Доклад по этнокультурному компоненту
материал
Доклад по этнокультурному компоненту для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад по этнокультурному компоненту для воспитателей | 37.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме «Этнокультурный компонент в ДОО»
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Именно национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению учёных? является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной.
Чтобы дать определение «этнокультурного компонента», стоит разобраться в его составе. Этнокультурный компонент, состоит из трех основополагающих слов. «Этнос», «Культура», «компонент».
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). (Краткий словарь по социологии)
Культура – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности. (Краткий словарь философских терминов).
Компонент (от лат. componens - составляющий) составная часть, элемент чего-либо. (Большой толковый словарь.)
Таким образом, Под этнокультурым компонентом подразумеваются все то, даёт представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, духовных целях и ценностях.
В ФГОС ДО определены принципы дошкольного образовании, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.
В Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2020 гг. этнокультурное образование, определяется как целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса.
Этнокультурное образование детей в дошкольном образовательном учреждении непосредственно связано с культурно-ценностными, личностно-развивающими составляющими окружающего пространства, с созданием жизненного пространства дошкольника, в котором все направлено на организацию этнокультурного образования.
Целью этнокультурного образования дошкольников выступает целенаправленное формирование базисных компонентов личности, которые обеспечивают положительное включение ребенка в культуротворческую деятельность, становление его «совестной доминанты картины мира и образа жизни».
Концептуальной основой выбора цели является идея воспитания ребенка как личности, которая включена в отечественную культурную традицию (Сергей Иосифович Гессен, Иван Александрович Ильин, Константин Дмитриевич Ушинский).
Цель этнокультурного образования дошкольников определяет его задачи. К ним, прежде всего, относится:
– идентификация детей дошкольного возраста в этнокультурном окружении;
– ориентация дошкольников на традиционные духовные ценности;
– педагогическая поддержка детей дошкольного возраста в их духовно-моральном самоопределении;
– руководство становлением отношений детей дошкольного возраста с социокультурным окружением через преобразование окружения образовательного учреждения в воспитательное пространство.
Содержание этнокультурного образования включает три аспекта:
– передачу этнологических знаний, на основе которых складываются определенные представления;
– трансформацию этих представлений в отношения, которые в свою очередь формируют чувство привязанности к родной стороне, чувство любви к родному краю, Отечеству, чувство патриотизма;
– дальнейшую реализацию этих представлений и отношений в деятельности.
Современные исследования (М.И. Богомолова, Г.Н. Волков, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Тамара Семеновна Комарова, Т.В. Поштарева, Т.Ю. Купач, С.Н. Федорова, Алла Николаевна Фролова, Раиса Михайловна Чумичева и др.) в области этнокультурного образования дошкольников подчеркивают необходимость учета потенциала дошкольника и указывают различные пути становления и развития этнокультурной личности дошкольника.
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью.
Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация "Использование этнокультурного компонента в работе воспитателя"
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию обобщённый опыт работы в направлении "Использование этнокультурного компонента в ДОУ". Надеюсь, кому-то будут интересны мои наработки....
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
Физкультурные занятия изначально вводились в сетку занятий с целью разностороннего развития детей дошкольного возраста. Новые федеральные требования возвращают нас именно к этой цели. Как говорится, в...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Дошколёнок" с этнокультурным компонентом
Дети должны знать историю, культуру, традиции своего народа и народа на земле которого мы живём....
Этнокультурный компонент (на занятиях и в режимных процессах)
"Мен кем керегинде айдадым таныгар"Амадузы:Баланы а!аренкай болорына уредер,таскадаачынын !артаганын ондоорына темиктирер.Таскадаачы кандый бир солдаттын будумин куучындап !урайт. Балдар с...
«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...
Доклад по этнокультурному компоненту
м.атериал предназначен длч воспитателей, с целью ознакомления с этнокульткрным компонентом в ДОО...
Доклад «Опыт работы педагогов ДОУ по внедрению этнокультурного компонента»
Каждому человеку необходимо знать родную историю и культуру народа, к которому он принадлежит. Главная задача Познакомить детей с жилищем, предметами быта, орудиями труда и конечно же фольклором. Ведь...