"Певец родной земли"
план-конспект занятия
конспект организованной деятельности о Ринате Хайри
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_rinat_hayri.docx | 986.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Урметово
Конспект организованной образовательной деятельности на тему:
«Певец родной земли»
Разработала
Янгирова Рита Рамиловна,
воспитатель дошкольной группы
Верхнеяркеево-2017г
Пояснительная записка
Актуальность. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, березовой рощи и речки, расположенных рядом. Нельзя воспитать патриота без чувства любви к своей малой родине. Если знать историю малой Родины (своего села, района), то появится чувство ответственности за местное наследие, которое пришло к нам от наших предков. Знакомство с достижениями земляков воспитывает гордость за землю, на которой живешь. В связи с этим детям важно изучать культуру своего родного края.
Чтобы вызвать интерес к родному краю, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставляя яркие впечатления. Именно поэтому в своей работе я часто использую стихи своего земляка, поэта Рината Хайри. Свое творчество он посвятил родному краю, восхваляет его природу, детям увлекательно рассказывает о тайнах и загадках окружающего мира.
Цель: формирование представления о биографии и творчестве поэта-земляка Рината Хайри.
Задачи: - продолжать развивать интерес и любовь к чтению;
-прививать чуткость к поэтическому слову;
-продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
-воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к своей Малой Родине, чувство гордости своим знаменитым земляком.
Материалы и оборудование: слайд-презентация «Певец родного края», ноутбук, детские книги Р.Хайри, сундучок с игрушками.
Предварительная работа: разучивание песни «Ап-ак калач куя Илешем», стихотворений из книги «Минең уйынсыҡтарым».
Планируемый результат: активный, инициативный, любознательный, стремящийся получить новые знания, эмоционально отзывчивый ребенок с положительным отношением к родному краю, его культуре.
План ОД:
- Вводная часть (3 мин.)
а) получение и чтение пригласительной открытки;
б ) отгадывание загадки.
- Основная часть (20 мин.)
а ) актуализация знаний;
б) знакомство с помощью слайда-презентации с биографией поэта;
в ) решение ребусов;
г ) чтение стихотворений «Бәхәс», «Минеӊ тыуған ауылым»;
д) рассматривание детских книг «Тылсымлы һандыҡ», «Минеӊ уйынсыҡтарым», «Ҡанаттар ҡайҙа үҫә?»;
е) игра «Волшебный сундучок»;
ж) исполнение песни «Ап-ак калач куя Илешем».
3. Заключительная часть (2 мин.)
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, я только что получила открытку-приглашение! Давайте откроем и прочитаем её. Воспитатель читает: Дорогие ребята! Приглашаю вас 19 января на день рождения. Адрес узнаете, если отгадаете загадку:
Снаружи смотришь – дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай...
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай! (библиотека)
- Кто из вас знает, на чей день рождения нас приглашают? (ответы детей)
-Тогда пойдем в библиотеку и все там узнаем.
(Дети вместе с воспитателем идут в библиотеку. На самом видном месте висит портрет Рината Хайри, украшенный цветами).
-Ребята, а кто узнал этого красивого дядю, который на нас смотрит?
-Молодцы! Правильно, это Ринат Хайри. А почему же его портрет сюда повесили, кто догадался?
-Конечно! Мы пришли на необычный день рождения. Вместо привычных конфет, торта, мы будем угощаться стихотворениями и песнями. Сегодня, 19 января - день рождения Рината Хайри! Если бы он был жив, ему бы сегодня исполнилось 67 лет. Он был ровесником ваших дедушек.
-Ребята, а кто он Ринат Хайри, что вы о нем знаете? (ответы детей)
-Ринат Хайри родился в нашей деревне в семье колхозника. В школе учился хорошо. Еще в 4 классе, написал свое первое стихотворение, которое было напечатано в газете «Башкортостан пионеры». Рано оставшись без отца, Ринат был вынужден всю мужскую работу взвалить на себя, помогать матери растить младшего брата Абузара. Был скотником, затем завклубом, работал в газете «Маяк». (слайд 1-5)
Он очень любил нашу деревню, ее природу. (слайд № 7-8)
Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Бәхәс», а потом мне скажете, о чем спорили мальчики и к какому выводу они пришли? (ответы детей)
-Конечно, ребята для каждого человека нет ничего дороже, красивее, чем его родной дом, улица, деревня, где он вырос.
-А теперь закройте, пожалуйста, глаза. Я вам прочитаю отрывок еще из одного стихотворения, а вы внимательно слушайте и попробуйте мысленно нарисовать картину. (Чтение стихотворения «Минеӊ тыуған ауылым»)
-Красивые у вас картины получились? Что вы нарисовали? О чем говорится в стихотворении? Как бы вы назвали его? (ответы детей)
-Во время учебы в Уфе Ринат Хайри встретил свою будущую жену. Потом они долгое время вместе работали в нашей районной газете «Маяк». У них родилась дочь. (слайд №9)Если мы решим эти ребусы, то узнаем как зовут жену и дочку поэта. (слайд № 10-11)
̓ ̓ ̓
(Айсылу)
̓̓ ̓ ̓
(Лейсан)
Много стихов Ринат посвятил своей дочери. Изданы сборники его стихов для детей «Минеӊ уйынсыҡтарым» («Мои игрушки»), «Хәрефтәр парады» («Парад букв») , «Ҡанаттар ҡайҙа үҫә?» («Где растут крылья?»), «Уҡырға өйрәнәбеҙ» («Учимся читать»), «Тылсымлы һандыҡ» («Волшебный сундучок»).(слайд 12)
-Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Волшебный сундучок». У меня есть волшебный сундучок. Я из него буду доставать предметы, а вам предлагаю вспомнить стихотворение Рината Хайри про эту вещь. (Дети рассказывают стихотворения «Туп», «Куян», «Курчак», «Әтәч-командир», «Ташбака», «Ак аю», «Өебездәге кояш»).
-Несмотря на то, что он рано ушел из жизни вот такие замечательные стихи он оставил нам. В нашей деревне улица, где он родился и вырос, играл с мальчишками, носит его имя. На здании редакции газеты «Маяк», где он проработал больше 20 лет, установлена мемориальная доска. (слайд 13-15)
А песня «Ап-ак калач куя Илешем» стала настоящим гимном нашего района. Я предлагаю нам вместе исполнить её.
- Ребята, пришло время нам возвращаться в группу. Вам понравилась наша экскурсия? На чей день рождения мы ходили? Какие стихотворения вам запомнились? После возвращения в группу я вам предлагаю нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. И мы сделаем свою маленькую книжку.
Приложение
Использованная литература:
- Агишева Р.Л. Я-башкортостанец:Программа-руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста.-Уфа, БИРО,2003.
- Дидактические игры «Я познаю Башкортостан»: учебно-практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов/авт.-сост.Р.Л.Агишева.-Уфа,БИРО,2005.
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Москва, Мозаика-Синтез, 2015 .
- Педагогические советы: профессиональное мастерство: совершенствование методического мастерства/авт.-сост. А.И. Колобанова и др.-Волгоград: Учитель,2013
- Ринат Хәйри.Тылсымлы һандык:шигырҙар.-Өфө:Китап,2010.
- Хәйри Ринат. Канаттар кайҙа үҫә? Шиғырҙар.-Башкортостан «Китап» нәшриәте,1993
- Әйтелмәгән васыят: Шиғырҙар, поэмалар, робағиҙар, сонеттар.-Өфө: Башкортостан «Китап» нәшриәте,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Россия – родная Земля». Сценарий музыкального развлечения в подготовительной группе.
Цель.Воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике.Задачи.Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру че...
картотека стихов о родной земле
Стихи о любви и бережном отношении к земле...
Конспект образовательного мероприятия в подготовительной к школе группе «Защищал родное небо - прославил родную землю»
Конспектобразовательного мероприятия в подготовительной к школе группе«Защищал родное небо - прославил родную землю»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"8489882","attribut...
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
НОД в подготовительной группе Тема: «Родные просторы, родная земля, цвети, процветай же моя Кулунда!»
Цель: Прививать чувство любви к родному селу, родной природе.Задачи:Дать детям знания об истории родного села; Формировать представление о малой Родине через просмотр...