Чувашская кукла-народная игрушка
материал
Восприятие эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного орнамента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_sots.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чувашская кукла - народная игрушка»
Содержание
План мастер - класса
• Организационный момент
• Изучение нового материала
• Практическая работа по изготовлению тряпичной куклы в чувашских народных традициях.
• Содержание мастер–класса
Актуальность данного мастер-класса обусловлена практической значимостью: это приобретение определённого опыта, способностей при изготовлении чувашской традиционной куклы.
Цель мастер-класса: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного орнамента, познакомить с изготовлением традиционной куклы, вовлечение педагогов в творческий процесс по изготовлению народной куклы.
Задачи: Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на восприятие народных игрушек (тряпичные куклы), разнящихся по этнографическим мотивам (русские, чувашские, татарские).
Поддерживать интерес к народной кукле как объекту окружающего мира. Формировать общее представление о народной тряпичной кукле, ее разнообразии и красоте. Вызвать эмоциональную отзывчивость на восприятие тряпичной куклы, желание любоваться ею, радоваться ее внешнему виду.
Развивать замысел и интерес к самостоятельному созданию выразительного образа кукол-девочек по мотивам чувашского народного искусства.
Воспитывать интерес и уважение к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным рукодельницам.
Ожидаемые результаты мастер - класса:
1. повышение креативности педагогов;
2. возможность применение педагогами данной технологии в своей практике.
Методическое оснащение мастер-класса:
Методы:
- интерактивный (словесный, наглядный, практический);
- исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа).
Приемы: объяснение; консультация; рассказ; беседа с показом практических действий; использование проектора и аудиозаписи, создание изделий декоративно-прикладного искусства.
Использование наглядности:
- образцы готовых работ, выполненные педагогом;
- материалы для практической работы.
Тип мастер – класса: изучение нового материала
Форма работы: групповая
Оборудование: сундучок, корзина, тряпичные куклы, схемы изготовления куклы на каждого человека.
Инструменты и приспособления:
- для головы -2 квадратика белого лоскута, размером 14*14см, 14*14 см,
-для повойника тесьма с чувашским орнаментом (для головы), размером 12*1,
- лоскут на платье клетчатой ткани, размером 35*15 см,
- клетчатый лоскут на рукава, размером 20*7 см,
- белый лоскут на фартук, размером 12*9 см,
-тонкая тесьма для пояса на фартук-30 см,
-светлая ткань на платок, по диагонали -15 см,
-тесьма с чувашским орнаментом на фартук -9 см
-нитка - обмоток,
- ножницы,
-клей момент,
-влажные салфетки.
Рабочее место должно быть хорошо освещено.
Этапы работы:
- Изготовление скрутки – головы куколки.
-Завязка повойника.
- Изготовление руки куколки.
-Завязка фартука куколки.
- Сборка платья.
-Приклеивание тесьмы с чувашским орнаментом на фартуке.
-Надевание платочка.
-Расширение платья.
Основные этапы мастер-класса:
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
3.Практическая часть
4. Заключительная часть.
Вводная часть
Вступительное слово:
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Тема нашего мастер-класса достаточно необычная: «Чувашская кукла - народная игрушка».
Сегодня мы узнаем о бабушкиных тряпичных куклах. Попробуем из небольшого лоскута ткани сделать объемную игрушку, а может для кого-то оберег. Но сначала я хотела бы Вам рассказать в двух словах, почему я, воспитатель детского сада, пришла к данной теме.
Педагогическая технология позволяет нам повысить качество предоставляемых услуг в детском саду, а так же позволяет удовлетворить высокие требования современных родителей. Современному воспитателю сегодня нужно работать в условиях новых требований. Работая с детьми, я по программе Л.Г. Васильевой «Этнохудожественное развитие детей 2-3 лет» заинтересовалась с куклами. В нашем дошкольном образовательном учреждении работа по данной теме позволяет сформировать в сознании детей традиционную культуру, воспитать детей в национальных традициях. Знакомясь с темой «Необычные тряпичные куклы - просто загляденье», увидев кукол, ощутив гордость за наше наследие, буквально «заболела» ими. Тем более, ФГОС ДО и народная кукла не противоречат друг другу, а наоборот народная кукла развивает мелкую моторику, выполняет познавательную функцию, уводит ребенка в мир добра и красоты - а это в наше время очень важно!
А сегодня, предлагаю доставить себе маленькую радость и попробовать сделать для себя тряпичную куклу чувашскую. Посмотрите, сколько у меня кукол!
Основная часть
Ход мастер – класса.
Понравились вам куклы?
У меня есть для вас сюрприз. В моем сундучке осталась вот такая куколка. (Показ своей тряпичной чувашской куклы.)
Практическая часть
Предлагаю сделать вам сегодня именно эту куколку.
У вас на столах имеются схемы, они вам помогут делать куколки самостоятельно. (Звучит мелодия чувашской народной песни «Илемле».)
Для этого нам понадобятся следующие материалы. Теперь за работу.
Пошаговый процесс выполнения работы.
-Взять лоскут белой ткани и сделать голову куколки.
-Выложить его в лоскут белой ткани.
-Сформировать голову и лицо.
-Обмотать ниткой 2-3 раза туго на уровне шеи.
-Обхватить голову повойником, тесьмой с чувашским орнаментом, обмотать на уровне шеи.
-Сделать ручки у куклы. Взять лоскут в клетку, сложить ткань в длину с двух сторон в середину. Сложить пополам.
-Обмотать ниткой ручки и фартук на уровне шеи.
-Приспособить лоскут для платья вокруг шеи, располагая разрез сзади.
-Обмотать платье ниткой на уровне шеи, нитку обрезать ножницами, завязать узлом.
-Вывернуть платье на лицевую сторону.
-Завязать фартук тесьмой на уровне пояса, приклеить на фартук снизу тесьму с чувашским орнаментом.
-Рукава отрезать по середине.
-Руки опустить вниз.
-Сложить край рукава 1 см внутрь, обмотать ниткой, оставляя с края 1 см.
- Надеть платочек на голову, делать складки с боков. Концы платочка завернуть назад, на спину кукле, завязать узлом.
-Расширить платье в ширину, поставить куколку.
Наша чувашская куколка на счастье готова.
Заключительная часть:
Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него волшебной.
Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем мастер-классе, помогут в решении творческих задач не только в играх - занятиях с детьми, но и в жизни.
Целью моего мастер – класса является: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного орнамента, что очень важно для социализации детей в обществе сверстников, приобщать их к культуре, к искусству. Если у меня это получилось, то задачу своего мастер – класса на сегодня, я считаю выполненной.
Благодарю за сотрудничество. Творческих успехов!
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ (ИНТЕРНЕТ) РЕСУРСЫ
Агапова И.А., Давыдова М.А. Игрушка своими руками. - М.: Рольф, 2001.-240 с.
Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. - М.: Ладога- 100, 2007.
Морозова Е. Кукла как образ человека // Детское воспитание. - 2009. - № 1.
Народная культура и традиции / авт.-сост^В.Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2014. - 166 с.
Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная кукла.Народная игрушка
Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и техно...
Кукла - народная игрушка
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красив...
Презентация для детей "Кукла-народная игрушка"
Данная презентация поможет познакомить дошкольников с традициями русского народного творчества – народной тряпичной игрушкой, историей ее создания, разновидностями....
"Кукла народная - самая модная"
Презентация на тему народных кукол...
Проект «Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы» Народная мастерская
Данный приоритет группы «Народная мастерская» эффективно содействует духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих с...
Кукла - народная игрушка
Традиционные куклы - это и история, и путешествия к истокам далёких предков.А это всегда освежает разум, смягчает сердцеи ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе №12 на тему: «Кукла – народная игрушка»
Актуальность проекта: Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью приучали детей к труду, куклы были необходимы, чтобы передавать накопленный трудовой опыт....