«Организация этнокультурного воспитания в условиях детского сада»
консультация
Этнокультурное воспитание на современном этапе, направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_etnokulturnogo_vospitaniya_v_usloviyah_detskogo_sada.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация этнокультурного воспитания в условиях детского сада»
Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности, без личности нет народа,
как исторической личности.
Т.К.Волков
Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения.
Гуманизация отечественного образования, поиск новых парадигм развития отечественной науки и практики создали благоприятные условия для осмысления прогрессивного опыта прошлого в области этнокультурного воспитания подрастающего поколения и его логического включения в современный образовательный процесс.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России.
Этнокультурное воспитание на современном этапе, направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения. Решению поставленных задач способствуют программы этнокультурного содержания.
Одним из направлений работы д/с является этнокультурное образование дошкольников.
Этнокультурное образование - это комплексный педагогически-содержательный организованный процесс, во время которого ребенок осваивает традиционную культуру народов.
Задачи:
- Способствовать расширению и углублению детской компетентности (круг знаний) о материальной и духовной культуре и истории народов (знания);
- Способствовать формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к этнокультурному наследию (чувства и эмоции);
- Способствовать развитию у дошкольников умения творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности (поведение, поступки).
Результатом этнокультуры является этнокультурное развитие дошкольников, оно включает в себя три направления:
- информационно-познавательное развитие дошкольников,
- эмоционально-ценностное развитие дошкольников;
- деятельностно-практическое развитие.
Содержание этнокультурного образования:
- история заселения края;
- коренное и пришлое население;
- народности в различных районах;
- история края в прежней и современной топонимии, т.е. в названиях;
- основные события в истории края;
- быт, нравы, традиции людей в различные периоды истории края;
- археологические памятники;
- компоненты духовной культуры (традиции, обычаи, фольклор, различные виды искусства, ремесла, промыслы и т.д.)
Этнокультурное образование может осуществляться с групп раннего возраста.
Формы:
- вводятся игровые народные персонажи;
- используются некоторые жанры фольклора (потешки, пестушки, нар.песенки, заклички, нар.сказки);
- вводятся некоторые виды народных традиций;
- календарные народные праздники;
- внесение атрибутов материальной культуры (имитация);
- уголок ряжения и любования.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с нар.традициями, обрядами, праздничными, трудовыми, календарными, семейными праздниками.
В старшем дошк.возрасте дети знакомятся с историческими знаниями, с родной природой, спецификой родного края.
В старшем дошкольном возрасте этнокультурное воспитание направлено на развитие этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность дошкольника – формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. От познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий – к убеждению, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми. К основным показателям этнокультурной компетентности дошкольников нами отнесены:
– наличие представлений об этнокультурной действительности. Формирование представлений идет в соответствии с общей логикой развития: от общего к частному через дифференциацию понятий. Ребенок способен сравнивать, обобщать, находить общее и специфическое в культуре разных народов. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о культурном многообразии народов, об их историческом прошлом, о геральдических символах, об особенностях (климатического, географического) проживания народов, о видах деятельности, об общности исторического и культурного прошлого (когнитивный компонент этнокультурной компетентности). Наличие представлений характеризует сформированность элементов национального самосознания старших дошкольников;
– развивающийся интерес к познанию мира этнокультур своего и других народов, эмоционально-положительное отношение к людям разных этнических групп, к результатам их деятельности в сфере быта, труда, культуры;
– развитие социальных способностей и навыков поведения. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, участвует в совместных мероприятиях, общается с людьми разных национальностей, успешно использует полученные сведения о культурно-духовных, национальных ценностях, творчески проявляет себя, принимает различные (позитивные),формы самовыражения, умеет конструктивно разрешать конфликты.
Современный взгляд на развитие ребенка в воспитательном пространстве народных праздников позволяет решать задачи физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания. Похожие климатические условия проживания, традиционная трудовая деятельность, интегративные процессы проецируют схожие элементы в структуру и содержание народных праздников разных народов.
В связи с этим, при выборе народных праздников для проведения целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста по приобщению к этнокультуре нами учитывался ряд положений:
– гармонизация фольклорного материала разных этнокультур;
– принцип сезонности;
– ориентир на единую тему, идею, что осуществляет гармонию национальных (специфических) и общечеловеческих элементов культуры.
Народные танцы как элемент народной культуры – важное средство этнокультурного воспитания детей. Народный танец – способ выражения символичности взглядов народа посредством движений и жестов. Образцы народной хореографии восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность.
Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они обеспечивают процесс простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур. Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, на развитие этнокультурной компетентности дошкольников.
Таким образом, этнокультурное воспитание детей связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:
– введением в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия;
– использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности;
– применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий и т. д.);
– внедрением методов, в большей степени развивающих активность личности, те социальные качества, которые требуются в новых реалиях.
Этнокультурное воспитание используются в:
1. Циклы интегрированных занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную художественно-изобразительную, музыкальную, игровую на основе единого содержания. В соответствии с темой занятия я определяю доминирующий вид деятельности: одном случае это может быть конструктивная деятельность, в другом – музыкальная, в третьем – познавательная.
Например, на занятии по развитию речи по теме «Праздники народов мира» дети узнают, какие праздники есть у разных народов и как они их отмечают. На занятии по рисованию и конструированию изготавливают и украшают праздничные атрибуты. На музыкальном – разучивают песенки и хороводные игры. На физкультурных занятиях, знакомятся с подвижными играми разных народов, и как результат все включается в развлечение с детьми.
2. Познавательные, этические, эвристические беседы проводятся на занятиях и в свободное время, например, во время утреннего приема детей или прогулок, строю на основе:
знаний детей о жизнедеятельности в семье, т.к. каждая семья имеет свой национальный уклад жизни;
наблюдений, в ходе экскурсий и досугов, которые помогают приобрести знания в области культуры разных народов и межнационального общения.
4. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой, дают детям колоссальный эмоциональный заряд и обостряют наблюдательность, восприятие, обогащают чувственный опыт, а следовательно, формируют неподдельный интерес к этнокультурным явлениям. Ежегодно с детьми проводим: у русского народа: Рождество, Масленица, Пасха; у хакасского: Тун Пайрам и Чыл Пазы и др.
5. Фольклорные концерты и театрализованные представления организуются с участием педагогов, детей и их родителей представляют возможность окунуться в другую этнокультуру, побыть в образе представителя другой национальности. Концерты, в которых песни, танцы, игра на музыкальных инструментах могут быть посвящены одной теме (например, празднованию календарных праздников), а могут быть сборными (проводятся в конце учебного года как итоговые). В свою очередь сценарии театрализованных представлений строятся по мотивам народных сказок или авторских рассказов, отражающих этнокультурную специфику. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т.п.).
6. Целевые прогулки, экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края посещаем: библиотеки, музей. Задачи данного вида деятельности – активизировать имеющиеся знания, обогатить опыт, помочь ребенку приобрести объективные представления и знания об этнических общностях и их культуре вне занятий.
На прогулках предлагается детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждение поговорке, заостряю внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих Хакасии и географической широте. Это позволит детям получить живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания краеведческого характера.
Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных сред, об особенностях уклада жизни, культуры иных народов.
Наш детский сад – многонационален, каждый ребенок, является представителем своего мира, традиций, культуры. Сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к другим людям, приобщить к культурным ценностям, как своего, так и других народов – одна из задач нашего коллектива. Одна из доминирующих целей деятельности образовательного учреждения связана с обновлением содержания работы с детьми и родителями на основе социокультурных ценностей и идеалов разных народов. Реализация данной цели осуществляется по разным направлениям.
При знакомстве детей с национальным наследием огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам. Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности. Подражая близким, любимым людям, следуя их жизненным урокам, ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающим миром. Важно, чтобы смысл традиций был понятен всем членам семьи: взрослые и дети должны чувствовать «объединяющую силу» семейных традиций.
Освоение культурных традиций родного края в детском саду — это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно — развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей разных народов; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения.
Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.
Воспитатель: Пальшина О. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание в условиях детского сада
Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности....
" Гендерное воспитание в условиях детского сада"
" Гендерное воспитание в условиях детского сада"...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
Организация адаптационного периода к условиям детского сада
Материал может быть использован воспитателями в процессе прохождения детьми адаптационного периода....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Предметно-развивающая среда-система материальных объектов деятельности ребенка функционально моделирующая содержание его духовного и...
Организация наглядных методов в условиях детского сада.
Тематика наблюдений за природой разнообразна: описание растений и животных, рост и развитие растений и животных, передвижение и поведение животных, сезонные явления в природе, воздействие человека на ...
Организация театрализованной деятельности в условиях детского сада посредством создания проекта "Сказка из чемодана"
Создание проекта "Сказка из чемодана"...