"Мотивы родной земли"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект праздника для старшего дошкольного возраста. Ссоздан в преддверии юбилейной даты Боханского района. Содержит региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект праздника19.02 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

ТЕМА: «МОТИВЫ РОДНОЙ ЗЕМЛИ»

АВТОР: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ШАСТИНА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА

Пояснительная записка.

В 2017 году Боханский район отмечает юбилейную дату-95 лет. Боханская земля имеет славную историю и богатые традиции. На её территории живут буряты, русские, татары, украинцы, поляки, белоруссы. Каждая национальность вносит свой колорит в жизнь народа, обогащает культуру своими неповторимыми традициями. На создание разработки повлияло моё желание поближе познакомить воспитанников с музыкальным творчеством композиторов Бурятии и богатым звучанием народных музыкальных инструментов. Мною был изучен следующий материал:

Методическое пособие «Народные праздники в детском саду» авторы М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова.

«Праздник каждый день» авторы-составители Н.В. Корчаловская, Г.Д.Посевина.

Программа « Музыкальная народная культура» Д.А, Рытова.

Сборники: «На земле Гэсэра» автора  Ларисы Босхоловой, «Степные родники»поэтов-школьников Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, брошюра «Бохан: из прошлого в настоящее» авторов Н.Александрова, Б. Харандаева, Т. Яцковой, издание «Живи и процветай, мой край родной!» к юбилею Боханского района. С целью подбора репертуара консультировалась с педагогом дополнительного образования по бурятскому языку А.Х. Бальхаевой, преподавателем отделения народных инструментов детской школы искусств Г.Ф. Гопоненко.

Актуальность разработки: Присутствие регионального компонента в рамках знакомства   воспитанников с музыкальным, игровым и танцевальным творчеством народов, проживающих на территории района в юбилейный для района год.

Новизна разработки: В использовании материалов местных поэтов и композиторов, воспитание этнокультуры посредством знакомства с народной музыкой, инструментами, танцами, играми, костюмами.

Авторский элемент: В создании театрализованного действия с целью развития у детей познавательных, коммуникативных и социальных навыков. А также-изучение культуры родного края и развитие навыков восприятия музыкальных произведений.

 

   

          Ход  занятия

Дети в национальных костюмах (русских,бурятских,

татарских) входят в зал и располагаются на стульчиках. На мультимедийном экране идут слайды с фотографиями местных достопримечательностей Боханского района: музея деревянного зодчества, дома купца Пирожкова, юрт в с. Тараса, храма в с.Тихоновка и др.

 Музыкальный руководитель: Ребята! Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, послушаем музыку композиторов нашего края,стихи местных поэтов и продолжим знакомство с народными  музыкальными инструментами.

Ведущая (расправляет яркий платок):

Платком ярким я взмахну,

В прошлое вас уведу.

В платке ярком, расписном

Входит старина в наш дом.

(звучит мелодия русской народной песни «Из-под дуба, из-под вяза». Занавес открывается. На сцене печка, возле неё стоит стол с самоваром и лавка, покрытая самотканым половиком.)

 

Домовой (высовывается из-за печки): Апчхи! Апчхи!

Ведущая: Ой, кто это?

Домовой: Кто, кто! А то не знаешь! Это я, домовёнок Прошка, персонаж русских сказок.

За печкой живу- поживаю, про всё на свете знаю.

Музыкальный руководитель: Домовёнок, мы хотим посмотреть как люди раньше жили, какие песни пели, как трудились. А здесь никого кроме тебя нет?

Домовой: Никого нет. Все делом заняты. Парни пошли коней поить, девчата воду носить. Вот они идут!

(на сцену выходят девочки в русских костюмах)

 

Танец «Пошла  млада за  водой»

Домовой: В старину люди много трудились. Они выращивали на полях пшеницу, из которой мололи на мельницах муку. Раньше наша река Идинка была глубокой и полноводной и в её верховьях в деревне Тихоновка стояла большая мельница. А на полях местное население выращивали растение со смешным названием «рыжик»,из которого потом выжимали рыжиковое масло. Дети собирали и сушили вкусную ягоду клубнику. На боханской земле она-самая ароматная и сладкая!

Ведущая: Прошка! А в какие игры любили играть дети?

Домовой: Одной из любимых игр была игра «Тетёра».

(Домовой объясняет условия игры и проводит игру с детьми. Во время игры звучат мелодии русских плясовых в аудио записи. После окончания игры домовой прощается и прячется за печку)

Ведущая: После весенних трудовых дней в самом начале лета проходит большой бурятский праздник «Сур-Харбан», который любят и взрослые, и дети.

Музыкальный руководитель: Ребята, открывает праздник всегда музыка. Бурятские народные инструменты поражают нас красотой звучания!

Мы слышали как звучат чанза и лимба. А сегодня мы послушаем иочин.

В исполнении обучающейся детской школы искусств звучат вариации на бурятские темы самодеятельного композитора, преподавателя народного отделения  Г.Ф. Гопоненко

Ведущая приглашает на сцену чтецов. Дети читают стихотворение «Сур-Харбан» автор Л. Босхолова.

Среди полей и синих сопок

Раскинул улицы посёлок.

Гостей он ждёт уже с утра-

Посланцев спорта и труда.

Как Сур-Харбан нас всех роднит,

Здесь каждый дружбой дорожит.

Татарин,русский и бурят

Одним желанием горят.

Стрельба из лука всех волнует,

А звуки лимбы так чаруют.

Весёлый, праздничный народ

Толпой на праздник свой идёт.

А ёхор- наш старинный друг

Собрал друзей в заветный круг.

И слышат горы и равнины

Мотив волнующий, старинный.

Музыкальный руководитель приглашает детей в круг.

Дети и ведущая танцуют круговой бурятский танец «Ёхор».

  (звучит мелодия татарской народной песни. В зал входит воспитатель в татарском костюме-исполнительница роли бабушки)

 

Ведущая: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Абика. В переводе с татарского Абика – это бабушка.

Абика: Асалям малейкум!

Ведущая :Здравствуйте! Какой красивый у вас костюм! (привлекает внимание детей к рассматриванию костюма, который состоит из платья, жилетки и головного убора-тюбетейки)

Абика: А ещё я принесла вам в подарок угощение. Это национальное татарское блюдо «Чак-чак». Оно состоит из мучных палочек, залитых мёдом. Дети очень любят это блюдо. А ещё они любят играть. Я предлагаю вам поиграть в татарскую народную игру «Чурилки», в которой есть «Жмурка» и «Чурилка». «Жмурке» мы завяжем глаза, а «Чурилке» дадим в руки бубен. Когда «Чурилка» заиграет в бубен, «Жмурка» должен его поймать.        

Игра  «Чурилки»

 (Ведущая благодарит Абику за интересную игру и угощение. Абика прощается с детьми и уходит)

Музыкальный руководитель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие по родной земле. Мы побывали в   русской избе у домового Прошки и на бурятском празднике « Сур-Харбан». К нам в гости приходила Абика-татарская бабушка. В заключении нашего занятия я хочу прочитать вам стихотворение «Ода земле» Ларисы Босхоловой .

Вблизи могучего Байкала

Лежишь привольна, широка,

Гэсэра родина степная-

Моя бурятская земля!

Воспета в мудрых улигерах,

В них славу, вечность обрела.

В снега и зелень вся одета,

Моя священная земля!

Богата щедрыми дарами,

Горда ты знатными сынами,

Мечтой крылатою сильна,

Моя любимая земля!

Цвети от края и до края,

Как вечно юная весна.

Расти ты, старости не зная, моя прекрасная земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Россия – родная Земля». Сценарий музыкального развлечения в подготовительной группе.

Цель.Воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике.Задачи.Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру че...

картотека стихов о родной земле

Стихи о любви и бережном отношении к земле...

Досуг "Край родной, земля Амурская"

Материал в доступной форме формирует у дошкольников нравственно - патриотические чувства; закрепляет представления  детей о малой родине – Приамурье, приобщает дошкольников к национальной к...

Конспект образовательного мероприятия в подготовительной к школе группе «Защищал родное небо - прославил родную землю»

Конспектобразовательного мероприятия в подготовительной к школе группе«Защищал родное небо  - прославил родную землю»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"8489882","attribut...

НОД в подготовительной группе Тема: «Родные просторы, родная земля, цвети, процветай же моя Кулунда!»

Цель: Прививать чувство   любви к родному селу, родной природе.Задачи:Дать детям знания об истории родного села; Формировать представление о малой Родине через просмотр...