"Славься Мордовия"
материал (старшая группа)

Воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slavsya_mordoviya.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Славься Мордовия» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Приобщение детей к миру искусства народов Поволжья. Формирование у детей представления о дружбе и культуре мордовского и русского народа. Воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.

Ведущие входят в зал в мордовских костюмах.

Ведущий: Шумбратадо, инжеть!

Ведущая. Добрый день гости желанные и званные. Рада гостям, как добрым вестям. Всех привечаем, душевно встречаем. Так радушно всегда встречали гостей на Руси и в Мордовии.

Ведущий: Наш праздник мы посвящаем Мордовии и всем, кто живет на мордовской земле.

1.Солнце светит ласково в зените,

Отливают золотом поля.

И трудом и дружбой знаменита

На Руси Мордовия моя.

2.Есть край, цветущий на земле,

Где песня жаворонком льется,

Там речек синь, там ширь полей,

Тот край Мордовией зовется.

3. Здесь в Мордовии поля без края,
До небес богатые леса,
От весенних лучиков играя –
Зацвела Мордовская земля!

4. Кругом звенят капели,

Ручьи поют, шумят.

О солнечной Мордовии

Ребята петь хотят.

Ведущий: Мы в Мордовии живем

              По – мордовски мы поем.

Песня: Луганяса келунясь 

Луганяса келунясь

Луганяса келунясь

Точк ночк куман дерон келунясь

Вишке кума-кумандерон келунясь

Келуть алоц такорне

Келуть алоц такорне

Точк ночк куман дерон такорне

Вишке кума куман дерон такорне.

Ведущая. По мордовски не только поем

              И стих рассказываем.

Ребенок:  Кизонда, вирьняй

Пиже лопаняй

Пси мани шиня

Шида кяшиняй,

Яксян потмоват,

Шуфттнень ёткова,

А пингонь – пингонь

Ляйга – лоткова.

Кулхцондан эсот,

Кода тон увнат,

Тифтень лопаня

Модати прафнят.

Ведущая. Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине. К деревне, поселку, где человек родился и вырос. Как хорошо, что мы родились и живем в Мордовии! Она очень красивая, самобытная и многонациональная. В нашей республике дружно живут русские мордва, татары и представители многих других народов. Их многое объединяет, они рядом живут и трудятся. Но у каждого народа есть своя культура, песни, танцы, сказки. Они дошли до нас из глубокой старины. Без прошлого нет будущего, поэтому любой народ бережет свои традиции, обычаи, свой родной язык. Нам есть чем гордиться, что показать, о чем и о ком рассказать.

Ведущая. Дети, а знаете ли вы, как появился мордовский народ?

Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной. Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный.

5. А народ веселый и сильный,

Работящий и дружный народ,

И приветливый, и красивый,

Он в согласии и мире живет.

6. Здесь гостей хлебом – солью встречают,

На столе – стопка пачат – блинов,

Позой – брагой поят – угощают.

Да водой из святых родников.

7. Милая Родина, вместе с Мордовией

В жизни опора, любовь и судьба

Мокша и эрзя, русские братья

Мы, твои дети, славим тебя.

8. На просторах республики нашей

Вместе с русскими дружно живем

Вместе с ними и сеем и пашем

Вместе пляшем и песни поем.

Ведущая. Чтят у нас обычаи предков,

И традиции свято хранят.

А взгляните, как ярок и редок,

У мордовочек  наших наряд.

Танец «Мордовочка.» Сл. Ю. Азрапкина, муз Г. Сураева – Королева.

1. Я по городу иду, солнце улыбается.

И под рученьку веду первую красавицу

Мальчики. Правая рука поддерживает девочку за талию, левая рука находится на поясе.

Девочки. Положение рук в «замочек»

Припев:

Эх, мордовочка моя! Вьются волосы волной

М. - топнув, разводит руки в сторону, стоит.

Д. – продолжает проходку до следующего мальчика и возвращается к своему партнеру, руки – «солнышко».

Эх, мордовочка моя! Очарован я тобой!

М. - клубочек на притопе.

Д. – кружатся «лебедушкой».

2. Что же делает со мной дивная красавица?

М. – спиной отходят в центр круга, медленно кланяются.

Д. - «волны» на месте.

Становлюсь я как хмельной, если улыбается.

М. - возвращается к девочке, обходит ее и встает перед ней.

Д. - пальцы сжаты в кулачки, «Мордовочка ругается», притопывая ногой.

Припев. На заключительный аккорд музыки обнимаются.

(Сураева – Королева Н. В. Маленькие бубенчики)

Ведущий: Республика Мордовия богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. Мордовия прекрасна в любое время года: и осенью, и зимой, и летом.

Ведущий: Хранительница мордовских лесов – богиня Вирява. Она знает все травы и цветы, деревья и кусты, которые растут в лесах. Она знает, когда птицы выводят птенцов, чем кормят своих детенышей. А еще она знает, где живут медведь и лиса, а где – барсук и белки. Вирява охраняет лес, она здесь хозяйка.

Вирява: Шумбратадо!(Здравствуйте!)

Мы с вами живем на прекрасной планете,

Кого только нет на ней.

И любят планету все дети на свете

С множеством птиц и зверей!

Превращенья как чудо ждут сегодня вас,

А палочка волшебная поможет нам сейчас.

Хотите со мной в лесу очутиться,

В моих гостей лесных превратиться?

Вирява: Я приглашаю вас к Березке, одному из любимых деревьев мордвы. Березку славили в песнях, считали священным деревом.

Её лучиной избу освещали, А из печи всех жаром согревал . В её лапти всех обували. А в коробах и лукошках. Все сохраняли.

А на Семик-Троицу Девушки хоровод вели, венки плели,

В песнях её восхваляли, Красавицей называли.

Девочки (по очереди):

9. - Наряжу березку алой ленточкой,

Да переленточкой.

А еще шелковым платком,

Да лазоревым венком.

10. - Ой, береза, моя зелененькая,

Кудреватая, веселенькая.

Близ тебя, Березонька Трава шелковая.

11. - Под тобой, Березонька Вода ключевая.

На тебе, Березонька Соловьи поют.

12. - Вокруг тебя, Березонька,

Красны девушки хоровод ведут.

Хоровод «Родимая земля»

Вирява: Настало время поиграть, Ваши знания узнать!

Где лиса живет? (В норе)

Ну а белочка? (В дупле)

В старых пнях живут: (Ежи)

А где волки, подскажи? (В логове)

Кто все знает, молодец!

Где медведи, наконец? (В берлоге)

Ведущий: А вот и Ведява – у мордвы богиня и хранительница воды. Собираясь на рыбалку, готовили ей подарок. Ведява очень добрая и красивая богиня. Ей поклонялись молодые люди, полюбившие друг друга.

Ведява: Я не рыба и не птица Водяная я царица!

Вся радугой сияю, Всех красотой пленяю!

Я – Ведява водяная И волшебница такая.

Взмахну я вдруг рукой – И провожу друзей

В чудесный мир речной!

Ребенок: Люблю и Суру, и Алатырь, и Мокшу,

Здесь жили эрзяне, мокшане и шокша.

Родина, славных сынов ты взрастила,

В твоих родниках они черпали силу.

Хорошо бы пробежаться

Босиком в траве густой,

В Суру иль Мокшу окунуться в жаркий полдень с головой!

Ведява: А хотите поиграть в мордовскую народную игру «Лейне» (Ручеёк)

Мордовская народная игра «Лейне» (Ручеёк)

Ведущий. Наши дети и играть и петь горазды!

Ставьте ушки на макушки,

Споем мордовские частушки.

Ведущая.

Эй, девченки – хохотушки,

Запевайте – ка частушки.

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Все. Мы в Мордовии родились,

Мы в Мордовии живем,

Мы частушек много знаем.

И для вас сейчас споем.

1. Дорогие наши гости,

Здесь вам каждый очень рад.

И поэтому мы вместе,

Говорим гостям – «шумбрат».

2. Я надену бело платье,

Бусы ровно в три ряда,

Мама скажет – улыбнется,

«Вот мордовочка моя»

3. Мы Мордовские девчата,

Любим свой родимый край.

С каждым годом он все краше.

И цветет как вешний май.

4. Мы певцы и музыканты,

Выступать нам нравиться,

Мы народные таланты,

Наш край нами славится.

5. Посмотрите, как поем мы

От души стараемся

На мордовском празднике

Всем мы улыбаемся

Все. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Не мордовские девчата,

Кто бы пел частушки!

Звенит колокольчик.

Ведущий:Дети, слышите? Что это?

Дети: Колокольчик.

Ведущий: Верно! Пайгоня.

Ведущий: С колокольчиком мы поиграем.

Вас всех в круг приглашаем.

Проводиться мордовская народная игра «Пайгоня»

(Дети стоят в кругу, под музыку передаем колокольчик по кругу, у кого остается колокольчик, тот называет мордовское слово с переводом.)

Ведущий: Молодцы! Весело с колокольчиком поиграли!

В старину, да и сейчас мордва очень любили веселиться. На всех

праздниках не только поют мордовские песни, играют в народные игры, но и любят  угощать мордовскими блинами, которые делаются с добавлением пшена.

Я мордовскими блинами

Угощу честной народ

Пусть удача будет с вами

Счастье в дом ваш пусть придет.

(Угощает блинами) (Звучит музыка Н. Кошелевой «Сура пачат»)

Ведущий. Вот и закончился наш праздник.

Ведущий. До свиданья, гости званые, желанные.

Ведущие (вместе) Уледа, шумбрат! Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по представлению о человеке в истории и культуре "Слава русской стороне, слава русской старине"

Задачи: познакомить детей с понятием «былина», с героями былин-Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Вызватьинтерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу Росси...

Спортивный праздник «Славься, славься День Победы!»

                            Спортивный праздник – соревнования для детей старшего дошкольного возраста      ...

«Слава армии любимой! Слава армии родной!»

Праздник организован с участием родителей....

Развлечение "Мы в Мордовии родились, мы в Мордовии живём"

Развлечение "Мы в Мордовии родились, мы в Мордовии живём"...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе на тему: «Слава доброй старине, Слава Русской стороне».

Конспекткомплексного занятия в подготовительной группена тему: «Слава доброй старине, Слава Русской стороне»....

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: Народы, населяющие республику Мордовия» к проекту: «Мордовия – мой край родной» подготовительной к школе группы №5

Цель: Закрепление знаний детей о Мордовии; расширять знания детей о многонациональности нашей Республики; продолжать знакомить детей с культурой мордовского народа.Задачи:1) Закреплять знани...