"Мотивы родной земли"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект праздника для старшего дошкольного возраста. Ссоздан в преддверии юбилейной даты Боханского района. Содержит региональный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект праздника | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
ТЕМА: «МОТИВЫ РОДНОЙ ЗЕМЛИ»
АВТОР: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ШАСТИНА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА
Пояснительная записка.
В 2017 году Боханский район отмечает юбилейную дату-95 лет. Боханская земля имеет славную историю и богатые традиции. На её территории живут буряты, русские, татары, украинцы, поляки, белоруссы. Каждая национальность вносит свой колорит в жизнь народа, обогащает культуру своими неповторимыми традициями. На создание разработки повлияло моё желание поближе познакомить воспитанников с музыкальным творчеством композиторов Бурятии и богатым звучанием народных музыкальных инструментов. Мною был изучен следующий материал:
Методическое пособие «Народные праздники в детском саду» авторы М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова.
«Праздник каждый день» авторы-составители Н.В. Корчаловская, Г.Д.Посевина.
Программа « Музыкальная народная культура» Д.А, Рытова.
Сборники: «На земле Гэсэра» автора Ларисы Босхоловой, «Степные родники»поэтов-школьников Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, брошюра «Бохан: из прошлого в настоящее» авторов Н.Александрова, Б. Харандаева, Т. Яцковой, издание «Живи и процветай, мой край родной!» к юбилею Боханского района. С целью подбора репертуара консультировалась с педагогом дополнительного образования по бурятскому языку А.Х. Бальхаевой, преподавателем отделения народных инструментов детской школы искусств Г.Ф. Гопоненко.
Актуальность разработки: Присутствие регионального компонента в рамках знакомства воспитанников с музыкальным, игровым и танцевальным творчеством народов, проживающих на территории района в юбилейный для района год.
Новизна разработки: В использовании материалов местных поэтов и композиторов, воспитание этнокультуры посредством знакомства с народной музыкой, инструментами, танцами, играми, костюмами.
Авторский элемент: В создании театрализованного действия с целью развития у детей познавательных, коммуникативных и социальных навыков. А также-изучение культуры родного края и развитие навыков восприятия музыкальных произведений.
Ход занятия
Дети в национальных костюмах (русских,бурятских,
татарских) входят в зал и располагаются на стульчиках. На мультимедийном экране идут слайды с фотографиями местных достопримечательностей Боханского района: музея деревянного зодчества, дома купца Пирожкова, юрт в с. Тараса, храма в с.Тихоновка и др.
Музыкальный руководитель: Ребята! Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, послушаем музыку композиторов нашего края,стихи местных поэтов и продолжим знакомство с народными музыкальными инструментами.
Ведущая (расправляет яркий платок):
Платком ярким я взмахну,
В прошлое вас уведу.
В платке ярком, расписном
Входит старина в наш дом.
(звучит мелодия русской народной песни «Из-под дуба, из-под вяза». Занавес открывается. На сцене печка, возле неё стоит стол с самоваром и лавка, покрытая самотканым половиком.)
Домовой (высовывается из-за печки): Апчхи! Апчхи!
Ведущая: Ой, кто это?
Домовой: Кто, кто! А то не знаешь! Это я, домовёнок Прошка, персонаж русских сказок.
За печкой живу- поживаю, про всё на свете знаю.
Музыкальный руководитель: Домовёнок, мы хотим посмотреть как люди раньше жили, какие песни пели, как трудились. А здесь никого кроме тебя нет?
Домовой: Никого нет. Все делом заняты. Парни пошли коней поить, девчата воду носить. Вот они идут!
(на сцену выходят девочки в русских костюмах)
Танец «Пошла млада за водой»
Домовой: В старину люди много трудились. Они выращивали на полях пшеницу, из которой мололи на мельницах муку. Раньше наша река Идинка была глубокой и полноводной и в её верховьях в деревне Тихоновка стояла большая мельница. А на полях местное население выращивали растение со смешным названием «рыжик»,из которого потом выжимали рыжиковое масло. Дети собирали и сушили вкусную ягоду клубнику. На боханской земле она-самая ароматная и сладкая!
Ведущая: Прошка! А в какие игры любили играть дети?
Домовой: Одной из любимых игр была игра «Тетёра».
(Домовой объясняет условия игры и проводит игру с детьми. Во время игры звучат мелодии русских плясовых в аудио записи. После окончания игры домовой прощается и прячется за печку)
Ведущая: После весенних трудовых дней в самом начале лета проходит большой бурятский праздник «Сур-Харбан», который любят и взрослые, и дети.
Музыкальный руководитель: Ребята, открывает праздник всегда музыка. Бурятские народные инструменты поражают нас красотой звучания!
Мы слышали как звучат чанза и лимба. А сегодня мы послушаем иочин.
В исполнении обучающейся детской школы искусств звучат вариации на бурятские темы самодеятельного композитора, преподавателя народного отделения Г.Ф. Гопоненко
Ведущая приглашает на сцену чтецов. Дети читают стихотворение «Сур-Харбан» автор Л. Босхолова.
Среди полей и синих сопок
Раскинул улицы посёлок.
Гостей он ждёт уже с утра-
Посланцев спорта и труда.
Как Сур-Харбан нас всех роднит,
Здесь каждый дружбой дорожит.
Татарин,русский и бурят
Одним желанием горят.
Стрельба из лука всех волнует,
А звуки лимбы так чаруют.
Весёлый, праздничный народ
Толпой на праздник свой идёт.
А ёхор- наш старинный друг
Собрал друзей в заветный круг.
И слышат горы и равнины
Мотив волнующий, старинный.
Музыкальный руководитель приглашает детей в круг.
Дети и ведущая танцуют круговой бурятский танец «Ёхор».
(звучит мелодия татарской народной песни. В зал входит воспитатель в татарском костюме-исполнительница роли бабушки)
Ведущая: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Абика. В переводе с татарского Абика – это бабушка.
Абика: Асалям малейкум!
Ведущая :Здравствуйте! Какой красивый у вас костюм! (привлекает внимание детей к рассматриванию костюма, который состоит из платья, жилетки и головного убора-тюбетейки)
Абика: А ещё я принесла вам в подарок угощение. Это национальное татарское блюдо «Чак-чак». Оно состоит из мучных палочек, залитых мёдом. Дети очень любят это блюдо. А ещё они любят играть. Я предлагаю вам поиграть в татарскую народную игру «Чурилки», в которой есть «Жмурка» и «Чурилка». «Жмурке» мы завяжем глаза, а «Чурилке» дадим в руки бубен. Когда «Чурилка» заиграет в бубен, «Жмурка» должен его поймать.
Игра «Чурилки»
(Ведущая благодарит Абику за интересную игру и угощение. Абика прощается с детьми и уходит)
Музыкальный руководитель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие по родной земле. Мы побывали в русской избе у домового Прошки и на бурятском празднике « Сур-Харбан». К нам в гости приходила Абика-татарская бабушка. В заключении нашего занятия я хочу прочитать вам стихотворение «Ода земле» Ларисы Босхоловой .
Вблизи могучего Байкала
Лежишь привольна, широка,
Гэсэра родина степная-
Моя бурятская земля!
Воспета в мудрых улигерах,
В них славу, вечность обрела.
В снега и зелень вся одета,
Моя священная земля!
Богата щедрыми дарами,
Горда ты знатными сынами,
Мечтой крылатою сильна,
Моя любимая земля!
Цвети от края и до края,
Как вечно юная весна.
Расти ты, старости не зная, моя прекрасная земля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Россия – родная Земля». Сценарий музыкального развлечения в подготовительной группе.
Цель.Воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике.Задачи.Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру че...
картотека стихов о родной земле
Стихи о любви и бережном отношении к земле...
Досуг "Край родной, земля Амурская"
Материал в доступной форме формирует у дошкольников нравственно - патриотические чувства; закрепляет представления детей о малой родине – Приамурье, приобщает дошкольников к национальной к...
Конспект образовательного мероприятия в подготовительной к школе группе «Защищал родное небо - прославил родную землю»
Конспектобразовательного мероприятия в подготовительной к школе группе«Защищал родное небо - прославил родную землю»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"8489882","attribut...
НОД в подготовительной группе Тема: «Родные просторы, родная земля, цвети, процветай же моя Кулунда!»
Цель: Прививать чувство любви к родному селу, родной природе.Задачи:Дать детям знания об истории родного села; Формировать представление о малой Родине через просмотр...