. Чтобы не допускать подобной ситуации, мы опираемся на культуру, традиции, обычаи того народа, представителем которого является вновь прибывший ребенок.
На собрание мы попросили родителей принести или нарядиться в национальные костюмы. Мы предоставили возможность мамам и папам с гордостью рассказать о корнях, традициях своей семьи, о самобытности и неповторимости нации, к которой они принадлежат. Естественным является знакомство детей с национальными праздниками, играми. Ярким примером дружбы, интернационализма, толерантности является яркий праздник, объединяющий всех в одно целое долгожданный праздник - Акатуй - начало земледельческий цикл празднеств чувашей.
Наша творческая группа из уст родителей познакомилась с национальными играми, обычаями, которые мы проводим на тематических праздниках досугах развлечениях с воспитанниками, и которые включаем в календарное планирование образовательного процесса.
Один из традиционных праздников русского народа, который мы отмечаем в детском саду «Проводы зимы». По традиции проходит на открытом воздухе. Наряжаются взрослые и дети. Проводятся песни-хороводы, игры-хороводы, конкурсы, соревнования, подвижные игры «Гори, гори ясно», «Бой петухов», «Бой на подушках», «Перетяни канат». Катание на санках, взятие снежной крепости. А еще сладкие угощения, кушаем блины и пьем чай.
Чувашские народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель и одно плановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Игра «Стрельба из лука» («Ухăран пемелле») доносит до нас отвагу, меткость, смелость чуваша-воина, охотника. Игра «В лошадку» («Лашалла»). «На пахоте» («Акара») рассказывают о том, что чуваши издавна занимались земледелием.
Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.
Янгер яу
Однажды ранней весной дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. За кличками они выражали хозяевам благопожелания и… требовали угощения! Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большущем котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. А после такого пиршества дети играли, обливались водой.
Киргизский Новый год Нооруз - один из самых любимых праздников страны. Праздник весеннего равноденствия или обновления природы, отмечается в день весеннего равноденствия (21 марта), и обычно сопровождается приготовлением традиционного блюда СУМЕЛЕК (каждая семья проращивают пшеницу 21 день). Варят в одном большом котле целой улицей всю ночь.
На основе проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
- необходимо продолжать работу по формированию личности ребенка в поликультурной среде, воспитанию толерантности при этом учитывать природу ребенка. Оказывать методическую помощь родителям по воспитанию толерантности.
Литература
- Артемьева Т. В., Михайлова С. Г. О литературном образовании в современных чувашских национальных дошкольных образовательных учреждениях // Культурогенезные функции образования : развитие инновационных моделей : сб.науч.ст. / под ред Т.Н.Семеновой. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед.ун-т, 2015. – С.35 – 37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад о работе творческой группы. Тема: "«Взаимодействие ДОУ и родителей на формирование личности ребенка через игру в поликультурной среде».
Вся работа творческих групп направлена на формирование этнокультурной компетентности детей, на умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты. Воспитание в поли...
Консультации для родителей. Нравственное воспитание личности ребенка через сказку.
Изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника, делает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчес...
Доклад в рамках проведения областного методического семинара «Формирование личности ребенка через художественное творчество. Опыт кружковой работы МОУ Прогимназии № 58»
В статье представлены материалы доклада на областном методическом семинаре ГБОУ ВПО АСОУ (в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа») «Формирование личност...
Формирование личности ребенка через игры с песком на улице у детей младшего возраста.
Использование песочной игротерапии гармонично дополняет традиционные формы работы с детьми. Зона песка привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью. Проводя самоанализ работы мы п...
Формирование личности ребенка через мир искусства.
Искусство является особой формой формирования личности ребенка, формой познания и воспитания....
Воспитание нравственных качеств личности ребенка через игру.
На сегодняшний день, проблемы связанные с нравственным воспитанием подрастающего поколения актуальна, в педагогике, в воспитании и в реаль...
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...