Исследовательский проект "Я расскажу вам о войне, на нашей малой Родине"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
«Я расскажу вам о войне, на нашей
малой Родине»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила и реализовала воспитатель:
Калиничева В. А.
Введение
Я из того поколения, когда о войне узнают из рассказов…
Наша Починковская земля страдала, потеряла всё, что создавала , так много лет до этого страшного дня… На 1 июня 1941 года в Починковском районе было 300 благоустроенных населенных пунктов. Значительно расширилась и окрепла сеть культурных очагов. Работало уже 28 изб-читален, 2 колхозных стационарных кинотеатра, 8 кинопередвижек. Больных принимали в 4 больницах, 10 амбулаториях, 4 роддомах. Работало 6 постоянно действующих яслей. В 81 общеобразовательной школе училось 16 тысяч учащихся. 14 и 15 июня 1941 года в Починке прошли тактические учения по противовоздушной обороне и борьбе с условным воздушным десантом. В учениях приняли участие, как горожане, так и труженики близлежащих колхозов. А на рассвете воскресного дня – 22 июня гитлеровская Германия напала на Советский Союз. В первые дни войны в Починковском районе, на полевом аэродроме Боровское, базировался 207-й полк дальнебомбардировочной авиации. Здесь служил легендарный летчик Н.Ф. Гастелло. Отсюда его экипаж и ушел в бессмертие. У въезда в Починок в 1983 году был открыт мемориальный знак, посвященный подвигу экипажа Гастелло. Мужчины ушли на фронт, женщины и подростки возводили оборонительные сооружения. В окрестностях Починка, у деревень Прудки, Лучеса, у других населенных пунктов района рыли противотанковые рвы и траншеи. В колхозах шла обычная повседневная работа. Только взвалили её на свои плечи женщины, старики, подростки – заготавливали корма для общественного животноводства, готовились к жатве хлебов. 14 июля гитлеровцы подошли к Смоленску, а на следующий день начался артобстрел Починка. В результате перестали работать телефонная и телеграфная связь. Возникли пожары. 17 июля фашисты ворвались в Починок. Оккупация района продолжалась 795 дней. На издевательства, расстрелы, зверства гитлеровцев починковцы отвечали вооружённой борьбой. Росли отряды народных мстителей. Особенно широко это движение развернулось в 1942 году. В районе действовали партизанский отряд «За Родину», который в мае соединился с полком имени Сергея Лазо, партизанский отряд имени Суворова и другие. Трагическим стал для починковцев август 1942 года. Все еврейское население города гитлеровцы согнали в одно место и расстреляли. Там сейчас находится братская могила. Много горя принесли фашисты жителям родных мест Александра Трифоновича Твардовского. 13 апреля 1942 года отряд карателей ворвался в деревню Сельцо. Всех жителей, 68 человек, расстреляли, а дома сожгли. 7 августа 1943 года началась Смоленская операция, в ходе которой была освобождена Смоленская область от немецко-фашистских захватчиков. В седьмом томе «Истории второй мировой войны 1939-1945гг.» о Смоленске и Починке говорится так: «Ставка Верховного Главнокомандования 20 сентября… потребовала от командования Западного фронта 26-27 сентября освободить Смоленск, Починок, Рославль…». Войсками Западного фронта командовал В.Д.Соколовский. 23 сентября 1943 года Починок был освобожден войсками 33-й армии Западного фронта, под командованием генерала В.Н.Гордова. Над зданием райфо (ул.Октябрьская, д.8) был поднят победный флаг. Комендантом города назначен старший лейтенант Чардаклиев. За годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. на фронтах погибло более 10 тысяч починковцев. При освобождении района погибло 4 тысячи советских воинов. В период Великой Отечественной войны тысячи уроженцев района воевали в рядах Красной Армии и в партизанских отрядах против немецко-фашистских захватчиков. 15 уроженцев района удостоены звания Героя Советского Союза, 3 - полные кавалеры орденов Славы. Лётчик В.Д. Лавриненков – дважды Герой Советского Союза.
Актуальность: 9 мая 2020 года исполняется знаменательная дата 75- летие Победы в Великой Отечественной войне. - «А что это за праздник? А почему нужно приносить цветы? А зачем идти к огню на аллеи, когда можно посмотреть по телевизору парад? » - спрашивают меня мои воспитанники… Я не понимала, что происходит ведь по моим утверждениям о таком великом празднике должны знать все, ну или почти все. В современном обществе происходит разрушение традиционных уставов семьи в результате кризиса в духовно-нравственной сфере. У молодых семей жизнь быстротечна и безумно изменчива ,особенно сейчас, когда каждый день приносит людям массу новой и порой, ненужной информации. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.
Всё пролетает мимо нас совсем незаметно, не оставляя ни малейшего следа, но, есть нечто, что невозможно стереть, забыть, убить в душе - это память! Так как дошкольная пора самая благодатная для принятия информации, а проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания. Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая страна. Что наша малая Родина Починковская земля с героическим прошлым . Проведя диагностирование детей, посещающих подготовительную к школе группу, я поняла, что дети не имеют достаточной информации о ВОВ, о своей малой Родине в годы ВОВ. Мне также захотелось узнать , что знают родители этих детей о нашей малой Родине городе Починок и его окрестностях в годы ВОВ . Провела анкетирование родителей и выяснила, что даже взрослые не владеют достаточными знаниями, не уделяют должного внимания данной проблеме. Я решила, что нужно разработать и реализовать с детьми подготовительной к школе исследовательский проект «Я расскажу вам о войне, на нашей малой Родине». и взять родителей воспитанников себе в помощники.
Проблема: воспитанники плохо понимают, что это за праздник день Победы. Не испытывают чувства гордости за свою малую Родину. Они считают, что чем куда-то идти лучше посмотреть по телевизору «праздник 9 мая» (так дети называют день Победы ).
Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.
Цель: формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне; о людях, одержавших победу на фронте и в тылу; воспитание патриотизма и чувства гордости за свою малую и большую Родину.
Задачи: сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне; -расширить знания о малой Родине Починок в годы ВОВ; -воспитывать гордость и уважение к великой стране России, через малую Родину; - формировать чувство гордости за наш народ.
Тип проекта: социальный, исследовательский, творческий.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители.
Социальные партнёры: Районный историко - краеведческий музей города Починка, директор М.Ю. Лунёва. Районный культурно- досуговый центр, директор Т.А. Волчкова. Централизованнная библиотечная система детская библиотека, директор . Б. Шашкова. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, настоятель Николай Бондарь.
Сроки проведения: проект краткосрочный, 1 неделя.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта: подбор методической и художественной литературы; подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии); подбор музыкальных композиций; выставка книг, рисунков; выставка совместных творческих работ детей и родителей.
Ожидаемые результаты : в ходе реализации проекта у детей будут сформированы начальные представления о ВОВ на малой Родине Починок и не только; у детей сформируется чувство гордости к своей малой и большой Родине; дети поймут, что народ нашей страны могуч и велик. А также воспитанники будут знать, что День Победы это великий праздник русского народа.
Этапы реализации проекта: Подготовительный этап: - диагностирование воспитанников по теме; - анкетирование родителей по теме; - изучение методической литературы; - составление перспективного плана для воспитанников подготовительной к школе группы и взаимодействия с их родителями; - обогащения развивающей среды группы.
Основной этап:
- беседы с детьми; - сюжетно -ролевые игры; - чтение художественной литературы;
- дидактические игры; - экскурсии; - продуктивная деятельность; - выставки;
- мастер – класс.
- участие в параде Победы и акции «Бессмертный полк»
Заключительный этап:
-Диагностирование детей по теме;
- Анкетирование родителей по теме;
Итоги реализации проекта, оформили в виде презентации: «Моя малая Родина, её великое прошлое и светлое будущее»
Перспективный план
Дата | Тема | Формы и методы изучения темы | Взаимодействие с родителями | Ответственный |
06.05. 2019г. | 1.Диагностика | Диагностирование детей по теме. | Анкетирование родителей по теме. |
Воспитатель |
2. Выставка книг | Оформление выставки: книги о ВОВ и о | Оказание помощи в художественном оформлении выставки книг для детей. | Воспитатель | |
3.Выставка иллюстраций. | Рассматривание иллюстраций о ВОВ и о достопримечательностях нашего города.. | Оказание помощи в художественном оформлении выставки иллюстраций и альбомов для детей. | Воспитатель | |
4.Организационно образовательная деятельность: «Прошлое Починковской земли».
| Рассказ об историческом прошлом Починковской земли. | Совместное изготовление фотоальбома «Особенные места нашего города» | Воспитатель | |
5. Экскурсия в Починковский историко - краеведческий музей. | Рассказ о прошлом нашего города и его окрестностях. Зал «Истории» и зал «Боевой Славы». | Посещение музея вместе с детьми | Воспитатель, директор музея. | |
6. Музыкальные композиции в годы ВОВ | Прослушивание музыкальных произведений: «Катюша», «День Победы». | Воспитатель, музыкальный руководитель. | ||
7. Чтение художественной литературы | Е. Благина «Шинель» | Воспитатель. | ||
07.05. 2019г. | 1.ООД «Наш край в годы Великой Отечественной войны» | Рассказ об историческом прошлом Починковской земли в годы ВОВ. |
Соместное изготовление фотоальбома «По страницам памяти». |
Воспитатель, родители. |
2. Эксурсия на территорию храма Благовещения Пресвятой Богородицы. | Посещение братской могилы неизвестным солдатам сражавшимся в годы ВОВ. Литературная зарисовка (чтение стихов). | Совместное посещение детей и родителей. | Воспитатель, настоятель храма Благовещение Пресвятой Богородицы. | |
3.Экскурсия в детскую библиотеку | Знакомство с экспозицией «Фронтовая библиотека». | Сопровождение и совместное посещение библиотеки. | Воспитатель, детская библиотека. | |
4.Чтение художественной литературы
| Произведения Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой». | Воспитатель. | ||
5. Мастер - класс Оригами "Письмо солдату» | Продуктивная деятельность изготовление треугольника (полевая почта) | Совместное изготовление родителей и детей | Воспитатель. | |
08.05. 2019г. | 1.Проведение ООД «Этот день мы приближали, как могли…»
Рисование на тему : «Салют, ПОБЕДА!» | Рассказать детям о праздновании дня Победы. Показать отрывок из документального фильма «Парад Победы в городе Москве»
Продуктивная деятельность.
| Оформлена выставка для родителей рисунков «Салют, ПОБЕДА!». | Воспитатель. |
2.Рисунок на асфальте: «Спасибо, вам за мир!». | Участие в городском конкурсе . На площади города. | Оказать помощь детям затруднившимся в выборе темы рисования. | Воспитатель, районный культурно-досуговый центр. | |
3.Экскурсия к вечному огню и «Аллеи героев» . | Объяснить воспитанникам, для чего горит огонь и почему его называют вечным. Возложение цветов. | Сопровождение и совместное посещение. | Воспитатель, родители. | |
4.Чтение художественной литературы. | Главы из книги С. Баруздина «Шёл по улице солдат». | Воспитатель. | ||
09.05. 2019г. | 1.Праздник «День Победы»
Акция «Бессмертный полк» | Участие в Параде Победы. Участие в акции «Бессмертный полк» . | Участие в праздничных мероприятиях посвящённых Дню Победы совместно с детьми. Изготовление штендеров. | Воспитатель, родители. |
2.Посещение районного культурно-досугового центра | Плосковским народным театром Починковского района под руководством Николая Кышева представлен отрывок из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» | Посещение совместно с детьми. | Воспитатель, родители, районный культурно-досуговый центр . | |
13.05. 2019г. | 1.Развлечение «И в бою, я смогу».
| Физкультурно-литературное развлечение. | Вовлечение и участие родителей в совместном развлечении.
| Воспитатель, музыкальный руководитель. |
2. Выставка «Салют, ПОБЕДА!» | Выставка детских рисунков на базе историко-краеведческого музея г. Починка. | Оказание помощи в организации и оформлении выставки . | Воспитатель. | |
3.Диагностика. | Узнать уровень обогащения. | Анкетирование. | Воспитатель. | |
4.Презентация «Моя малая Родина, её великое прошлое и светлое будущее».
| Подвели итоги реализации проекта, оформили в виде презентации. | Предоставление родителями фото и видео материалов за неделю проектной деятельности. | Воспитатель. |
Заключение
После повторного диагностирования детей подготовительной к школе группы и анкетирования родителей воспитанников в конце исследовательского проекта, можно сделать вывод, что за такой короткий срок воспитанники узнали больше, чем ожидали, родители пополнили свой багаж новыми знаниями. И это всё благодаря исследованию своими силами. А также неизмеримую помощь нам оказали социальные партнёры: Районный историко - краеведческий музей города Починка, директор М.Ю. Лунёва. Районный культурно- досуговый центр, директор Т.А. Волчкова. Централизованнная библиотечная система детская библиотека, директор В. Б. Шашкова. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, настоятель Николай Бондарь.
Я считаю, что работу в этом направлении нужно и важно продолжать, создавая исследовательские проекты долгосрочными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы.
Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы. ...
Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина»
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...
Творческо – исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания «Моя малая родина…» для детей подготовительной группы
Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым....
Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне! Краткосрочный дистанционный проект "Расскажем детям о войне"
Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне!Тема: «МЫ ПРАВНУКИ СЛАВНОЙ ПОБЕДЫ» для детей старших и подготовительных групп.Цели:1.Формировать чувство ист...
Сценарий исследовательской конференции для дошкольников «Маленькие исследователи»."Плесецкий район наша малая родина"
Создание условий для развития интеллектуально - творческого потенциала детей дошкольного возраста....
проект "Расскажем детям о войне, расскажем детям о Победе"
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не ис...
Познавательно-исследовательский проект в разновозрастной старшей группе. Тема «Моя малая Родина»
Познавательно-исследовательский проект в разновозрастной старшей группе.Тема «Моя малая Родина» Название «Арт-объекты моего города Учалы»...