«Обучение детей старшего дошкольного возраста музыкальным казачьим играм»
учебно-методический материал

Елена Ивановна Самсонова
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»

        

Мастер-класс

музыкального руководителя    Самсоновой Елены Ивановны

по теме:

«Обучение детей старшего дошкольного возраста музыкальным казачьим играм»

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

В казачьих играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.

Казачьи игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Казачьи игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.

По содержанию казачьи игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Дети учатся быть внимательными, ловкими, выносливыми, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, смелость,  волю и стремление к победе. Игра требует умения ориентироваться в пространстве,

 проявления чувства коллективизма, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного»). В казачьих играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, считалками, потешками. Эти четкие считалки, напевно-забавные подпевки, занимательные диалоги быстро запоминаются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения и никогда не стареет.

Основным условием успешного внедрения казачьих  игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Музыкальный руководитель, творчески используя игру, как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

Объясняя новую игру, в которой есть зачин (считалка, подпевка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит  от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Педагог дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В  конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные казачьи игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Целью своего мастер-класса я ставлю знакомство и обучение с методикой исполнения основных движений  в музыкальных казачьих играх.

Казачья игра  «Тетера шла» 

Все мальчики-казаки делают «воротики».

Девочки-казачки цепочкой проходят сквозь «воротики» и поют:

Я у казака жила,
Я тетёрочку пасла.
Я тетёрочку пасла,

На зелёном лугу

На зелёном лугу

Под веселую дуду.
У
ж ты, дудочка моя,

Весели-ка меня.
У
ж ты, дудочка моя,

Весели-ка меня.

 На последних словах того, кто в данный момент находился под воротами, ловят, опуская руки.

 Девочка-казачка присоединяется к мальчикам-казакам и тоже образует «воротики».

И так далее, пока не останется одна девочка-казачка. Она и победительница!

Казачья игра «Бай, качи»

Бай, качи, качи, качи!            Последняя пара проходит

Глянь, баранки, калачи!        через все воротца и встает

Глянь, баранки, калачи         впереди. То же самое делают

С пылу с жару из печи,          последующие пары, пока

С пылу с жару из печи,          звучит песня (как в игре «Ручеек»)

Все румяны горячи. 

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Пара, оказавшаяся первой, расцепляет руки.

Дети встают спина к спине.

 Все остальные участники считают: «Раз, два, три — беги!»

 Водящие бегут под музыку  в противоположные стороны,

 обегая все стоящие пары, и возвращаются.

 Победителем считается участник, выхвативший у ведущего кольцо («калач»).

Казачья игра  « Заря-зареница»

Каждый играющий берется за ленту.

Водящий стоит вне круга.

Дети, держась за ленту, идут.

Один игрок (ребенок или взрослый) держит шест с прикрепленными на конце лентами.

 Дети идут  по кругу и поют:

Заря-заряница,

Казачка-девица

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг.

 Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Казачья игра  «Достань платок»

Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные),

 на них висят шали.

 Возле ведущих стоят по два мальчика.

Под веселую казачью музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу.

 С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль.

Победитель с шалью подходит к девочке, кладет шаль ей на плечи и приглашает танцевать.

 Игра может проводиться с доступным количеством шашек и шалей.

Шаль можно заменить кубанкой.

Казачья игра  «Наталья»

Описание игры:
Дети идут по кругу в одну сторону,

 девочка-казачка  в другую и поют:

 (движения выполняются согласно тексту).

Во садике казачка, казачка, казачка.

Казачку  звать Наталья, Наталья, Наталья.

По садику ходила, ходила, ходила, 

Златым кольцом звенела, звенела, звенела,

Казака  манила, манила, манила:

Девочка-казачка поет:

 - Иди сюда поближе, поближе, поближе

 И кланяйся пониже, пониже, пониже,

Еще того пониже, пониже, пониже.

Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче,

Еще того покрепче, покрепче, покрепче.  

 В конце хоровода обнимаются.

Казачья игра «Папаха»

Атрибуты: Папаха казачья.

Описание игры:
Дети становятся в круг. По сигналу по кругу передается папаха и проговариваются слова:
Ты лети, лети папаха, 
Ты лети, лети вперед, 
У кого папаха встанет, тот на круг нехай идет! 
У кого шапка остается в руках, выходит в центр

и под казачью музыку танцует,

выполняя характерные казачьи танцевальные движения.

 Остальные дети повторяют за ним движения.

Казачья игра «Передай подкову»

Атрибуты: Подкова.

На Дону есть поверье старинное:

 «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет».

Описание  игры:

Дети становятся  в круг.

Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует под казачью музыку, выполняя характерные казачьи танцевальные движения.

Остальные дети повторяют за ним движения.

 Казачья игра «Стадо»

Атрибуты:  Дудочка.

Описание игры:

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Пастушок играет на дудочке. Овцы поют, зовут пастуха:

Пастушок, пастушок!

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая!

Гони стадо в поле

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они танцуют под казачью музыку.

 По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец.

Все, кого поймал волк, выходят из игры.

 Казачья игра «Плетень».

Описание игры: Девочки и мальчики становятся в шеренгу,

скрещивают руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева.

Дети поют и   выполняют определенные движения:

Мы плели (первая команда поднимает руки и опускает)
Плели плетень (вторая команда поднимает руки и опускает),
Любовались (первая команда поднимает руки и опускает)
Целый день (вторая команда поднимает руки и опускает),
Расплетались (обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку)
Очень долго ( обе команды поворачиваются в левую сторону и кладут руки на плечи впереди стоящему игроку),
Только никакого толка ( на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх. Кто быстрее построится, тот выигрывает.

 Казачья игра  «Курень».

Описание игры: 

Дети становятся в круг.

Мальчик в папахе идет вокруг девочек и поет:

«Вокруг куреня хожу и в окошечко стучу.

 В гости к вам казак пришел и казачку тут нашел ».

Мальчик дотрагивается до плеча девочки,  поворачивает ее к себе и они разбегаются в разные стороны, кто вперед добежит к окошку (на место ребенка, который побежал).

Игра начинается заново.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Психотерапевтические игры с музыкальным сопровождением»

(нетрадиционные методы работы с детьми в детском саду )
Музыкальный руководитель: Самсонова Е.И.

Одним из путей оптимального развития здорового ребенка является обеспечение его психологической безопасности.

Созданию условий психического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) помогут психотерапевтические игры.

Психотерапевтические игры – это игры, направленные на оздоровление души.

 Такие игры проводит музыкальный руководитель с подгруппой детей или индивидуально в хорошо проветренном помещении.

Игры сопровождаются мелодичной, ритмичной, негромкой музыкой в медленном или среднем темпах.

Данные игры благотворно влияют на психику ребенка, так как успокаивают и расслабляют, оставляют приятные ощущения.

С помощью этих игр ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение .

Игры стабилизируют эмоциональное состояние, помогают обрести уверенность в себе.

Развивают умение руководить своим телом, воспитывают к нему бережное отношение, желание быть здоровым.

Игры служат созданию доброжелательной обстановке, атмосферы любви.

Психотерапевтические игры порождают радость, свободу, покой в себе и вокруг себя.

Кроме того, жизнерадостное настроение, получение от участия в играх способствуют правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и восстановительным процессам в организме.

«ТАНЦУЮЩИЕ ФИГУРЫ» 
Цель игры: 
- развивать умение визуализировать,
- учить расслаблять и напрягать свое тело, снимать нервное и мышечное напряжение,
- учить управлять своим телом,
- развивать чувство радости от гармоничного движения тела.
Ход игры: 

Музыкальный руководитель: «Я приглашаю вас на бал. Но что же делать, у музыкантов сломались инструменты?

Как мы будем танцевать? А очень просто! Представьте себе, что звучит ваша любимая мелодия… Потанцуйте под нее.»

По команде: «В ритме танца закружись!» (Дети выполняют свободные танцевальные движения по воображаемую мелодию).

По команде: «А теперь остановись!» (Дети замирают в выбранной ими танцевальной фигуре).

 «ПЕРЫШКИ» 
Цель:
- профилактика искривления позвоночника,
- развитие умения владеть своим телом.
Ход игры: 

Музыкальный руководитель: «Игра «Перышки» поможет вашему позвоночнику быть здоровым.

Представьте себя легкими и воздушными, перышками». (Показывает как стоя, не отрывая стоп от пола тянуть позвоночник как можно выше вверх, стараясь при этом оторвать свое тело от пола).

«Для этого: встаньте строго, касаясь обеими стопами ног пола, тяните вверх как можно выше свой позвоночник». (Музыкальный руководитель показывает, дети повторяют).

«Итак, начали. Подул ветер. Перышки взлетают вверх (дети вытягивают позвоночник).

Ветер утих, перышки вернулись на землю (позвоночник возвращается в исходное положение).

Наш позвоночник здоров!» (повторить 5 раз).

«ПТИЦЫ» 
Цель: 
- развивать умение визуализировать;
- создавать ощущение легкости от полета,
- направить внимание на определенные участки тела,
- воспитывать любовь к своему телу.
Ход игры: 

Музыкальный руководитель: «Представьте себе, что вы красивые большие белые птицы.

Вот вы разбежались, расправили крылья и взлетели высоко к синему, синему небу.

Вы летите навстречу ветру, гордо расправив свои сильные крылья.

Каждое перышко продувается насквозь теплым, ласковым ветром, и вместе с ветром уносятся все ваши неудачи, беды и болезни, а организм насыщается целебной силой Воздуха». (Дети стоят на полу, разведя руки в стороны, под музыку представляя себя птицами).

«БУРАТИНО» 
Цель игры: 
- терапевтический эффект для шейного отдела.
Ход игры: 

Одеваем картонный  нос для Буратино.

Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик».

Под песню «Буратино» выполняем характерные танцевальные движения Буратино.

При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи.


«ЗЕРНЫШКО» 
Цель игры: 
- развивать умение визуализировать;
- развивать умение расслаблять мышцы тела.
Ход игры: 

Ребенок калачиком свернулся, сжался, но вот пригрело солнышко, полил дождь, «зернышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, а затем медленно потягивает ножки – корешки и ручки – росточки и начинает поворачиваться, поднимаясь к солнышку.

Подул холодный сильный ветер – дети съежились в комочки.

Выглянуло солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками. (2 – 3 раза).

«ШАРИК» 
Цель игры: 
- развивать умение напрягать и расслаблять мышцы рук, ног, шеи, лица.
Ход игры: 

Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением.

Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки.

Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела.

Шарик лопнул. И дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.

Звучит спокойная расслабляющая музыка.

«КОМПЛИМЕНТЫ» 
Цель игры: 
- учить говорить комплименты окружающим, активизировать словарь,
- создавать благоприятную обстановку.
Ход игры: 

Музыкальный руководитель: «Мы будем дарить сегодня друг другу по кругу комплименты».

В заключении музыкальный руководитель вместе с детьми произносит: «Мы красивы, сильны и здоровы!».

Игра стабилизируют эмоциональное состояние, помогают обрести уверенность в себе.

«УЛЫБНИСЬ, ПОДРУЖИСЬ!» 
Цель игры: 
- развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность,
- воспитывать потребность в доброжелательном общении,
- создать благоприятную эмоциональную обстановку,
- увеличение амплитуды движений в суставах пальцев рук и кистей;
- обмен внутренней энергией, установление теплых межличностных отношений.
Ход игры: 

Дети по желанию выбирают себе пару, становятся друг против друга.

Ударяют в свои ладони, затем в ладони своей пары.

Далее после удара в ладони, следует поочередный хлопок правой и левой рукой.

 При этом оба партнера произносят:

Хлопай, хлопай, посильней

И ладошки подогрей.

Левой, правой, а потом...

Поделись своим теплом.

Игра в ладони продолжается с музыкальным сопровождением.

«БЕЗОБИДНЫЙ РУЧЕЕК» 
Цель игры: 
- учить забывать обиды и прощать обидчиков,
- сбрасывать с себя негативную энергию,
- развивать умение визуализировать.
Ход игры: 

Музыкальный руководитель предлагает детям принять удобную позу на ковре. Звучит спокойная легкая музыка.

Говорит: «Сейчас мы будем учиться отпускать свои обиды, чтобы они не мешали нам быть здоровыми.

Представьте себе чистый звенящий ручеек, а ваши обиды – это камни.

Выбросьте эти камни в ручеек, освободитесь от своих обид, а ручеек унесет их далеко-далеко».

Во время игры создает звуковой тон: вначале звучит веселое журчание ручейка,

затем более тяжелое (ручеек полон обид – камней),

затем снова веселое и легкое звучание уже «безобидного» ручейка.

«ЗЕРКАЛО» 
Цель игры: 
- помочь детям открыться, почувствовать себя более свободным раскованным, увидеть себя как бы со стороны;
- развивать умение давать оценку не только своему внешнему виду, но и своим действиям;
- учить думать о себе положительно, любить себя.
Ход игры: 

Воспитатель предлагает подойти к зеркалу, посмотреть в глаза своему отражению и, упомянув свое имя, произнести слова:

"Я сильный и мужественный...",

"Я добрый и справедливый...",

 "Я могу..." и т.д.

Закончить работу с зеркалом словами: "Любовь везде в мире, а я люблю и любим!"


«СОЛНЫШКО ЗДОРОВЬЯ» 
Цель игры: 
- развивать умение визуализировать;
- воспитывать любовь к своему организму, желание быть здоровым.
Ход игры: 

Предложите детям представить, что какая-либо их неприятность, неудача или болезнь - это сосулька.

"Вы держите в руках эту сосульку. Вам холодно и неприятно от этого. Но вот выглянуло солнышко.

Вам становится теплее. От теплого и ласкового солнышка ваша сосулька начинает таять, превращаться в воду и капать на пол.

 И вот, вам стало тепло и приятно, а от вашей сосульки (неприятность, неудача, болезнь) осталась только лужица на полу.

Вытрите ее тряпкой. Молодцы!

Теперь вам хорошо и радостно.

 Вы в безопасности. Вы здоровы!"



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по патриотческому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "кубанская казачья честь и слава"

Авторский конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Кубанская казачья честь и слава"...

Мультимедийная музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальные загадки Маши и Медведя"

Методическая  мультимедийная разработка  «Музыкальные загадки Маши и Медведя» позволит  заниматься музыкально-сенсорным  развитием ребёнка не только на музыкальных занятиях, но и и...

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккейХоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры в...

«Использование ИКТ в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах»

laquo;Использование ИКТ в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах»    Меняется мир – меняются и дети.  Перемены ...

Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"

Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"...

Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"

Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"...