Проект "Мой город - Коркино"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 14»
Педагогический проект
по нравственно – патриотическому
воспитанию детей
«Мой город – Коркино»
Подготовила:
Волошенко
Анна Геннадиевна
воспитатель
Коркино, 2019
Введение
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного патриотического воспитания. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре своего города, страны, созданной трудами родных и близких людей. Дошкольники воспринимают окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране, к людям у них проявляются в восхищении своим городом, своей страной, окружающими его людьми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного дошкольного образовательного учреждения глубокой целенаправленной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию, приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, страны, формировать чувство любви к своей малой родине, пробудить чувства гордости за то, что они живут в такой замечательной стране как Россия!
Постановка проблемы.
Задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества. Дети страдают дефицитом знаний о городе, крае, где многие из них родились и живут, родной стране, особенностях русских традиций.
Равнодушно относятся к близким, пожилым людям, товарищам по группе, недостаток сострадания и сочувствия к чужим переживаниям, к чужому горю. Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить родной край, свою Родину. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что каждому из нас надо быть полезным Родине, а для этого надо много знать, уметь, с детства совершать такие поступки, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем - на благо всей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. Оно начинается у ребенка с отношения к своей семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…,
с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чем он изумляется и что находит отклик в его душе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его архитектурой, ребенок учится осознавать себя живущим в определенном временном периоде, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры
Патриотическое воспитание-понятие емкое. Наша задача - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Все выше сказанное способствовало началу работы над проектом «Мой город – Коркино».
Проблема: В результате анализа знаний о своем городе было выявлено, что дети не владеют достаточной информацией, имеют элементарное представление. Возник вопрос: как решить выявленную проблему? Так родилась идея педагогического проекта: расширить знания детей о своем городе, его жителях, истории и культуре.
Ведь уже с детства человек должен любить свою Родину, родной край, гордится своей национальной принадлежностью. Если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее благоприятным периодом для воспитания высоких социально-нравственных качеств в детях, для которых характерны податливость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это остается с ним на всю жизнь.
Важным условием решения проблемы является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Как выяснилось, родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимания данной проблеме, считают ее не важной. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, следовательно, проблема нравственно - патриотического воспитания важна для общества в целом.
Гипотеза исследования: не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто его основал, начнут проявлять интерес к природе, к событиям городской жизни, то можно считать, что цель достигнута, и задачи проекта выполнены.
Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
1.Создать условия для восприятия сведений о культурном облике своего города, округа, об историческом прошлом родного края.
2.Развивать эмоционально - целостное отношение к своей семье, дому, улице, городу, краю, стране.
2.Вызвать интерес к истории своего города, уважение к людям труда.
3. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
4. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе
5.Развивать представление о культуре и быте коренных народов родного края.
6. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой родине.
7. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать
8. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Ожидаемые результаты:
• Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях.
• Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
• Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
• Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Коркино, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Новизна проекта.
Заключается в комплексном подходе к решению поставленных задач проекта:
- интегративный подход в организации образовательной деятельности (организованные формы обучения, совместная деятельность воспитателей с детьми, свободная самостоятельная деятельность)
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- совместная деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению прошлого и настоящего родного города, по формированию определенных нравственных качеств;
- взаимодействие с семьей и социумом по патриотическому воспитанию детей в условиях ДОУ.
- в создании условий педагогической деятельности всех участников проекта, активной эмоциональной включенности педагогов, детей, родителей, поиском методов и средств освоения задач проекта.
Практическая значимость.
- Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
- Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
- Обогащение предметно- пространственной среды и создание условий для обобщения материала по формированию у детей нравственных качеств.
- Внедрение в практику совместную работу семьи и детского сада по решению поставленных задач.
- Формирование у детей интереса к своему городу, сохранению его архитектурных ценностей, воспитание уважения к людям.
Теоретическая значимость.
Долгие годы педагогический процесс нравственно-патриотического воспитания больше был направлен на социум (интересы общества, государства). Советская педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время основами нравственно-патриотического воспитания считают формирование эмоционально – положительных отношений к людям разных национальностей, воспитание любви к своей Родине, месту, где родился и живешь, гуманных чувств и отношений к природе, окружающему миру, восприятие нравственно - волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками. К самому себе, воспитание культуры поведения.
Нравственно- патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о своей малой Родине, базисные знания о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Принципы создания проекта.
- Принцип доступности – предусматривает организацию рабаты с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
- Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть и услышать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Принцип интегративности – сочетание всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы, где основной является игра.
- Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
- Принцип дифференциации в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний.
- Принцип системности – достижении цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Методы и прием:
1.Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
2.Обьяснительно - иллюстративные.
3.Демонстрационные.
4.Проблемные ситуации.
5.Словесные.
6.Исследовательские.
7.Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы.
8.Методы формирования личности и формирования опыта поведения: упражнения, поручения, воспитывающие ситуации.
Формы организации детей:
Беседы
Экскурсии
Целевые прогулки
НОД
Продуктивная деятельность
Дидактические игры
Подвижные игры
Сюжетно - ролевые игры
Театрализованные игры.
Рассматривание тематических альбомов
Организация выставки поделок сделанных вместе с родителями
Заучивание стихов, пословиц, поговорок по теме проекта.
Чтение художественной литературы.
Просмотры презентаций, фильмов.
Формы работы с родителями.
Анкетирование.
Дни открытых дверей.
Индивидуальные беседы.
Консультации.
Продукт проектной деятельности.
Фотоальбом «Коркино – глазами детей»
Макеты «Аллея памяти», «Коркинский разрез», «Площадь им. Ленина», «Пограничный столб», «Кинотеатр им. Горького», «Почта»
Альбом «Мой город»
Фильм, презентации о Коркино
Игра-ходилка «Город Коркино»
Разрезные картинки «Собери герб»
Сборник дидактических игр по теме
Сборник стихотворений, пословиц и поговорок по теме
Интегрируемые образовательные области: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Тип проекта: открытый (в контакте с семьей), познавательный, творческий, групповой.
Длительность проектной деятельности: 2 месяца (октябрь 2019г. – ноябрь 2019г.)
Реализация задач предусматривала три этапа:
- Организационно - диагностический.
- Формирующий.
- Обобщающий
Участники проекта: дети подготовительной к школе группе, воспитатель, родители.
- Поэтапное содержание проекта.
Этапы | Содержание |
1этап. Организационно- диагностический. | Диагностика по выявлению знаний детей о своем городе. Анкетирование родителей. Подбор и изучение соответствующей литературы. Создание развивающей предметно – развивающей среды: подобрать материал, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературу по теме. Подбор материала для продуктивной деятельности. Разработка содержания конспектов НОД. Разработка консультаций, и памяток для родителей. Проведение родительского собрания. |
2этап. Формирующий. | Организация бесед с родителями. Оформление информационных стендов. Проведение цикла НОД на тему «Город Коркино – прошлое и настоящее». Оформление альбома «Мой город - Коркино» Сюжетно – ролевые игры, строительные, театрализованные, развлечение по данной теме. Изготовление наглядно – дидактических пособий, составление картотек стихов, игр, пословиц, поговорок о городе. |
3этап. Обобщающий. | Обобщение результатов работы. Подведение итогов. |
- Анализ результативности работы проекта.
Данный проект нашел эмоционально – положительный отклик среди всех участников проекта: детей, родителей, педагогов. Работа над ним способствовала решению всех поставленных задач.
У детей появилось желание быть похожими на близких людей в своих делах и поступках на благо своего города. Возникает желание рассказать о прошлом и настоящем города, его жителях через разные виды деятельности. (рассказы, рисунки, аппликации, презентации…).
Подводя итог можно сделать вывод, что проектная деятельность способствовала:
- самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности;
- возможности конструктивного сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников;
- активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению психолого-педагогической культуры родителей;
- активизации творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности;
- созданию системы знаний по теме проекта, расширить кругозор, повысить познавательную активность;
- помогла формированию положительной направленности поведения, формированию доброжелательных отношений в коллективе детей;
- обогащению предметно-развивающей среды в группе, созданию уголка по нравственно-патриотическому воспитанию, различных выставок, фильмотеки.
Заключение.
Нравственно- патриотическое воспитание в детском саду заключается в том, чтобы развить у ребенка нравственное сознание, сформировать чувство любви к родному дому, к своей семье, к истории и культуре своего города, края, своей страны созданной трудом людей тех, кого мы называем родными.
Работа над проектом «Мой город – Коркино», позволяет сделать вывод, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – это процесс сложный и длительный. Он не ограничивается одним проектом. Эта работа должна проводиться систематично, планомерно в разных видах деятельности по разным направлениям: это и воспитание любви к близким людям, и формирование интереса к прошлому и настоящему родного города, знаменитым людям своей страны.
Работа, проделанная в ходе реализации проекта, способствовала зарождению первых ростков патриотизма у детей, которые в будущем должны превратиться в большую любовь к нашей великой Родине, а это возможно лишь при условии совместной, целенаправленной деятельности педагогов и родителей.
Весь смысл данной проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает навыки познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение планировать, работать в коллективе, а такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Список литературы.
- «Технология проектирования в ДОУ» Евдокимова Е. 2006г.
- «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образовательного образования. /Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, - М.: Мозаика- Синтез, 2014г.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, М.: Перспектива, 2008г.
- Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом М.: ТЦ Сфера. 1999г.
- Александрова Э.И. Система патриотического воспитания в ДОУ.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма детском саду. Практическое пособие М.: Аркти, 2007г.
- Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников». М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
- Ветохина А.Я. « Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». М.: «Детство-пресс», 2001г.
- Вишневская В.Н. «Свет Руси» программа духовно-патриотического воспитания детей 5 – 7 лет М.: «Аркти», 2004г.
- ЗеленоваН.Г. «Мы живем в России». М. «Скрипторий», 2007г.
- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?». М.: «Сфера» 2003г.
- Маханева М.Д. нравственно - патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. М.: Сфера, 2009.
- Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет». М. «Айрис-пресс».
- Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». М.: Линка - Пресс,2003г.
- Тимофеева Т.Е. «Проектная деятельность в воспитании любви к родному городу». Управление ДОУ, научно-практический журнал.2001-№1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по Ознакомлению с окружающим миром (наш край) в средней группе "Город Коркино".
Материал позволит продемонстрировать детям разрез "Коркинский", некоторые достопримечательности нашего города....
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром «Наш город — Коркино» Старшая группа
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром «Наш город — Коркино» закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, ...
Игра-бродилка "Мой город- Коркино"
Настольная игра - бродилка для закрепления знаний о родном городе, его достопримечательностях....
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста "Мой любимый город Коркино"
Квест-игра для детей "Мой любимый город Коркино"...
Картотека стихов, пословиц и поговорок о городе Коркино
Подборка стихотворений о городе Коркино, пословицы и поговорки...
Педагогический проект во второй младшей группе «Мой родной город Коркино»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек....
Проект «Мой город Коркино»
В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществля...