Мастер-класс для педагогов "Скань и квиллинг"
методическая разработка
В данном материале в форме мастер-класса предлагается воспитателям использовать технику "квиллинг" в работе с детьми для ознакомления детей с ювелирной сканью -прикладному искусству Костромской области. Техника ювелирной скани, по мнению педагога, очень напоминает ажурные переплетения бумажной скани(квиллинга) .Таким образом можно приобщать детей к изготовлению изделий ювелирной скани при помощи скручивания бумажных полосок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов "Скань и квиллинг" | 814.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Скань
и
Квиллинг
Мастер-класс для воспитателей
Провела Кисленкова Марина Александровна воспитатель
Тема: «Скань и квиллинг»
Место проведения: МБДОУ детский сад № 41 г. Кострома
Продолжительность мастера- класса: 40 мин
Цель мастер- класса: развитие личностной культуры педагога через приобщение к народному декоративно – прикладному искусству Костромского края.
Задачи:
- Расширить знания педагогов об истории создания и развитии народного промысла костромской области «Ювелирная скань».
- Повысить профессиональное мастерство педагогов в области применения техники «квиллинг» при работе с ювелирной сканью.
- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать педагогический опыт.
- Создать и поддержать условия для развития творческого потенциала педагогов.
- Рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер - класса.
Оборудование: стендовая презентация, изделия из скани, детские работы в технике «квиллинг»
Раздаточный материал: шаблоны сканных изделий, полоски и палочки для квиллинга, клей, кисточки, салфетки.
Ход мастер - класса:
Уважаемые коллеги! Все мы с вами трудимся для детей и хотим дать им как можно больше полезного, интересного и необходимого. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, значимое, что можно будет использовать в работе с детьми.
Теоретическая часть. Для знакомства с народным творчеством не обязательно ехать в центры художественных производств. Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства в ДОУ. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью. На материалах, выбранных для декоративно-прикладного творчества, хорошо проводить сопоставления и сравнения, раскрывая перед детьми выразительные фактурные свойства различных материалов и способы их художественной обработки. Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Чтобы грамотно организовать работу с детьми необходимо самому воспитателю хорошо разбираться и знать материал. Я изучила много литературы, проанализировала ее и предлагаю вашему вниманию результаты моей работы. Для знакомства с прикладным искусством я выбрала ювелирную скань. Ювелирная скань Костромской области имеет богатую историю, таким образом, знакомство с нею для детей имеет очень важное значение в целях приобщения дошкольников к региональной самобытной культуре.
В региональной программе «Юный костромич» по предлагается познакомить детей с историей Красносельской скани и основными элементами этого промысла. Для прикладного творчества детям отводится 1 час-рисование элементов скани простым карандашом (заполнение силуэта ежика узором «густой и мелкий завиток»).
Знакомясь со сканным промыслом, я начала думать о том, какую технику прикладного искусства взять для того, чтобы дети могли сами создавать изделия ювелирной скани. Я обратила внимание, что скань часто называют словом «филигрань», но и технику скручивания бумажных полосок – квиллинг часто называют именно так. Проведя сравнительный анализ элементов скани и квиллинга, я обнаружила практически полное совпадение основных деталей этих техник, разница заключалась в том, что скань изготавливают из металлической нити, а в квиллинге используют бумажные полоски. Таким образом, я начала заниматься с детьми изготовление изделий из скани в технике квиллинг. В рамках проекта «Прикоснись к истокам» мы с детьми и их родителями начали работу по знакомству и изготовлению различных сканных изделий из скрученных бумажных полосок. Сначала мы с детьми, как и в технике скани, выполняем рисунок изделия на бумаге или картоне, а затем заполняем его элементами квиллинга, похожими на элементы скани. Можно взять уже готовую увеличенную фотографию ювелирного изделия и заполнять его необходимыми элементами. Также мы изготавливаем трафареты - очертания изделия, и дети заполняют его элементами по своему желанию. Так развивается творческая фантазия детей, дети больше узнают о прикладном промысле родного края и знакомят с ним своих родителей. Родители тоже принимают активное участие в изготовлении работ дома вместе с детьми. Результаты совместных работ участвуют в выставках группы и предлагаются для просмотра педагогам и детям других групп.
Предлагаю вашему вниманию стендовую презентацию, где представлены элементы скани и квиллинга, их сравнительный анализ и «сканные» работы детей в технике квиллинг.
Сравнительный анализ элементов скани и квиллинга:
Скань Квиллинг
лист | глаз |
завиток | веточка |
огурчик (иногда заполняется завитками) | стрелка |
завиток (в разные стороны) | рожки |
завиток в центр | сердечко |
колечки из разрезанной спирали | круг |
Квиллинг
Детали сканных украшений:
1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.
Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
Как делают украшения из скани?
Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид. В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора, и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани).
И сегодня мы с вами как ювелирные мастера, будем делать ювелирные изделия, используя вместо металлической нити бумажную.
Практическая часть. В напайной филиграни ювелирной скани проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Сегодня мы с вами будем делать ангела в технике напайной филиграни. Вместо листового металла у нас будет картон, а вместо металлической нити бумажные полоски.
Для изготовления бумажного элемента полоску вставляют в отверстие на кончике палочки или зубочистки, и плотно наматываем на нее. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и между пальцами раскручиваем на нужный диаметр (дети делают на глаз). Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть. Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Для создания ангела нам потребуются элементы скани: колечко, огурчик (заполненный завитками), лист. В квиллинге они называются соответственно: круг, стрелка, капелька, глаз.
Сначала делаем колечко для головы ангела, приклеиваем его на картон, затем изготавливаем элемент скани «огурчик с завитками», прижимая один кончик заготовки и вытягивая другой (в квиллинге— это «стрелка»). Приклеиваем второй элемент-это будет одежда ангела. Далее нам надо сделать крылья, для них подойдет элемент скани «лист», где мы вытягиваем одну сторону заготовки (в квиллинге— это «капелька»). Нам с вами осталось только приклеить нимб над головой нашего ангела, для этого заготовку равномерно вытягиваем с двух сторон — это ювелирный элемент «лист в виде сплющенной спирали» (в квиллинге— это «глаз»).
Детям доставляет большое удовольствие выполнять скручивание бумажной нити, в процессе деятельности у ребенка развивается мелкая моторика. Для них эта работа очень увлекательная и интересная.
Заключительная часть. Каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности. Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно – практическая деятельность, обеспечивающая постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность экспериментального характера, связанная со сравнением техник ювелирной скани и квиллинга. Это позволяет детям практически освоить технику ювелирной скани, самим становиться творцами ювелирных изделий, придумывать модели, подбирать элементы, работать в сотрудничестве с другими детьми, родителями и педагогами. Таким образом, я познакомила вас, уважаемые коллеги, со своим опытом развития детского прикладного творчества и экспериментирования при знакомстве с ювелирной сканью.
Уважаемые коллеги у вас на столах лежат ленточки, зеленого и красного цвета. Если вы считаете, что мой опыт полезен в вашей работе с детьми, поднимите зеленую ленту, а если считаете, что бесполезен и вам не пригодится, то красную.
Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Свои поделки вы можете забрать на память.
Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер – класса по аппликации в технике-квиллинг «Одуванчики»
Конспект мастер – класса по аппликации в технике-квиллинг «Одув...
Мастер класс для педагогов детского сада "Квиллинг"
Квиллинг дарит детям положительные эмоции и любовь к творчеству!!!...
Мастер-класс для родителей в технике квиллинг
Осень, наверное, самое яркое время года, однако даже красочные пейзажи за окном не скрашивают осеннюю хандру. Дождливые, пасмурные дни и печаль за уходящим летом навивают грустные мысли, поэтому самое...
Мастер - класс "Изготовление открытки в технике квиллинг"
масер - класс предназначен для родителей, имеется приложение в виде презентации "Квиллинг: история возникновения, технология изготовления"...
Конспект мастер – класса «Волшебная бумага в технике квиллинг»
Конспект мастер – класса «Волшебная бумага в технике квиллинг»...
Мастер- класс "Цветущее дерево" в техники квиллинг
Данная презентация поможет вас раскрыть творческий потенциал и вдохновит на использование новых техник в декоративно- прикладном творчестве...
мастер-класс «Открытка ветерану в технике квиллинг.
1СЛАЙД. Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Праслова Елена Юрьевна, воспитатель детского сада «Маленькая страна».Тема моего мастер-класса «Открытка ветерану в техник...