Статья о родном крае
статья (младшая группа)
Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2864/ (дата обращения: 12.01.2020).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_rodnom_krae.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные.
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т. д.
Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.
Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, в нашем дошкольном образовательном учреждении большое внимание уделяется комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания.
Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своему городу и своей стране.
В групповом помещении оформлен мини-музей, где представлены изделия чувашских мастеров, альбомы о родном крае, государственная символика республики подобраны и разработаны дидактические игры нравственного содержания на традициях чувашского народа. В книжном уголке собраны пособия и книги с чувашскими сказками, создана медиатека по ознакомлению дошкольников с родным краем.
В начале своей работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми второй младшей группы начала с проведения бесед о семье, в ходе которых выделила самого близкого в семье человека - маму. Обратила их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи. Постаралась вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность детей в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки. Объяснила детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В ходе беседы ребята рассказали и о других членах семьи. И таким образом постепенно пришли к пониманию того, что такое семья.
Воспитание любви к родному городу - одна из задач нравственно-патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город. Знакомство с городом начинается с того места, где ребенок проживает, близлежащих улиц и домов. Наблюдения проводились непосредственно с территории дошкольного учреждения. На прогулке с детьми проводилось наблюдение, где дети рассматривали дома, обращала их внимание на то, что домов много, у каждого дома свой номер, поэтому люди легко находят их, и у каждой улице есть свое название. Таким образом, дети запоминают название родного города и улиц, где они проживают. Для ознакомления детей с понятиями «страна» и «город», проводились развлечения и праздники.
Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Обращала внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, вместе с ребятами к праздникам украшали нашу группу. После праздников, проводила беседы с детьми, спрашивала, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны. В своей работе использовала различные виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с поговорками, загадками, пословицами, сказками, дети приобщаются к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В рамках Фестиваля народной культуры с детьми проводила открытое мероприятие по теме «Экскурсия в мини-музей», где познакомила дошкольников с культурой, декоративно-прикладным искусством и бытом родного края. Благодаря таким мероприятиям, у детей воспитывается любовь к родному краю и культуре, уважение к традициям и обычаям чувашского народа.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию использовала презентацию на тему «Природа родной страны», ребята с удовольствием рассматривали слайды, восхищаясь красотой различных пейзажей. Яркие впечатления об истории родного края, о Родине, о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Литература
1. Азбука нравственного воспитания : пособие для учителя / под ред. И. А. Каирова, О. С. Богданова. – М. : Просвещение, 2009. – 318 с.
2. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. – М. : Сфера, 2008. – 128 с.
3.Кожанова, М. Б. Этнопедагогическая основа содержания дошкольного образования / М. Б. Кожанова. - Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2005. -52 с.
4.Реализация национально-регионального компонента в этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса : сб.науч.тр./ Чуваш. гос. пед. ун-т; науч. ред. Т. Н. Петрова. – ЧГПУ, 2008. -217
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "
Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...
Статья «Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края»
Статья посвящена одному из основных направлений современной отечественной педагогики,связанному с воспитанием будущего поколения, обладающего духовно-нр...
Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края" способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края....
Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"
Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"...
Статья "Тема родного края с тихах местных поэтов при работе с детьми старшего возраста"
quot;Тема родного края с тихах местных поэтов при работе с детьми старшего возраста"...
Статья "Природа родного края"
Статья "Природа родного края"...
Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....
- Мне нравится (1)