Проект "Преобразование предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО"
проект (средняя группа)
Цель проекта - создание развивающей предметно - пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного возраста в группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой».
Проект «Преобразованию предметно – пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО».
воспитатели: Желтова М.Ю.
Кабанова Е.С.
Г. Стрежевой 2018.
Проект «Преобразованию предметно – пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО.
Актуальность проекта.
Меняется мир - меняются и дети. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.
Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) так, чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Наша модель оформления группы базируется на двух простых идеях:
- детский сад - второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
- для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
Обоснование актуальности выбора темы и сформулированные противоречия позволили нам определить основную проблему проекта:
Актуальность проблемы
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в группе это правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Каждый компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда должна давать возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Развивающая предметно-пространственная среда группы не в полной мере реализует образовательный потенциал пространства группы и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.
Объект: предметно-пространственная среда группы
Предмет: процесс преобразования развивающей предметно-пространственной среды группы.
Рабочая гипотеза: если в группе создать предметно-развивающую среду, по художественно эстетическому направлению, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности, а также направленности на саморазвитие детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1. изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
3.создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
4.организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи
Практическая значимость.
Заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды группы детей дошкольного возраста в ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО (полифункциональна, трансформируема, содержательно-насыщенна, вариативна, доступна и безопасна), а также направлена на саморазвитие детей дошкольного возраста (где ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий).
Тип проекта: практико - ориентированный
Вид проекта: внутренний, групповой
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе
Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе ДОО
Продолжительность проекта: 01.06.2018г. - 30.05.2019г.
Нормативно-правовая основа, регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564.
3. Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистра 30384.
5. Письмо Минобрнауки от 17.11.2011 г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений».
6. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Общие показатели и критерии оценки реализации проекта
целевой индикатор | показатели | сроки |
Доля воспитанников с повышением активности, инициативности и любознательности | позитивная динамика | май 2019 |
Доля воспитанников вовлечённых в эмоционально насыщенные виды деятельности | позитивная динамика | май 2019 |
Доля воспитанников с развитыми обследовательскими умениями и поисковыми действиями | позитивная динамика | май 2019 |
Предметно-развивающая среда соответствует ФГОС: полифункциональна, трансформируема, содержательно-насыщенна, вариативна, доступна и безопасна | позитивная динамика участников конкурсов. выставок, соревнований, викторин | Октябрь 2018 май 2019 |
Доля материалов и оборудования для организации разнообразных видов детской деятельности в группе | Позитивная динамика | май 2019 |
Доля методических разработок, дидактических материалов, обеспечивающих развитие детей четвёртого года жизни. | позитивная динамика количества методических разработок, дидактических материалов. | октябрь 2018 май 2019 |
Доля воспитанников с повышенной игровой, познавательной, исследовательской и творческой активностью | Позитивная динамика | май 2019 |
Доля воспитанников экспериментирующих с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) | Позитивная динамика | май 2019 |
Доля воспитанников с повышением двигательной активностью, в том числе развитие крупной и мелкой моторики | Позитивная динамика | май 2019 |
Доля воспитанников чувствующих эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением | Позитивная динамика | май 2019 |
Диагностический инструментарий
Диагностика образовательной среды группы ДОУ с позиции реализации принципов построения развивающей среды
Задачи диагностики | Критерии оценки | Анализ результатов диагностики (+,-,?, дополнительные комментарии) |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу дистанции, позиции при взаимодействии | - наличие системы зон с различной степенью изоляции в пределах общего пространства; - наличие секций-отсеков, целесообразность расстановки мебели и оборудования; - наличие индивидуального места каждого ребенка; - соблюдение принципа общения «глаза в глаза»; | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу активности, самостоятельности творчества | - наличие игровой среды, возможность движения; - наличие разнокачественных пространств, стимулирующих физическую и творческую активность ребенка; - наличие интенсивно развивающей среды, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств; | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу стабильности-динамичности | - возможность менять окружающую среду; - возможность использовать оборудование в разных целях; Дополните перечень критериев самостоятельно: | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу комплексирования и гибкого зонирования | - среда является единым комплексом; - наличие функциональных помещений (физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории и т.д.); Дополните перечень критериев самостоятельно | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка | - наличие личного пространства ребенка, обеспечивающего ему комфортность; - обеспечение стабильности, безопасности, надежности каждого ребенка; Дополните перечень критериев самостоятельно: | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды | - среда пополняет и обогащает впечатления ребенка; - в оформлении среды представлены различные стили, культуры, жанры; - возможность дополнять и менять отдельные декоративные элементы зон; Дополните перечень критериев самостоятельно | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу открытости-закрытости | - наличие природных объектов в группе (открытость природе); - наличие интегративных связей с учреждениями социально-культурного назначения (открытость культуре); - наличие дополнительных образовательных услуг; Дополните перечень критериев самостоятельно: | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу учета половых и возрастных различий детей | - зонирование помещений для мальчиков и девочек; - осуществление дифференцированного подхода в формировании гигиенической культуры детей; Дополните перечень критериев самостоятельно: |
Сроки и этапы реализации проекта: (июнь 2018 – май 2019 г.г.)
Перспективный план работы по проекту.
№ | мероприятие | исполнители | оформление результатов |
1 этап – информационно – аналитическая деятельность (июнь2018г.) | |||
1 | Создать условия для обсуждения цели и задач проекта | воспитатели | План проекта Организация круглого стола |
2 | Изучить нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению. | воспитатели группы | группа |
3 | определить цели и задачи проекта | ТИГ | План проекта |
4 | Изучить нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. | воспитатели группы | Изучены |
5 | Изучить современные научные разработки в области РППС для детей дошкольного возраста. | воспитатели группы | Изучены |
6 | Проанализировать РППС группы. | ТИГ | Результаты анализа |
7 | Разработать проект организации группового пространства, отвечающего современным критериям | ТИГ | Схема планировки |
8 | Разработка плана реализации проекта. | ТИГ | план |
9 | Проанализировать материальную базу группы для усовершенствования РППС. | ТИГ | Учет баланса |
10 | Выявить особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования | воспитатели группы | перечень |
11 | Разработать циклограмму работы преобразований РППС | воспитатели группы | Циклограмма |
12 | Разработать программу действий по реализации проекта. | ТИГ | План программы действий |
2 этап организационная, организационно-методическая, техническая деятельность (июль – октябрь 2018 г.) | |||
№ | задачи | исполнители | оформление результатов |
1. | Организовать работу по преобразованию РППС | воспитатели группы | Работа по преобразованию РППС |
2. | Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами. | ТИГ | Размещение и наполнение. |
3. | Ознакомить родителей с содержанием развивающей предметно- пространственной среды программы «Детство» на основе ФГОС ДО». | воспитатели группы | Консультация |
4. | Организовать родительское собрание на тему: «Создание образовательной среды для дошкольников в домашних условиях». | воспитатели группы | Родительское собрание |
5. | Составить план - схему, модель, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон. | ТИГ | План- схема |
6. | Распределить обязанности между участниками реализации проекта. | ТИГ | распределение |
7. | Утвердить программы и планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по развитию предметно- пространственной среды. | Зам. зав | Программы, планы. |
8. 9. | Проанализировать результаты деятельности группы по реализации проекта. | воспитатели группы. | анализ |
3 этап - опытно – экспериментальная и учебно-методическая деятельность (октябрь 2018г - май 2019 г.) | |||
Внедрить модель предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации | воспитатели группы. | модель предметно-развивающей среды | |
Организовать методическое сопровождение внедрения модели предметно-развивающей среды в группе и основные принципы ее организации, | Зам. зав. по УВР | Методические рекомендации | |
Внести корректировку в планирование работы по проекту | Зам. зав. по УВР, воспитатели группы. | Откорректированный проект | |
Сбор, накопление материала | воспитатели группы. | Накопленный материал | |
Организовать пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований. | воспитатели группы. | Наполненная предметно-пространственная развивающая среда группы | |
4 этап - изучение результатов деятельности ( май 2019 г.) | |||
№ | задачи | исполнители | оформление результатов |
1. | Изучить соответствие РППС принципам построения РППС в соответствии ФГОС ДО | воспитатели группы. | Выписка, конспект |
2 | Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах реализации проекта. | Воспитатели группы. | Выступление на МО ДОУ |
3 | Изучить соответствие РППС принципам построения РППС в соответствии ФГОС ДО | Воспитатели группы | Выписка, конспект |
4 | Выявить уровень взаимодействия воспитателей с родителями по вопросу создания РППС | воспитатели группы. | анкетирование |
5 | Проанализировать результаты деятельности группы по реализации проекта. | Воспитатели группы | анализ |
6 | Ознакомить педагогический коллектив с рекомендациями по преобразованию РППС | Желтова М.Ю. | Выступление на педсовете |
Рекомендация по организации ПРС
- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Среда должна выполнять все функции образовательного процесса и работать на развитие ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми.
- Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка имея гибкое и вариативное использование пространства.
- Среда должна быть ориентирована на безопасность и возрастные особенности детей.
- Пространство группового помещения должно быть полифункциональным , а элементы декора легко сменяемыми в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Список используемой литературы:
- Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г
2. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
3. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей
предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007
- Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы
- построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
- Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
- Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы,
- рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
- Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
- Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС
Сообщение на педагогическом совете...
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....
«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС».
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...
Консультация для педагогов на тему: "Создание предметно-пространственной образовательной среды в группе в соответствии с ФГОС саНПиН".
Консультация для педагогов ДОУ...
Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС
Выступления на педагогическом совете...
Предметно - пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Создавая развивающую предметно-пространственную среду, необходимо учитывать возможность общения и совместн...