Консультация для педагогов "Взгляни на глобус"
консультация (подготовительная группа)
Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это — опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это — то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это — кладезь на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_vzglyani_a_globus.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Взгляни на глобус: Вот он — шар земной,
На нем Башкирия с березовый листок величиной.
Всего лишь на всего не больше обыкновенного листка,
Береза же — великая Россия — так зелена, так высока
МУСТАЙ КАРИМ
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это — опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это — то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это — кладезь на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Наша республика сегодня является уникальным регионом, по многообразию представленных в ней этносов, культур, языков. Каждый из нас называет Башкортостан своей Родиной, Но этого мало. Свою республику надо ещё уметь любить от всей души. А это значит, что какой бы национальности мы не были, мы должны знать историю, культуру своей Родины, своего народа.
Изучение, знание культуры и истории облагораживает человека, обогащает духовно.
В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо, родного края, беречь и умножать его богатство.
По мнению Л.С.Выготского, мы должны познакомить детей с историей и культурой Родины, привить замечательные духовные качества, которыми всегда по праву гордился многонациональный народ. Через приобщение к сокровищам родной культуры наши маленькие воспитанники «дорастут», «поднимутся» до поисковых, вершинных достижений культуры мировой, прогрессивной, культуры Человечества.
Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды — местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем, является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу.
Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.
Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом.
Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка — это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические ведения краеведческого содержания и многое другое.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении , вызвать интерес к жизни наших земляков, дать элементарное представление об истории родного города;
дать представления о размерах нашей республики и её природных богатствах; вызвать интерес к жизни родного края;
познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
познакомить с бытом и традициями башкирского народа, народными праздниками.
Целью нашей работы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей дошкольного возраста интереса и духовно-ценностного отношения к родному городу, краю, стране.
Началом нашей работы по краеведению стала беседа 1-го сентября на тему: "Моя малая Родина".
Огромное внимание в течение года отводили знакомству детей с национальной символикой, картой Башкортостана, ее ресурсами, богатствами и достижениями родного края, ее достопримечательностями. Рассматривали и сравнивали современную и старинную башкирскую национальную одежду. Описывали куклу в башкирской национальной одежде/
На протяжении года ребята узнали имена знаменитых башкирских художников, впервые увидели их работы, учились рассматривать картины и оценивать. Узнали многое о жизни и творчестве великих башкирских художников. Во время НОД по развитию художественного творчества знакомились с башкирским орнаментом, украшая им рисунки- фартуки, ковры, полотенца, одежду. Учились применять башкирский орнамент и в аппликации, лепке.
Интересно и очень познавательно прошла беседа о космосе, где ребята познакомились с космонавтами. Приятно были удивлены дети, когда узнали, что Урал Султанов летчик - испытатель является нашим односельчаном.
В течение года ребята окунулись в творчество башкирских поэтов и писателей. У детей появились любимые башкирские произведения и их писатели. На конкурсе чтецов стихотворений башкирских поэтов наши ребята Аюпова Эндже и Рустямова Лия оказались самыми лучшими.
Важное место в воспитании подрастающего поколения принадлежит фольклору, устно-поэтическим традициям родного края, которые мы используем в своей работе с воспитанниками.
В народно - поэтическом творчестве всех этносов почетное место занимают сказки. Они отражают исторические судьбы, народную жизнь, народное сознание и играют большую познавательную, воспитательную и развлекательную роль.
В сказках о животных раскрывается социальное неравенство и социальное наказание (например, «Медведь и лиса»). Проблема добра и зла, проблема вины и наказания, проблема любви, семьи, смелости и трусости — проблемы, которые решаются в волшебных сказках, могут стать важными жизненными ориентирами для подрастающего поколения.
Исходя из этого, в работе мы часто используем чтение народных сказок, легенд детям. После чтения, как итог, проводим с ними беседы, обсуждения, дискуссии. Побуждаем воспитанников к тому, чтобы они самостоятельно делали выводы, учились рассуждать, высказывать свое личное мнение.
В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки — это живая история народа, В них получили закрепление исторические оценки явлений и событий, взаимоотношения людей.
А также духовные ценности, которые являются общими для всех народов. Это служение на благо Родины, доблесть, честность, доброта, трудолюбие и т. д.
Чтению поговорок, пословиц, а также их заучиванию, загадкам уделяем в работе с детьми немаловажную роль.
Велика роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения народных традиций и обычаев. У каждого народа их множество. Они связаны с образом жизни того или иного народа. Большая часть всех этих обрядов — это модели поведения человека в определенных условиях.
Таким образом, в нашем дошкольном учреждении ежегодно проводятся народные праздники, такие как «День рождение республики», «День матери», "Шежере - байрам" детский «Сабантуй», «Грачиная каша», в которых принимают участие и воспитанники, и педагоги, и родители.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют мини-музеи. В нашем детском саду существует мини-музей «Башкортостан-земля моя!». А также в группе, в течение года, активно пополнялся уже существующий уголок краеведения, где родители приняли огромное участие в изготовлении различных атрибутов, с удовольствием пополняли уголок различными экспонатами: башкирскими блюдами, изготовленными из соленого теста, башкирскими сувенирами, изделиями (посуды, одежды, и т.д.) расписанными башкирским орнаментом , памятными книгами и красочно иллюстрированными журналами предприятий города.
Экскурсии, проводимые в нашем мини-музее, имеют многоцелевой характер, предусматривающий решение многих задач образования, воспитания и развития личности.
Мы согласны с Я.А.Коменским, который одним из самых больших мест в нравственном воспитании детей отводит семье, роли матери и отца.
Поэтому неотъемлемой частью в нашей работе отводим сотрудничеству с родителями. Считаем одной из важных задач сотрудничества с родителями — повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем. Главное, на что обращаем внимание — вовлечь родителей в воспитательно — образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.
Для организации сотрудничества используем разнообразные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Как говорилось выше, родители принимают участие в организации мини-музеев, проводим совместные детско-родительские собрания, развлечения, круглые столы, беседы, выпуск газет: «Была война. Была Победа!», «Внимание улица!», «Шежере- байрам», «День смеха», "По сказкам А.С.Пушкина" «Мамочка моя ! » и т. д., выставки: «Умелые руки мамочки», «Осенний калейдоскоп», «Мастерская Деда Мороза», «Была война! Была Победа!; «Умелые руки не знают скуки», конкурсы семейных рисунков, также родители принимают участие в озеленении и оформлении участков детского сада.
Культура народной духовной памяти развивается в ребенке при общении со старшим поколением. Необходимо оживить поэтическое наследие, которое находится в памяти бабушек и дедушек, и превратить его в подлинное духовное достояние подрастающего поколения.
Для достижения этой цели проводим встречи «Танцы народов мира», где ребята знакомятся с танцами различных национальностей, игрой на национальных инструментах, башкирскими национальными играми, и даже поют вместе с артистами песни. А также, организуем в детском саду встречи с башкирскими артистами театров г. Уфы, и показываем детские спектакли. Рассматривали иллюстрации заслуженного ансамбля Р. Башкортостан .
Традиционными в нашей работе стали экскурсии с детьми. В этом году мы побывали в музее боевой и трудовой славы Уфимского района, расположенного в нашем селе Михайловка; сельской библиотеке; в школе. Осуществляли экскурсии к памятникам и достопримечательным местам родного села. Побывали на Судоремонтном заводе в Затоне (Ленинского района) и в Речном училище.
Совершали целевые экскурсии-прогулки в природу. За несколько дней до экскурсии с детьми проводится небольшая беседа, с тем, чтобы вызвать интерес к предстоящей экскурсии, оживить впечатления и представления, которые могут произойти в ходе экскурсии, сообщается её цель — дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят.
Исследования ученых, выполненных в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей.
Ознакомление дошкольников с окружающим — первые шаги в познании родного края, родной природы, в развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине.
Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательные, воспитательные задачи, а также экологическое, нравственно-патриотическое воспитание.
Не маловажную роль отводим игровой деятельности: с-р игры, а также подвижные, н-п, д/и и словесные игры.
В дальнейшем, мы будем продолжать работу по краеведению. Стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее. Приобщать их к истинным ценностям; направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра; воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение — одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональный, интерактивный макет - «Глобус»
Многофункциональный, интерактивный макет - «Глобус» был создан мной с целью: развивать интерес детей к изучению окружающего мира, сформировать реалистические представления о пр...
План-конспект НОД (познание,старшая группа) Тема: «Глобус и карта»
Развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни....
декоративное творчество из бумаги " Глобус"
Изысканное искусство – создание декоративных композиций – в принципе доступно каждому, кто имеет вкус, фантазию и хорошие руки. Но, как и во многом другом, здесь важно желание....
Конспект занятия "Глобус - уменьшенная модель Земли"
Конмпек занятия "Глобус - уменьшенная модель Земли"Цель: Подвести детей к пониманию того, что глобус является уменьшенной моделью Земли. Формировать у детей осознанное отношение к экосистеме....
Консультация "Развитие географических представлений старших дошкольников на основе карт и глобуса"
Консультация для родителей...
Физкультурный досуг для детей подготовительной группы "Волшебный глобус"
Сценарий физкультурного досуга с подробным описанием игр и эстафет....
Конспект НООД "Знакомство с глобусом - моделью Земли, картой мира"
Знакомство с глобусом - моделью Земли, картой мира...