Конспект занятия «Бурятская юрта в старшей группе»
план-конспект занятия (старшая группа)

Хандакова Елена Владимировна

Цель. Познакомить детей с жилищем бурят – юртой; показать детям практическую необходимость юрты; приспособленность к экстремальным природным условиям данного жилища. Воспитывать и побуждать интерес к обычаям и традициям бурятского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryatskaya_yurta.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Бурятская юрта в старшей группе»

Цель. Познакомить детей с жилищем бурят – юртой; показать детям практическую необходимость юрты; приспособленность к экстремальным природным условиям данного жилища. Воспитывать и побуждать интерес к обычаям и традициям бурятского народа.

Предварительная работа.

  1. Участие детей в бурятских народных играх.
  2. Знакомство с образом жизни бурят, их деятельностью.
  3. Рассматривание географической карты Бурятии.
  4. Разучивание стихотворений.

Ход занятия.

- Каждый человек на земле имеет свою родину. Ребята, что такое Родина? (Ответы детей).

1 реб. Наш край

И воздух какой-то особенный тут-

Прохладой и свежестью веет.

И грудь очищается, силы растут,

А солнце как ласково греет!

Люблю говорить о крае моём,

О нашей чудесной отчизне;

О том, как мы трудимся, любим, поём,

О светлой и радостной жизни.

2 реб. Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встаёт,

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница,

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

3 реб. Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

- Ещё каждый человек имеет свой дом, свой жилище. У всех народов жилища разные.

Найдите на картинках бурятскую юрту. Правильно, дети. И хотя сейчас современные люди живут в домах и квартирах, раньше они отдавали предпочтение именно этим видам жилья.

- Ребята, как вы думаете, почему буряты не строили дома, а изготавливали юрты? (Уточнение ответов детей)- Да, ребята, раньше буряты вели кочевой образ жизни, в поисках корма для животных они кочевали с места на место, поэтому удобнее было иметь юрту, которая легко собиралась и разбиралась, и её легко можно было перевозить на лошадях. А ещё буряты очень бережно относились к природе, и им нельзя было срубать много деревьев.

- Давайте сравним дом и юрту. Чем они отличаются друг от друга. (У юрты нет углов, она имеет круглую форму, чтоб её не снесло ветром. А у дома 4 угла. Дом деревянный, а юрта покрыта войлоком. У дома есть окна, а у юрты нет окон).

У юрты на самом верху крыши имеется специальный круг – тооно. Через него в юрту проникал свет. Кроме того, тооно служило дымоходным отверстием. Оно необходимо для того, чтобы дым от огня не задерживался в юрте, а выходил на улицу.

Скажите, дети, чем служило тооно? Что было бы, если бы дым не выходил на улицу?

Физминутка. с давних времён люди после трудового дня отдыхали, пели песни, танцевали ёохор. Давайте мы тоже отдохнём, встанем на ёохор.

Очаг. Особое место в юрте занимает очаг, место, где разводили огонь. С огнём разговаривали, рассказывали о своих делах, его просили о помощи и поддержке. Огонь не должен был гаснуть всю ночь, он жил в очаге всегда. Огонь считается священным: нельзя лить воду на огонь, перешагивать через него, касаться огня острыми предметами, кидать в огонь мусор. Как вы думаете, почему? (Иначе огонь обидится на людей). Буряты ежедневно, сварив чай по утрам, обязательно угощают им хозяина очага.

Порог. Не принято было разговаривать, здороваться через порог, сидеть на нём. Споткнуться при выходе о порог считается плохой приметой. Если человек споткнулся, то надо было вернуться, взять щепку или полено и кинуть их в очаг.

Предметы в юрте имели строго своё место. (Рассматривание схемы расположения предметов в юрте). Самое почётное место – хоймор (бурханай тала). Здесь находится домашний алтарь – божница, ему тоже приносили «угощение», а бурхан оберегал жильцов от беды и от всего плохого.

Ребята, юрта у бурят делится на левую и правую половину. Левая при входе (зун тала) считалась мужской. Посмотрите, что находится в мужской половине юрты? (конская сбруя, охотничий инвентарь).  А правая сторона (баруун тала) считалась женской, здесь находится домашняя утварь, посуда. Правая сторона считалась почётной, здесь принимали гостей.

Итог занятия. Игра «Закончи предложение».

Бурятское жилище называется… юрта.

У дома четыре угла, а у юрты… нет углов.

Отверстие на крыше юрты называется… тооно.

Место, где разводят огонь называется… очаг.

Самое почётное место в юрте … хоймор.

Левая сторона при входе считается… мужской, а правая… женской.

Дом деревянный, а юрта покрыта… войлоком.

К очагу надо относиться бережно, уважительно, т.е. нельзя… на огонь лить воду, перешагивать через него, касаться огня острыми предметами, бросать в него мусор.

Через порог нельзя… разговаривать, здороваться.

А сейчас мы с вами, ребята, построим маленький юрточный городок. (Конструирование из бумаги).

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...