ПРОЕКТ Предметно-пространственная среда в группе по ФГОС
проект

Виктория Каракчеева

ПРОЕКТ Предметно-пространственная среда в группе по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка

«Детский сад № 87» г. Калининграда.

                                           

Проект

Создание развивающей предметно-пространственной среды

в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

«ОСТРОВКИ»

                                                      Разработала: воспитатель Каракчеева В. Г.

Калининград 2016 г.

Краткая аннотация проекта

 На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект инновационного подхода к созданию предметно-развивающей среды в условиях перехода. Согласно ФГОС выделены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Общие положения.

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию   инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемая инновационная модель современной предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.

Продолжительность проекта: 1 месяц (февраль)

 Цель проекта:  

Развитие развивающей предметно-пространственной среды (зона ближайшего окружения ребенка) для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов.

       Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в МАДОУ.

2. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в МАДОУ с учетом возрастных особенностей детей.

3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

4. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений.

5. Создать комфортные условия пребывания детей в МАДОУ, приближенные к домашним.

6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной и безопасной предметно-развивающей среды.

7. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

 

Основная идея:

   Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учётом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

   В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
  •  охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
  • двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

   Если в МДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

Актуальность

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Предполагаемый результат: 

  • реализация инновационной модели современной предметно-развивающей среды,
  • совершенствование мини среды в групповых комнатах на основе создания в них центров развития,
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по разработке проектов мини среды групповых комнат
  • рост профессионального мастерства педагогов, представляющих опыт создания современной предметно-развивающей среды (зоны ближайшего окружения ребенка) и развития у детей воображения и творчества. Приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

 

Организационные условия:

  • среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку    группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
  • оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
  • все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
  • предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
  • размещение материалов должно быть функциональным;
  • предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
  • среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
  • среда должна иметь подвижные границы.

                        

Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды

в детском саду.

Шаг 1.Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений МДОУ, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группах.

Шаг 3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Шаг 5. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Условная схема пространства группового помещения. (ОСТРОВКИ)

-Уголок экспериментирования.

-Уголок познавательно-исследовательской деятельности.

-Уголок продуктивной деятельности.

-Дидактический уголок.

-Уголок релаксации.

-Книжный уголок.

-Мини-музей.

-Спортивный уголок.

-Уголок ролевых и режиссерских игр.

-Уголок музыкально-театрализованной деятельности.

-Уголок конструирования.

Консультации на темы:

«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»

«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

 «Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».

Принципы построения развивающей предметно- пространственной среды:

 • взаимосвязанная деятельность всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей;

• поощрение самостоятельной, конструктивной активности детей;

 • стабильности, динамичности;

• комплексирования и гибкого зонирования;

 • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

• сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

  • открытости – закрытости;

• учёта половых и возрастных различий детей

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Первый этап: подготовительный

Цель: обеспечение основных информационных, кадровых,

организационных, методических и материально-технических условий

для создания развивающей предметно-пространственной среды.

Второй этап: основной этап

Цель: создание развивающей предметно-пространственной среды в

группах и на территории ДОУ в соответствии с ФГОС ДО,

обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребёнка.

Третий этап: заключительный этап

Цель: анализ деятельности педагогического коллектива по

созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ,

предоставление опыта работы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и   ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Именно этими принципами руководствуются педагоги при оформлении предметной среды во всех возрастных группах в нашем детском саду в настоящее время.

Одним из целевых ориентиров  на этапе завершения дошкольного образования  является  «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать…»(п.4.6.«ФГОС ДО») Конкретное содержание образовательных областей зависит от «возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах ребенка» (п. 2.7.«ФГОС ДО»)

Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в нашем дошкольном учреждении с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения.

ФУНКЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СРЕДЫ

  • образовательная
  • развивающая
  • воспитывающая
  • стимулирующая

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды:

Содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональной - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, природных материалов в разных видах детской активности.

Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасной - все её элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Формирование предметного содержания в реализации образовательного потенциала 

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Использование информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера при организации развивающей предметно- пространственной среды 

Дидактические принципы применения информационно- образовательных ресурсов: • Принцип научности.

• Принцип систематичности и последовательности.

 • Принцип поэтапного преодоления трудностей.

• Принцип прочности.

• Принцип преемственности.

 • Принцип наглядности (интерактивной наглядности).

• Принцип мультимедийности.

• Принцип когнитивности коммуникации.

• Принцип активизации познавательной деятельности детей.

• Принцип межпредметных связей.

                               Ожидаемые результаты по реализации проекта:

1. Создание целостной системообразующей развивающей среды ДОУ с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей.

2. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования и использования развивающей предметно- пространственной среды в воспитательно-образовательных целях с детьми в соответствии с ФГОС ДО.

 3. Формирование модели современной развивающей предметно- пространственной среды для каждой возрастной группы в соответствии с ФГОС ДО.

 4. Сформированность развивающей современной предметно- пространственной среды групп и территории ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении.

5. Алгоритмы использования материалов и оборудования в центрах детской активности в каждой возрастной группе.

 6. Позитивное отношение родителей к вопросам создания современной развивающей предметно-пространственной среды в учреждении.

Материал, входящий в уголки предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательских представлений.

Безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента. Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения. Литературный центр содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.
Во всех возрастных группах,  начиная с первой младшей группы,  есть специально  созданные уголки, которые способствуют расширению перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия, в виде экспериментальных лабораторий, типа «Почемучка», где дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или  заниматься самостоятельным  творчеством.
Все условия, созданные для эффективной исследовательской совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей  позволяют уменьшить учебную нагрузку во всех возрастных группах, что немаловажно при современных требованиях Роспотребнадзора. Во-первых, предметно-развивающая среда по поисково-исследовательской деятельности детей в детском саду обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. Во-вторых, она доступна. В-третьих, воспитатели при организации предметной среды учитывают её организующую, воспитательную и развивающую функцию.

Анализ:

Проведенная мною работа по созданию (обновлению) предметно-пространственной среды позволила разнообразить материальное оснащение каждого познавательного центра, пополнив их необходимыми материалами для развития в детях познавательно-исследовательских интересов.

  В работе с некоторыми семьями возникают трудности такого характера, что у некоторых нет даже детских столика и стульчика для самостоятельной творческой деятельности ребенка. Рекомендовала родителям в ближайшие сроки оборудовать рабочее место ребенка согласно нормативам СанПиНов.  

Выводы:

Развивающая среда не может быть построена окончательно. Требуется дальнейшая работа, которая предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-пространственной среды всеми участниками образовательного процесса, что так же стимулирует развитие интереса родителей к данной работе и мотивирует стремление к взаимодействию между детским учреждением и семьей.

Образовательная среда, окружающая детей, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма. Таким образом, созданная образовательная среда в ДОУ, должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, а самое главное побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – пространственная развивающая среда в группе в соответствии ФГОС

Предметно – пространственная развивающая среда в группе в соответствии ФГОС ...

«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»

В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".

Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...

Предметно - пространственная развивающая среда в группе в соответсвии с ФГОС

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, котораяннаходилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира(Е.И. Ти...

Проект предметно- пространственной развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС

Слайд1 Среднесрочный проект предметно-пространственной развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС Слайд 2 « Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказала бы влия...