"Моя малая Родина Башкортостан"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Путенихина Оксана Александровна

В процессе занятия закрепляем знания детей о своей Малой Родине, родном городе, учимся  работать с картой, выделять границы Башкортостана, закреплять знания детей о главных символах Башкортостана (гимн, герб, флаг), развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моя малая Родина Башкортостан69.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Моя малая Родина-Башкортостан»

Стихотворение о Башкортостане для детей

Образовательные цели: закреплять знания детей о своей Малой Родине, родном городе, учить работать с картой, выделять границы Башкортостана, закреплять знания детей о главных символах Башкортостана (гимн, герб, флаг), развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной Родине.

Развивающие цели: обогащать словарный запас детей башкирскими словами, пословицами, развивать слуховое внимание.

Воспитательные цели: воспитывать интерес и желание  узнавать  о родном крае; воспитывать любовь к родному краю, городу и природе.

Оборудование: карта Башкортостана , карты для индивидуальной  работы детей флаг, герб  Башкортостана, герб города Ишимбая, картины с видами города Уфы, города Ишимбая, альбом «Достопримечательности города Ишимбая», презентация на тему «Нефть», аудиозапись гимна Башкортостана, соцветие курая и лепестки, слайды с лекарственными травами Башкортостана,

                                                               Ход занятия:

 Под музыку курая входит воспитатель одетый в башкирский национальный костюм.

- Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Сегодня я не зря пришла в такой одежде. Скажите пожалуйста , костюм какого народа на мне одет?

- На вас костюм башкирского народа.

- А где проживает башкирский народ? Как называется наша Малая Родина?

- Башкортостан.

 -Какие еще народы живут в Башкортостане?

- Татары, русские, марийцы, чуваши….

-Правильно, народы разных национальностей населяют нашу республику, и живут они дружно, уважая друг друга, в любви и согласии.

- Как называются жители нашей республики?

-Башкортостанцы.

Слышится грустная мелодия- игра на курае.

- Что это за мелодия?

-Мелодия курая.

- Мелодия грустная, правда ребята? У цветка курая беда. Сильный ветер сорвал с него лепестки и разнес их по земле.

Курай просит помощи у нас. Поможем ему, ребята?

- А для этого нам нужно выполнить 7 заданий и собрать все лепестки курая. Вы готовы?

(Рассказывая стихотворение, ребенок показывает на карту Башкортостана)

Я у карты Родины стою,

Узнаю Башкирию свою.

Мне она напоминает руку,

А вернее, крепкую ладонь,

Искренне протянутую другу,

За друзей готовую в огонь.

                                           (М. Карим)

                                               

Воспитатель: Взгляните на карту , действительно Башкортостан напоминает руку, покажите его границы.(один ребенок у доски показывает, остальные работают в парах, показывают границу на индивидуальных картах). Дети получают листок курая, вывешивают его на доске на соцветие курая

- Ребята а вот и второе задание.

Что вы видите? (Герб- символ республики Башкортостан).

Кто изображен на фоне восходящего солнца?

-Салават Юлаев. (фото)

-Верно. Кто же он - Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит).

По краю герба расположен башкирский национальный узор, а снизу флаг.

- Какие ещё символы Башкортостана вы знаете? (гимн, флаг).

 - Что такое гимн? (гимн обозначает восхваление, торжественную песнь).

 - Когда исполняется государственный гимн? (в торжественных случаях, в знак уважения к стране).

 - Где можно услышать гимн государства? (каждое утро с гимна начинается день, в честь победителей спортсменов).

Как слушают гимн? (стоя)

Прослушивание гимна.

- Какие цвета имеет башкирский флаг? (синий, белый, зелёный).

 - Что означает, каждый из цветов?

 - синий – чистое солнечное небо.

 - белый – чистота нашей души.

 - зелёный – вера в жизнь, в изобилие.

 Д\И «Найди флаг Башкортостана» (на столе разложены флаги разных регионов, дети выбирают флаг Башкортостана).

Вывешивают лепесток на соцветие курая.

Мальчик в нац.одежде предлагает третье задание.

 Назовите и покажите столицу Башкортостана. (показ на карте)

Как люблю тебя, Уфа,

Ты – моя столица,

И красива, и стройна,

     Мы  тобой гордимся.

            Наши парки и дома

            И светлы, и чисты.

           Ну, а жители дружны

 

(Показ слайдов с изображением города Уфы.)

Вывешивают лепесток на соцветие курая.

Четвертое задание.

- Ребята, а какие ещё города нашей республики вы знаете? (ответы детей)

Как называется город, в котором мы живем? (Ишимбай)  Просмотр слайдов с

изображением известных мест Ишимбая.

Герб города Ишимбай

(Рассказ воспитателя)

 - Местонахождение города Ишимбая отражено в гербе зеленым полем и символическим изображением горы Тратау – серебряная полоса с седловиной. Правая серебряная полоса символизирует реку Белую, и она в два раза шире левой полосы, обозначающей реку Тайрук. Над горой Тратау- изображение золотого курая. Первая скважина, давшая нефть, находится на территории города, в гербе изображена символическим фонтаном золотого цвета. 
Золотой цвет символизирует справедливость, богатство и самостоятельность. Другие цвета, используемые в гербе, символически передают: зеленый цвет – изобилие, радость и свободу; лазоревый цвет – красоту и величие; красный цвет – победу и любовь. 

Физминутка.  Игра « Юрта» 

 В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

 Мы веселые ребята,

 Соберемся мы в кружок

 Поиграем, и попляшем,

 И, помчимся на лужок

 На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).


Пора нам добывать пятый лепесток. Задание пятое
.

- Ребята, кто знает, чем богата наша республика?

На чернила нефть похожа,

Все из нефти сделать можно.

Стул, матрешку, автомат Погремушку для ребят Синий китель для пилота И бензин для самолета.

 (в Башкортостане добывают нефть, уголь, железо, медь, в городах много фабрик, заводов, где выпускают различную продукцию).

Правильно!

-Наша нефть используется, не только в Башкортостане, но по всей стране. Наши специалисты выезжают на разработки месторождений в Сибирь, на Север т. к. они ценятся своими знаниями и умениями по всей стране.

-Но главное богатство – это наши люди.

- А чем известен наш город? (наш город известен тем, что у нас много лет назад нашли нефть, первооткрыватель башкирской нефти).

 - Молодцы! Наш город – первооткрыватель башкирской нефти. (показ слайда с первой скважиной Ишимбая-«Бабушка-вышка»

Просмотр презентации на тему «Нефть»

(вывешивают полученный лепесток)

Шестое задание.

(висит картина природы Башкортостана)

Башкортостан - зеленый край. Перед нами зеленые леса, мир природы. А для чего нам нужны леса?

-Для животных, для чистоты воздуха.

- Давайте вспомним, какие деревья растут в наших лесах.

Береза, тополь, дуб, ель, сосна, пихта, рябина, липа.

- Да, их очень много.

-Что еще растет в Башкортостане?

-В Башкортостане растут лекарственные травы. Какие мы знаем, кто перечислит?

-Мать-и-мачеха, подорожник, душица, матрешка, календула (ноготки в народе, тысячелистник. (показ слайдов с лекарственными травами Башкортостана)

-Их употребляют как лечебное и как иммуноповышающее средство.

-Нам осталось получить последний лепесток курая. Мальчик в нац.костюме загадывает башкирские загадки:

Летом не устает - Снег зимой в поле мнет.

ЛошадьПомигает, помигает – восвояси убегает.

Молния

Сама вечно слёзы льёт,

а всех кормит зиму напролёт

Осень
Сваха по двору гуляет,

ей ветер полы раздувает.

Курица
Слой за слоем слоится – Нам помогает учиться.

Книга

У Агая в саду домики на виду

Носит его дочь сладости день и ночь.

Мед, улей


Язык до земли и хвост кольцом.

Собака

-Кроме загадок, есть много башкирских пословиц,  поговорок, песен. (дети рассказывают)

На одном колесе не уедешь.

Была бы голова цела - шапка найдется.

Кто никогда не болел, не дорожит здоровьем.

Других слушай, а делай по-своему.

Лентяй одно дело дважды делает.

(вывешивается последний листок курая)

-Полюбуйтесь ребята, мы собрали все лепестки курая, на этом наше путешествие законченно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию на тему "По тропам нашей малой родины - республики Башкортостан"

Интеграция областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, чтение художественной литературы.Интегративные цели: дать понятие, что такое малая родина; познакомить с её богатствами, особенност...

Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Моя малая Родина - Башкортостан»

Образовательные цели: закреплять знания детей о своей Малой Родине, родном городе, учить работать с картой, выделять границы Башкортостана, закреплять знания детей о главных символах Башкортоста...

Моя малая родина-Башкортостан

Про нашу малую родину....

Перспективный план работы по проекту «Октябрьский – моя малая Родина». (Республика Башкортостан)

Перспективный план работы по проекту «Октябрьский – моя малая Родина». (Республика Башкортостан)...

Проект «Башкортостан – моя малая Родина» 21.10.2020

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...